Картина 26, духовная. Архитектор. Моя Россия

Через несколько дней Михаил и Елизавета прибыли в Сухум. Этот город-порт представлял собой несколько домов вдоль дороги между горами и морем. Ново-Афонский монастырь в виде огромного орлиного гнезда расположился на склоне Анакопийской горы, возле городка Новый Афон, в нескольких километрах к северу от Сухума. Рядом протекала река Псырцха, впадающая в Чёрное море. На вершине горы виднелись руины предположительно древнегреческого города Никопсии и генуэзской военно-морской крепости.

Строительство монастыря требовало колоссального труда монахов. Местные жители в помощь почти совсем не привлекались. Монахи перемещали груды земли и камней, копали ямы для фундамента и закладывали в них огромные валуны. Жили строители в глиняных мазанках. Семью Никоновых ожидали те же условия, но они не возражали, приняли это как должное.

Михаил и Елизавета предстали пред настоятелем монастыря отцом Андреем, невысоким, коренастым стариком с седой бородой и добрыми глазами. Он внимательно прочитал письмо от отца Филиппа, одобрительно покачал головой и обратился к Михаилу с назиданием:
– Как видишь, мы обращаем в свою веру местных жителей, не дожидаясь, пока будут возведены стены Храма. Скажу так: Священное Писание и вообще христианство довольно сложно для понимания новичкам, простым людям. Поэтому важная роль здесь отводится иконам. Они дают человеку что-то осязаемое для общения с Богом, помогают молиться. Не зря их в народе называют по-русски – образа. Известно, что в мусульманских традициях запрещены изображения Бога и людей. Вот я и напоминаю, что некоторые из местных жителей могут увидеть изображения людей вообще в первый раз в жизни. Не причини им духовного страдания.
– Я постараюсь, – ответил Михаил задумчиво, с внутренней тревогой – и готовностью выполнить пастырское напутствие.
– А ты, милая, иди пока отдохни, – сказал игумен Елизавете.
– Нет-нет, батюшка! Я не могу сидеть сложа руки. Я сестра милосердия и буду всячески помогать строителям, ежели кто поранился или занемог. Я привезла с собой кое-какие лекарства, перевязочные материалы и надеюсь на Вашу помощь в приобретении нужных медикаментов и инструментов.
– Благослови тебя Господь, моя дорогая! Это воистину будет богоугодное дело.
 ***
Абхазия показалась Никоновым настоящим раем на Земле. Несмотря на позднюю осень, солнце припекало, и вода в море была достаточно тёплой, чтобы можно было накупаться вдоволь. Елизавета раньше никогда не видела моря, да и Михаилу ни разу не удавалось поплавать в холодном Финском заливе. А какие фрукты – абрикосы, персики, инжир, виноград! Они никогда не пробовали такого чуда!

Наши влюблённые любили гулять по городу вдвоём, держась за руки, могли остановиться у дешёвой харчевни, чтобы попробовать тающий во рту шашлык или молодое местное вино, лёгкое и ароматное. Местные жители, спокойные и приветливые, пели за столами свои красивые протяжные и мелодичные песни. Михаил всё время думал: «Или я сплю, или осуществилась моя мечта побывать в Италии?» Всё это – солнце, море, фрукты, вино – вызывало приятное внутреннее волнение и душевный подъём. Михаил всегда считал Елизавету необычайно красивой. Но теперь, с её бронзовой кожей и блестящими глазами, она стала неотразимо соблазнительной и вспыхивала только от одного его прикосновения. Так постепенно и незаметно они погрузились в неведомый ранее мир нежности, любви, страсти.
 ***
Через несколько месяцев пребывания в этой святой обители Михаил снискал себе непререкаемый авторитет мастера с академическим образованием и всеобщее уважение монастырской братии. При этом он сумел воспитать группу достойных учеников, а сам почувствовал, что иконопись у него ладится и рабочая нагрузка становится для него слишком лёгкой. Он уже отделал каноническими образами все иконостасы для временных храмовых построек монастыря, оделил личными иконами каждого монаха, написал много образов и даже нательных иконок для монастырской лавки, которая снабжала местное население Нового Афона и округи, в том числе и здешних армянских верующих. И каждая его работа выполнялась с великим тщанием и большой любовью. И каждый раз он приступал к работе, предварительно помолясь, а нередко, и получив благословение настоятеля.

Елизавета в это время занялась лечением местных жителей. Сначала те опасались неизвестной русской женщины. Но когда она наложила гипс на переломы у двух упавших с горы молодых людей и чудесным образом поставила их на ноги, слава о новом докторе разнеслась по всем окрестностям, и народ стал отовсюду стекаться к ней.

Михаил также не остался в стороне и начал учить детишек арифметике и русскому языку в маленькой школе, устроенной при монастыре. Но учеников было немного, так как местные абхазы не горели желанием отдавать своих детей в христианскую школу.
 ***
Михаил считал своим долгом всегда присутствовать на строительном совете при отце настоятеле. Архитектор, Роберт Пфундт, представлял проекты зданий и планы этажей. Члены совета просматривали и обсуждали чертежи, настоятель одобрял их, и потом монахи-строители воплощали их в жизнь.

В то мартовское утро предстояло рассматривать второй этаж и крышу главного собора. Пфундт предложил делать купол в невообразимом готическом стиле. При этом балки казались слишком тяжёлыми и крышу не поддерживали, а скорее тянули вниз. Уж не говоря о том, что не предусматривалось росписи купола.
Михаил взял слово:
– Герр Пфундт, меня очень беспокоит структурная устойчивость кровли собора. Могу я посмотреть Ваши расчёты?
– Я не понимаю! Вы мне выражаете недоверие? Дорогой аббат! – лицо Пфундта начало наливаться краской гнева.
– Господин архитектор, у нас не должно быть никаких обид или обвинений. Мы все озабочены только успехом нашей работы на благо Господа Бога. Это была просто просьба, и Вы нас очень обяжете, если согласитесь ответить, – голос настоятеля был холоден и бесстрастен.
– Русская свинья! – прошептал Пфундт чуть слышно и бросил свою тетрадь перед Михаилом.
– Сам свинья. Думаешь, я не знаю немецкий, – ответил Михаил не совсем правильно грамматически, но вполне доступно.
И немедля приступил к просмотру рукописи: «А-ха, аха. Та-ак, так».

Проверив все расчёты, Михаил поднялся с места:
– Должен заявить, что вычисления неверны. Герр Пфундт не учёл коэффициент Пуассона. В результате возможно обрушение кровли предложенной конструкции. Я предлагаю применить здесь купольное перекрытие крыши храма – без балок!
– Будет оно держать? – попросил уточнить отец настоятель.
– Да, оно прекрасно держит гораздо больший купол кафедрального собора Дуомо во Флоренции, – уверенно ответил Михаил.
– Дорогой аббат, я не могу работать в таких условиях! Или художник уходит, или я!
– Да-а, я питал надежду, что вы могли бы работать вместе, вдвоём. Жаль, что Вы, господин Пфундт, считаете иначе. В таком случае мы не можем удерживать Вас противу Вашей воли. Прошу получить причитающееся Вам жалованье за месяц вперёд у отца казначея. И Бог в помощь!

Пфундт так и остался стоять, нелепо открывая и закрывая рот, но не произнося при этом ни звука.

– Вы не можете оставить нас без архитектора, – возразил брат Энколпий, старшина строительной артели.
– Я так разумею, что брат Михаил только что вызвался блюсти эти обязанности. А я всегда питал высочайшее доверие к выпускникам Императорской Академии! – настоятель Андрей остался вполне доволен своим соломоновым решением.
 ***
Михаил тут же, не сходя с места, принялся за ревизию архитектурных чертежей. Пфундт, действительно, проделал большую работу по привязке зданий к местности. Главный храм монастыря, посвящённый Первоапостолу Андрею Первозванному, был правильно расположен в центре. Но ансамблю явно чего-то недоставало. Поразмыслив, оценив имеющиеся запасы материалов и возможности строительной артели, наш новый архитектор предложил построить ещё два храма – небольшую надвратную церковь, посвящённую Вознесению Господню, и церковь среднего размера в честь Пресветлого образа Божией матери Избавительницы. В результате квадрат из четырёх храмовых построек в обрамлении квадрата мощной монастырской стены с главным собором в центре и надвратной церковью при входе в монастырь образовали бы идеальную равновесную структуру, напоминающую святой крест. А первым делом он немедленно принялся переделывать купола всех церковных построек в традиционном русском стиле “луковок”.

На иллюстрации:
Внутренний вид собора Ново-Афонского монастыря
(современный)

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 25, зелёная. На новое место.    http://www.proza.ru/2019/06/13/833
Картина 27, бирюзовая. Николай.          http://www.proza.ru/2019/06/14/56


Рецензии