Вардавар
/Вард-имя/
Эд(свидетель) Вард(слово, имя)
***
"Твор рецъ — в рот речь,
любил сов: точный, пестрый слог,
потом, призвав любимца Гавриила,
свою любовь он п(розой)ой объяснял,
бес! эдды(Эд-знающий, свидетель, ведающий) ! их нам церь(черь — речь)ков утаила,
э.в. ангел лист, мен много, оплошал!
но говорит армянское преданье,
которое зовётся — Вардавар,
что царь, не — бес...
не пожалев похвал и вал, в мер — куриях,
архангела изб, —
брал... "
А.С.Пушкин.
***********************************************
Юпитер (лат. Ipiter и лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, верховное божество римлян.
Юпитер брат и муж Богини Юноны.
Богиня Юнона связана с Гением.
Сократ описывал своего личного даймона-гения как* внутренний голос(Логос), который всегда предупреждал философа, как только тот хотел совершить неправильный поступок.
У каждого римлянина и каждой римлянки был личный дух-покровитель.
Мужские духи назывались гениями, а женские — юнонами.
Гении и юноны считались чем-то вроде второго «я» человека.
Богиня Юнона.
Юнона (лат. Iuno) — древнеримская богиня брака и рождения, семьи и семейных постановлений, материнства, женщин и женской производительной силы.
Юнона "luno" - луно-луна.
Богиня Юнона жена Гения-Юпитера.
Имя «Юпитер» (лат. Iuppiter, косвенные падежи от основы Iovi-/Iove-Любовь) происходит от архаического латинского Iovis pater/Di;spiter, восходящего к праиндоевропейскому теоним у *Dyus Phtr («бог-отец»). Носивший это имя бог был богом дневного света в праиндоевропейской мифологии. Отсюда же произошли имена богов ряда других индоевропейских народов: греческое Зевс (др.-греч. Зевс, в звательном падеже др.-греч., древнеиндийское Дьяус пита (санскр.* Dyus *Pit;(заря)), иллирийское Dei-pиtrous и т. д.
Дьяус"Бог-Отец"(Дьяус Рита(заря) - Зевс"бог дневного света".- Бог Юпитер"love"Любовь.
В древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор(топор-ропот) . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом. По-латински четверг — Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi, итал. giovedi, исп. jueves, кат. dijous и т. д.), по-немецки — Donnerstag, по-английски — Thursday (от имени Тора или Дон... нера)
Юпитер выводится от *духа дуба и деревьев, о чём должны свидетельствовать его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»Бен). Овидий в «Метаморфозах» называет дуб деревом Юпитера.
Юпитер дух деревьев: дуб, тростник(Бен) смоковница.
***************************************
Вардавар (арм.) — армянский праздник в честь Преображения Господня. Отмечается через 14 недель после Пасхи. Известен своим обычаем взаимного обливания водой.
Связывают праздник с богиней Астхик. В прошлом слово вардавар выводили из слова вард — роза и вар — яркий, объясняя это тем, что розами украшали золотой бюст Анаит,
площади, улицы и фасады домов. Было и другое толкование, при котором слово вардавар выводили из слов вард и ор — день, т. е. день роз.
Ана;ит (Анахит) (арм.) — в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Культ персидской богини Ардвисуры Анахиты распространился в Армении в I веке до н. э. — III н. э. в период распространения в Армении зороастризма и эллинистической культуры. Анаит была известна под эпитетами «Великая Царица»,
«Златорождённая», «Золотая мать».
в I веке до н. э. — I н. э. армяне исповедовали ту же религию, что персы и мидийцы, и особенно почитали Анаит (Анаитис у Страбона).
Анаит считалась главной богиней в древнеармянском государстве, покровительницей армянских царей. Так царь Трдат I восхвалял «благородную Госпожу Анаит, мать знаний, дочь великого и всемогущего Арамазда».
В Сатале была обнаружена изготовленная из бронзы голова, напоминающая греческую Афродиту, которую считают принадлежащей статуе Анаит. Согласно одному из старинных источников некоторые статуи Анаит в Армении были изготовлены греческими мастерами.
Возникновение культа Анаит в Армении — результат слияния в ахеменидский период иранской богини с местным культом Великой матери. Функции Анаит имели общие черты с функциями Ма и Кибелы, Иштар и Астарты, Афродиты и Артемиды и других Великих матерей.
Культ богини плодородия Анаит был связан с поклонением дереву. В храмах Анаит стояли эллинистические статуи Артемиды, которые воспринимались как изображение армянской богини плодородия.
Анаит-Артемида сочетала в себе и астральное начало, являясь богиней луны;
В ряду армянских традиционных праздников, Вардавар — это самый большой летний праздник, один из самых любимых у армян. Особенно ярко этот день отмечается в деревнях.
Во время Вардавара ритуальное обливание водой переросло в шумную детскую игру в поливалки. Вардавар вообще в городской среде многими воспринимается как детский праздник, дети обычно так и говорят — «играть в Вардавар», то есть весело обливать себя и прохожих водой.
Поскольку названия самого праздника связывает с розой («вард»), роза становится важным атрибутом праздника: лепестками роз освящают ритуальную воду, розы букетами благословляются, освящаются и раздаются участникам. Каждый праздник начинается с ритуала возжжения ритуального огня, освящения воды, веток или плодов, чтения гимнов, восхваления богов. В разгар же лета во время Вардавара (примерно середина июля) в ритуал вводятся уже созревшие плоды абрикоса, которые также освящаются и раздаются участникам. Традиционно же во время Вардавара освящаются яблоки.
Вард-слово, слово, роза, зара, озарение.
П(равд вард двар)а.
Богиня Анаит(Атсхик)
Дивная легенда о богине Атсхик "Звездочка":
Астхик (в переводе с армянского — «Звездочка») была всем сердцем влюблена в бога *грозы и молний — Ваагна.
После их любовных встреч всегда проходили обильные дожди. Они питали поля и сады, которые приносили большой урожай.
Астхик несла армянской земле любовь, дарила людям благоухающие розы (слова сердца, пророчества, озарение) и кропила землю розовой водой(образ наполнения божественной чистоты мыслью, являющейся слово живого бога, рождённой в радости сердца и любви. Духовное о овен его чистотой божественных рос(роз)) .
А Ваагн — бог, который был рожден из пламени, сражался против зла и защищал эту любовь от злых сил.
В древнем эпосе записано священное знание:
«…Однажды Астхик, узнав о ранении своего любимого, сразу же побежала к нему — босиком. По дороге она нечаянно наступила на куст роз с шипами, и из ран на ее ногах потекла кровь, которая окрасила цветы розы в алый цвет. Так на армянской земле появился цветок безоглядной преданности и любви — красная роза…»
Кровь(Дам:Душа омытая духом, Огнём духа. (Мужская))
Огненное омовение цветов(соцветий сердец) . Одухотворение.
Красная роза-огненный цветок сердца, являющийся пробуждение, озарение, и рождающий живое божественное слово. Слово явление в любви-мед мудрости, истины.
Имя Ваагн заимствовано из парфянского *Varhragn, родственного авест. V;r;;ra;na «Веретрагна», др.-инд. V;trahan «убийца Вритры» (эпитет Индры).
Мовсес Хоренаци пересказывает древнюю песнь о рождении Ваагна. Она дает нам верный ключ к его характеру и происхождению.
"Небеса и земля мучались в родах,(единые роды)
И пурпурное(пурпур-дважды переосознаная суть) море тоже трудилось,
Появился
Красный стебель(тростник, посох-Бен:сын) в море.
Сквозь полый стебель поднялся (родился) *дым,
Сквозь полый стебель вырвалось *пламя,
Из пламени восстал *юноша.
Его волосы были – огонь,
Бородой его было пламя,
И солнца были его глазами."
Описанный образ бога, можно сравнить с ведическим Агни, богом огня, образующим основу и сплотившим триаду: Индра (молния) – Агни (всеобъемлющий и жертвенный огонь) – Сурья (солнце). Кроме того, имя Ваагн (Vahagn) может быть образовано из Van и Agni.(Ван-Иван-Иоанн). Нет лучшего объяснения рождению, характеру и функциям Ваагна, чем ведические песни об этих трех божествах.
Стебель, тростник, Бен-сын.
Греческий Прометей принес людям украденный у богов (или у солнца) огонь в стебле фенхеля. Индра, ведический бог молнии, убив Вритру, был охвачен страхом и спрятался на некоторое время в стебле лотоса в озере(озеро-зеро-резы:)
Однажды *Агни прятался в воде и в кустарниках,
где, наконец, боги нашли его. Мудрец Атхарва из Вед вытащил Агни из цветка лотоса, то есть из стебля лотоса...
В основе всех этих историй лежит, казалось бы примитивный миф о чудесном "рождении вселенского огня" , украденного у солнца или добытого с помощью лучины(тростник, посох, Бен-сына) в облаках, откуда он и спустился на землю.
В современном армянском фольклоре известен бог бури Dsovean («рожденный морем»), который с суровой богиней бури Dsovinar («рожденная морем») повелевает штормами и часто показывается на глаза людям. Учитывая факт, что мы не знаем ни одного другого рожденного морем божества в армянской мифологии, кто еще, как не Ваагн, все еще поражающий зло своим огненным мечом (Огненный меч мысли и слова) или стрелой и посылающий на землю благодатный дождь(дождь-роса небесная, отмовение мудростью, рождающее и питающей жизнь) , мог быть этим странным фольклорным героем? Его эпитет «рожденный морем», который сохранился с незапамятных времен и в дошедшей до нас песне о Ваагне, сильно напоминает ведическое Apam napat, «дитя воды», который повелевал морями, ниспосылая воду человечеству, но также был идентичен Агни в убранстве молний. Dsovinar (Цовинар) может быть напоминанием о русалках(рус салка:скала-школа(литовск)) , которые сопровождали «дитя воды», или даже о богине, подобной Индрани, жене Индры.
Из этих размышлений становится ясно, что Ваагн – бог огня и молнии, рожденный из стебля в священном море, с особой миссией сражаться со злом, оплодотваряющий росами(роса-слеза-капли одухотворенной, чистой небесной, божественной воды(знания, Истина)), Огненный бог любви-живящий."
Бог выловленный из воды(информационного поля Нави) -
Моисей, Моше, Иссус,учитель Мориа...
Море(духовный план) -есть аллегория всех школ и учителей мудрости земли.
"На море, на океанне..."
"... Чешуей как" жар горя" тридцать три богатыря(образы рез, рун, букв-те что утверждают божественное, рождая песнь-речь.
Всё реки(речи) впадают в море. Являя единое целостностного знание мудрости.
Ра(солнце, сердце, речи вышедшие или рождённые изначальем)
Семиречье-семь цветов радуги... Радужно сияние Души, сотворяющее мир.
Свидетельство о публикации №219061400260