Мыши в подарок

               
     За годы учёбы в семилетней и  средней  школах  ученики  были участниками  разных экспериментов, можно отметить, не худших,  проводимых  учёными мужами  советской  науки. Одним из этих экспериментов  была так называемая  производственная  практика  в школах, и которая  проводилась  в дни летних каникул. В программу  этой производственной практики  часто входила  обычная работа в колхозе. Но иногда и были исключения.
 
     Однажды такая практика была организована  в семилетней школе, в деревне Борки, в которой  мне пришлось учиться. Была направлена    группа учеников на колхозную конюшню, запрячь несколько телег. Проехать на этих телегах по некоторым деревням и возвратиться  на конюшню. Об истинной цели этой поездки знал ограниченный круг старших учеников. По правде говоря, каким надо быть неумным руководителем школы и отправить целую колонну несовершеннолетних учеников на лошадях  по сельским улицам, пусть даже  среди нас и были старшеклассники. Мне в напарники был определён один одноклассник из соседней деревни- Андрей. Он заявил сразу, что будет управлять лошадью. Так он хотел заработать себе авторитет. Для меня  дома это было обычным делом и престижа  управления лошадью в колоне не добавляло.

    Как только пришли в конюшню  и  конюх  вывел нам лошадь, на которую нужно было  одеть хомут  и запрячь в телегу,  увидел, что управлять лошадью придётся мне. Хомут  мой напарник начал одевать не так как следует. Лошади привычные к этой операции сами помогают. Мой напарник стал одевать хомут  на голову узкой и обратной стороной. Помог  ему одеть правильно хомут. Подошли к телеге. Завёл лошадь между оглоблей и взял дугу и стал  запрягать  лошадь. Опять у него вышла неувязка.  Дугу в хомут стал вдевать с правой стороны в ужи  и вдевать толстым концом дуги.  Всё нужно было делать с левой стороны. Отпихнул от лошади своего напарника , сделал всё как надо и выехали на телеге с колхозного двора. Оказалось, что  в семейном хозяйстве  у моего напарника  не было лошади, но он  решил передо мной покрасоваться.

    При выезде из деревни, наша колонна была остановлена  участковым инспектором, который приказал всем вернуться  в конюшню. На этом наша практика в семилетней школе была окончена.  Об этом происшествии взрослые посудачили, а нам  ученикам, лишь бы не работать  в школе впустую, без оплаты. Ещё одна практика  в этой школе была осенью на уборке колхозной картошки на поле. В средней школе, уже в деревне Детковичи, было несколько по -другому. Нужно было отработать несколько дней  на ферме и на колхозных  полях.

   В одну из практик мы ученики работали  на ферме. В план  этой практики  входило составление рациона  для  рационального  питания   дойных коров  содержащихся  на ферме в зимний период. Заполнили  десятки листов бумаг, составили  рационы  и пошли  составлять  порции для кормления бурёнок. Корм высыпали не всем, а нескольким подопытным  животным. На этом, на этот раз, практика  на ферме   закончилась.  Как  память остались у каждого из нас по несколько разлинееных  листов, составленными  рационами питания  коров и ещё пахнувшая долго фермой одежда.
   
       Летом  нас ожидала школьная летняя практика на колхозном поле. Собрались в школе , в назначенный день, а это был разгар лета. Жаркий, солнечный летний день. Один из учителей, руководитель практики, объяснил  задачу прохождения  практики.  Разъяснил, где она будет проходить, где будут лежать  инструменты.                Дальше он сказал:-Практика будет проходить в форме обработки посевов  свеклы. Ближе к обеду, работу будет принимать бригадир. У него получим  инструменты .               

     У всех ребят вытянулись лица от такого задания. Мы рассчитывали на более благородный труд.  А здесь ребятам, да ещё и тяпкой, чисто женская работа. Разделение труда, особенно в селе, было в каждой семье и мы понимали, что здесь нам ничего не прокатит. Косить траву, пилить и складывать  дрова, ремонтировать забор школы нам не определили. Это уже став взрослыми, мы поняли; что грани  между женской и чисто мужской работами  стёрты, а наши размышления на эту тему, это так, потешить своё детское мужское самолюбие.
 
    Шумной толпой, обсуждая задание, вышли практиканты со школы. Кто пошёл пешим порядком, дальние сели на своих железных коней. Кто-то посадил себе на раму одноклассницу,   кто близкого друга.  Собрались на окраине деревни, у поля, на котором была  посеяна  свекла. Рядом  с полем стоял  колхозный  бригадир  и  лежала небольшая горка  тяпок.

    Бригадир  разъяснил суть нашей  практики- прополка свеклы. -Берёшь этот инструмент, высекаешь сорняки, пропалываешь  сорняки между кустиками свеклы и так много раз,-разъяснил он нам весь производственный процесс.                Расставил   в рядки  учеников, постоял несколько минут, сел в  свою бричку и  уехал по  направлению к деревне.
    Ребята  пропалывали свеклу возле дороги, девушки в другой  части поля. Посреди  оставался  участок  незанятого  поля. Такая расстановка  практикантов  бригадиром была сделана  специально для того , что бы  мы  не мешали друг другу. Девушки споро работали своими тяпками, быстро  продвигаясь вперёд. У ребят это получалось значительно медленнее.  Светило жаркое солнце. При такой непривычной работе пот заливал глаза. Ребята начали устраивать примитивный стриптиз. Сначала сняли рубашки, затем в рядки полетели брюки.   На поле пыль стояла столбом.  Под яростными ударами тяпок только камни звенели. Поле было каменистое. Девушки на другом краю поля тоже начали раздеваться.  Все мрачно шутили, практику пройдём и позагораем.  Даже воды бригадир на поле не доставил. Посылали несколько раз за водой одного парня, который жил рядом, он принёс ведро с водой. Ребята не прошли и половины рядков, как девушки прошли до края поля и спрятались в кустах, растущих среди свекличного поля. Этот лесок и сейчас стоит среди поля, только в нём  сейчас стоят цистерны с удобрениями.

    Вот тут и произошло небольшое приключение, которое скрасило эту рутинную работу. Один из ребят обрабатывая свой рядок , нашёл в оставшейся после пахоты  в кучке соломы, гнездо с мышами.                -Нашёл!- его возглас немедленно собрал вокруг  себя практикантов, ищущих любую возможность сачкануть при  работе.               

    Рванули к нему так, что пыль столбом стала. Первые мысли были, что он нашёл что-то стоящее. А там, мышиный выводок, обычное дело для сельских ребят. В полях и лесах, да и дома им не такое видеть приходилось. По виду  мышиной малышни было ясно, что они только-что появились на свет. Лежали маленькой  розовой кучкой, голые, слепые. Ползали друг на друге, дрожали даже на горячем солнце. В этом гнезде  была и их мама- серая полевая мышь.
   
    Счастливчик схватил  рукой эту мышь. Она его укусила за палец, как говорят, малая вошь да кусачая, обвилась на одном из пальцев руки и защищала, как могла, свою семью. Показалась небольшая капля крови. Остановка крови  решилась очень просто, палец был перевязан. Чем, конечно, носовым платком не первой свежести. Ну, а виновница, была строго наказана. Конечно, без ехидных смешков не обошлось в адрес пострадавшего. В то же время  посыпались разные предложения, как использовать необычную находку. Были предложения даже и уху сварить с этого зверья.

     Решили  передать эту находку девушкам, которые расположились в тени и спокойно отдыхали, не ведая какой их ожидает живой сюрприз. Ну, а передача девушкам этой находки была из-за той причины, что они как специалисты по таким видам работ, не оказали мальчишам шефской помощи и ещё все знали как девушки реагируют на мышей. В полной тишине, разобрав по одному  мышонку, двинулись к кустам, к девушкам. Многие из них, не ожидая такой радости от встречи с дикими животными, лежали на спине, подставив свои животы солнцу, накрыв лицо платками.  По команде одного из практикантов, мышата были положены девушкам на животы.  Такого визга, проснувшиеся девушки больше не издадут в своей  будущей жизни. Некоторые из практикантов получили по тумаку, с этим в селе, из-за таких отношений,  в  сельской и школьной среде не церемонились. Такая реакция со стороны девушек была обычным делом, ведь многие из них боялись таких грозных животных, как мыши. Обиженные девушки ушли с поля. 

     Вообще,среди мальчишек были разные шутки, порой даже очень глупые. Одной из таких шуток была,такая, что старшие ребята при купанья могли меньшему из этой компании, завязать одну штанину, предварительно намочив её водой. Жертве долго приходилось развязывать такой узел, а потом догонять компанию ушедшую далеко вперёд. А шутку с мышами посчитали детской забавой. Ведь мыши встречались на каждом шагу и к ним у ребят было однозначное отношение- пришёл, увидел, убил. Все это было в порядке вещей сельской жизни. Смущённые своим поступком ребята кое- как докончили свои рядки с яростью обрабатывая своими, ставшими тяжёлыми тяпками, да ещё и изрядно тупыми от каменистой земли.Конечно, при работе, несмотря на такой поступок, смеха в мальчишеской  среде было не мало.  Один  даже попытался изобразить, как девушка, обрадованная его подарком, на четвереньках,  удирала от своего места лежанки забыв и об одежде и об обуви.

       Больше  в такой колхозной практике мы с братом не участвовали.  Родители  узнали, что  такая практика может проводиться и в своём колхозе и за труд при её прохождении начислялись трудодни. В колхозе мы и так работали, и председатель нашего колхоза выдал соответствующие справки о прохождении  школьной практики. Только было непонятно, а кому заплатят за прополотые рядки в том колхозе где мы проходили практику? Нам ничего не уплатили. И ещё одна школьная практика, в этой школе, была осенью на уборке картошки в местном  колхозе, но это уже  другая история. Осенью, когда мы собрались в школе на занятиях, об этой истории никто из нас не вспоминал. Иногда детская память короткая  на такие истории, особенно если она нас не очень красила, каждый из нас это понимал. Вместо цветов были мыши.

      Ещё одна памятная обработка свеклы прошла через много лет, когда мы проживали в городе Пинске.  Появился у меня один знакомый из военных. Имел среди знакомых прозвище: «чёрный полковник». Высокий, мощный. Один раз летом  мы пригласили его поехать с нами к одному нашему знакомому в деревню, недалеко от города. Собрались поехали. Был жаркий летний день. Оказалось, что наши знакомые собрались на поле пропалывать свеклу. В колхозе каждому был выделен участок для её обработки независимо от того, кем был и работал живущий в деревне. Муж был секретарь комсомольской организации колхоза, жена работала в школе учительницей. От нашего приезда они были не в восторге. Но проблема была решена быстро. Все приехавшие  были организованы для работы на поле. Лишние руки им были не помехой. Инструмент был тут же заимствован у соседей. И большой ватагой, хозяева несостоявшейся по началу встречи,  их дети и  мы, и наша дочь, полковник, включились в соревнование по обработке свеклы. Разделись до трусов и закипела работа. Полковник так работал тяпкой, как мы шутили, что он прорывал на своих рядках траншею, в которую пехотинцу спрятаться можно было. Шёл вперед,только земля летела, как из под траншее  копателя. Жаркое солнце, быстрая работа и солёный пот так и катился градом. Ну вот и конец нашей пыльной и нудной работе. С облегчением разогнулись спины.

     И тут же в речку. Умыться, привести в порядок своё уставшее тело. После  такой работы присели возле  скатерти-самобранки. Свежие сорванные помидоры и огурцы со своей теплицы хозяев, лук, конечно и колбаса и другие домашние деликатесы  и напитки, на которые секретарь был большим специалистом, были наградой за этот ударный труд. Позже полковник делился, что эта работа оставила у него самые приятные воспоминания, ну и конечно, не обошлось от комплиментов в адрес скатерти- самобранки с её напитками и закуской.


Рецензии
Приходилось и мне полоть свеклу, правда это не было школьной практикой, мы ходили работать в ближайший совхоз, там нам хоть и мало, но платили. А летнюю практику обычно проходили на пришкольном участке под присмотром учителя биологии. Но я в городе училась и видимо позже. С интересом прочитала Ваш рассказ. Жму зеленую. С уважением, Светлана

Светлана Борисовна Волкова 2   03.05.2020 19:33     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моему рассказу. Правда это были такие далёкие годы, а конкретно 1956 год. Помнится как вчера. И Вам удачи!!!!

Александр Шиманский   03.05.2020 23:16   Заявить о нарушении
И верно, очень давно было, я родилась позже этих событий

Светлана Борисовна Волкова 2   04.05.2020 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.