Учиться, учиться, еще раз учиться...
Начало курсов было внезапным. Нахватали анкеты подходящих людей, перед Великим Постом позвонили по телефону и вывалили все это на голову. Голова на тот момент уже была готова ко всему, и я спокойно воспринял эту неожиданную весть. Курсы стартовали сразу после первой недели поста и начались довольно резко: на второй седмице поста было три занятия по четыре пары, кроме первого дня, который был несколько облегченным. Занятия начинались в 13.00. Было много клириков в возрасте и высидеть 4 пары, то есть 6 часов, было не так просто. Насчет возраста. Знаю одного священника, которому было точно 64 года. Парочку диаконов я проверил по интернету, всем им было за пятьдесят. Один диакон вообще был интересен. Рукоположен где-то в 53 года, а на момент учебы ему было уже 59. Было два архимандрита, довольно много диаконов и еще больше священников. Мысленно я сравнивал их с духовенством того периода, когда я начинал служение, то есть со священниками, которые служили 25 лет назад. Нынешние батюшки, конечно, были сообразительнее, и среди них уже не было неучей, то есть клириков не только без образования, но и не блещущих интеллектом. Но то духовенство знало себе цену, а это больше походило на представителей низших офицерских чинов, или даже на прислугу, которой велят подать то или другое и при этом всегда ругают за то, что не то подали. И этим сравнением я не хочу унизить нынешнее духовенство. Если те священники были похожи на полковников советского периода, которые просиживали штаны в секретных московских воинских частях, где, к слову, уже никаких секретов не было, на солдат никогда не нюхавших пороха, но получавших неплохую зарплату, или на воинов, день за днем мерющих шагами плац готовясь к очередному параду, то эти смахивали на окопное войско, которое подстерегала смерть, то ли от пули, то ли от сырости и мороза. Это были люди лишенные лоска, тут не до мундиров и начищенных блях и пуговиц. Многие из них, я уверен, и не знают, что такое награды, потому что они упорно минуют их.
Само обучение начиналось как-то мало интересно и даже сонно. В самом начале протоиерей Владимир Диваков поделился своими воспоминаниями о давно ушедшей молодости. Их я уже читал, не так давно, в газете "Радонеж". Складывалось впечатление, что в преподаватели впопыхах пригласили всех тех, кто не мог отказаться. То, что должно было называться пастырским богословием, представляло собой воспоминания или беседы на духовно-нравственные темы. Но были и на этой ниве неожиданности. Так, протоиерей Леонид Ролдугин, весьма уважаемый священнослужитель, но, увы, совсем уже немощный, высказал мнение, что ранее причащались в посты, а некоторые наиболее активные прихожане - раз в месяц, и нет причины что-то менять. Это явно шло вразрез с мнением некоторых представителей духовенства. Причем один священник или диакон встал и заявил, что он вынужден так часто причащаться, а если бы не было такой необходимости, то по своей воле не стал бы так часто приступать к Святым Тайнам. В том смысле, что "работа есть работа". Так что начиналось все не очень серьезно, и многие подшучивали надо мною, когда я пытался добросовестно все записывать, но потом пошли довольно содержательные лекции преподавателя МДА протоиерея Александра Задорнова и несколько нудные лекции юристов об изменениях в законодательстве. Затем были информативные лекции об исламе Силантьева и Корытко, и очень обстоятельные - Носачева об оккультизме. Все от гностиков до Рериха без легенд и домыслов, только объективные данные и взаимосвязь этих, казалось бы, независимых течений. Кстати, Павел Георгиевич рассказал о необходимости для масонов учиться и сдавать экзамены. У всех учащихся эта особенность масонства вызвала улыбку.
Затем были чрезвычайно интересные и насыщенные лекции священника Михаила Желтова. Он тоже появился, как и многие другие, с вопросом: "О чем хотите поговорить?" Поговорить он мог о многом. Мы скоро в этом убедились. Начал о. Михаил с ветхозаветного богослужения. А потом перешел к нынешним проблемам. Особенно интересен был вопрос диаконисс. Когда греки, всегда приклонявшиеся перед англичанами, стали перенимать и церковный опыт Альбиона, то перехватили идею возрождения института диаконисс. Идея дошла и до преподобномученицы Елизаветы, но собор 1918 года отверг эти начинания. В англиканской церкви идея эта развивалась и закончилась женским священством. Где-то в Полинезии ввиду отсутствия священника его функцию взяла на себя диаконисса. Опыт был принят и пошло женское священство. На Востоке идея тоже развивалась, даже святитель Нектарий Эгинский поставил несколько диаконис. Но, кем были диакониссы в древности? О. Михаил ответил нам на этот вопрос. Диаконы во многом выполняли хозяйственные функции. Поэтому логично было, чтобы диаконы, к примеру, ведали приютами для мальчиков, а диакониссы - для девочек. Кроме того, диакониссы помогали при крещении женщин. Но никаких богослужебных функций они не выполняли. Об этом забыли нынешние возродители в Греции и Болгарии. Такие служительницы - этап на пути к женскому священству.
Очень зажигательно говорил о катехизации священник Стефан Домусчи. Впоследствии по моей просьбе он прислал магистерскую работу по истории катехизации. Немного неожиданным стала рекомендация даже отговаривать слабо подготовленных от Крещения. О.Стефан рассказал нам о длительной катехизации, продолжительность которой составляла в древности три года. Замечательно, если бы у нас так долго готовились к Крещению. Ну, не три года, а хотя бы во время Великого Поста. Много ли, правда, найдется желающих? А с другой много есть сил, которые обеспокоены ростом влияния Церкви. Но увлеченного о. Стефана в этом не заподозришь.
Неожиданно интересными были выступления протоиерея Александра Абрамова. Из них мы узнали, кто был реальным автором измения порядка награждения клириков. О. Александр без лишней скромности рассказал о своей роли в решении проблем с наградами (приведение в соответствие с порядком наград , принятом у православных на Западе)
Нельзя не отметить и психиатра Василия Глебовича Каледу. Он не только прочитал нам три лекции, на которых привел нам много интересных примеров из жизни, подарил нам по книге по пастырской психиатрии, но и организовал три академических часа практических занятий в Центре психического здоровья. Нам представили несколько пациентов центра с разными диагнозами. Особенно поразил монах Ф. По первым его словам можно было бы сказать: «Зачем сюда притащили здорового православного монаха?» Если бы не было заметно душевное нездоровье в его голубых глазах. Но, как он ни старался скрыть от нас, "коллег", это нездоровье, оно все же выскочило в последующих речах. Троицу, например, он понимал как Спасителя с пророками Илией и Енохом.
Мне приходилось общаться с подобными больными людьми, и их речи от нормальных плавно перетекали к бредовым. Нездоровье прячется где-то на глубине. Были и другие пациенты с другими диагнозами.
После этого был довольно обстоятельный тест, в который много попало того, что нам не рассказывали преподаватели, но что мы и так должны знать, по словам руководителя курсов Артемия Владимировича Пономарева. Не скажу, что все это мы могли откуда-то знать. Часть рассказанного нам была весьма познавательна и интересна, но не столь необходима православному пастырю или диакону. Особенно меня удивила миссиология. Авторы этого учебника пытаются нам доказать, что миссия – это камень, на котором зиждется Церковь, миссию даже нашли у лиц Святой Троицы. Главная цель христианской жизни – это миссия. Апостолы – это тоже миссионеры. Короче, нет ничего кроме миссии. Раньше, правда, мне по наивности казалось, что миссия – это проповедь христианства язычникам. Ради нее христиане отправлялись в далекие страны. Вначале 20 века активно занимался внутренней миссией Василий Михайлович Скворцов. И сейчас она , конечно, нужна. Но есть еще и богословие, богослужение, служение ближнему. Поэтому, очевидно, миссиология и превратилась в огромный учебник, и у протоиерея Николая Соколова не было желания его пересказывать.
Так или иначе, с тестом все справились. А ответственный за учебу епископ Воскресенский Дионисий намекал нам на какой-то устный экзамен по четырнадцати предметам, чуть ли не с трансляцией куда-то наверх. Действительно, в некоторых епархиях такая учеба завершалась сдачей экзамена правящему архиерею. Так учеба разбивается о дисциплину.
Конечно, было много непонятного: зачем диаконам изучать изменения в светском законодательстве, когда в современной жизни его это не касается. Собственно, и вопросы пастырства не для них... Но в целом курсы были полезны.
Свидетельство о публикации №219061401596