Пустой овал

Мераб Мамардашвили говорил, что в молодости он никак не мог «влиться в комсомол». Не мог подстроиться под выражение общего лица. Петь, как все, бежать вместе со всеми.  Меня порадовало, что философа это не огорчало. 
   В детстве я пережил восторг от того, что меня приняли в пионеры. Да и как иначе? Вместе со всеми стоять в шеренге,  трепеща от радости, когда старший товарищ повязывает тебе алый галстук на шею. И потом лететь по улице, не застегивая пальто на холодном ветру: все же должны видеть, что я пионер, и порадоваться со мной. А если представить, что вот взяли бы и не приняли в пионеры? Что бы тогда было со мной? Изгой, не нужный обществу. Никому не нужный.  Драма, становящаяся трагедией. Без коллектива – никуда – в никуда! В пустоту! Скажут: после исправления – приняли бы, что это момент воспитания. Какого воспитания? Что личность – ничто, что «голос единицы тоньше писка»? В результате – неверие в себя, нераскрытие неких творческих возможностей в себе. Но самое главное – неспособность абстрагировать себя от коллектива. Общество как источник нравственной оценки. А должно быть иначе: общество подлежит нравственной оценке, чего нет в современной России.   К сожалению.
   «Все мы вышли из гоголевской шинели», - есть такое выражение. Это значит умалять себя, не уважать себя, разваливаться на части от сознания, что ты по каким-то причинам не стал «винтиком и колесиком общепролетарского дела». Но  Человек должен сметь и уметь покинуть то общество, которое унижает его человеческое достоинство, которое заставляет его петь общую песню.  Это важно, чтобы не бросать вместе с коллективом камни в Бориса Пастернака, чтобы не голосовать со всеми за повышение пенсионного возраста. В таком случае, как писал Мамардашвили, «у души нет дороги» - ее несет в потоке зловонного большинства. Как в живописи кубизма: вместо лица – пустой овал.


Рецензии