Общение как фактор формирования личности

Айша Курбанова

Общение – как фактор формирования личности

Самая большая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Уважаем человек в любом обществе, если он доброжелателен, общителен, непринужденно остроумен. У общительного человека на душе всегда легко и спокойно. Свои положительные эмоции он невольно передает дру¬гим, заряжает их здоровой энергией. Поэтому к такому человеку тянутся окружающие люди, стараются больше времени проводить в общении с ним. 
Другое дело с замкнутыми людьми. От природы угрюмые, они сами нуждаются в поддержке, в воодушевлении. Им, несловоохотливым, трудно войти в контакт с незнакомыми людьми, быть в центре внимания общества. Чем меньше у замкнутых индивидов желания преодолеть закомплексованность, тем больше вероятности, что они будут одинокими в шумной компании, а публичное выступление для них будет мучительно-тяжелым процессом. А это для маленького человека тяжелейшая травма, а для воспитателя – повод для поиска путей оказания своему воспитаннику социально-психологической помощи.
Общеизвестно, что общительность или замкнутость закладывается в самом ран¬нем детстве.
С желанным ребенком родители общаются часто, улыбаются ему, подчеркивая свою любовь и его значимость для себя, в то время, когда с нежеланным дитятей у родителей возникают проблемы.
Американские ученые сделали обследования детей, матери которых общались с ними еще до их рождения, и с теми детьми, матери которых не разговаривали с ними до их появления на свет.  И пришли к удивительному выводу, что те дети, которые «об-щались» с родителями во внутриутробном возрасте, оказываются более выносливыми, более развитыми в физическом и умствен¬ном отношении, растут спокойными, меньше хлопот доставляют своим родителям.
Приходится констатировать, что доброжелательное общение окружающих людей благотворно влияет на психику ребенка. Правда, одно общение еще не решает все проблемы психологического здоровья ребенка. 
Физически здоровый ребенок красив, а красивый ребенок при¬ятен окружающим. На него все обращают внимание, даже незнакомые люди им любуются. А близкие люди души в нем не чают, им гордятся. Несомненно, взаимное общение родителей и детей духовно обогащает и тех, и других.
Таким образом, здоровый, окруженный вниманием ребенок, развивается в умственном отношении интенсивнее, чем его ровесник, предоставленный самому себе.
У ребенка с физическими отклонениями или же у дитя, лишенного должного внимания, проблемы с социальной адаптацией возникают во младенческом возрасте. Таким ребятам трудно войти в роль героев сказки, трудно запомнить стишки, трудно быть заводилами в играх.
Эти проблемы особенно остры в школьном возрасте, когда они вынуждены пребывать объ¬ектами восприятия коллектива. Ограниченный кругозор и физические недостатки заставляют ребенка «уходить в себя», он старается не попадаться «на глаза» или к кому бы то ни было «на язык».   Уход в себя – это своеобразная защитная оболочка, инстинктивное желание ребёнка беречь своё душевное равновесие и нервы. Поэтому первостепенной задачей воспитателя по отношению к замкнутому ребенку является нахождение в нем достоинств, заслуживающих, если не восхищения окружающих, то хотя бы вызывающих к нему уважения с их стороны. Достоинствами, заслуживающими уважения, могут быть такие качества, как желание ребёнка оказать помощь кому-либо, проявление рождающихся в нём ростков способностей к какому-нибудь занятию, хотение ухаживать за домашними животными или за комнатными растениями.
Ребенок, чувствующий уважение коллектива, быстрее и без-болезненнее справляется с синдромом ущербности.   Чувство «обычности», то есть, полноценности дает ребенку возможность раскрыться, как неминуемо текущее время дает возможность раскрыться изумительной красоты цветку. Однако внешняя красота недолговечна, как недолговечны лепестки цветов. А одухотворенная внутренняя красота или естественная потребность ребенка, делать друзьям добро, сочувствовать окружающим людям, желание своим теплом и светом украсить окружающий его мир – это главный стимул в формировании личности ребенка. Внутренняя потребность, как и здоровые семена цветка – это осно¬ва его творческой деятельности и продолжения активной жизни. Это одна сторона воспитательного процесса.
С другой стороны, задача воспитателя состоит в том, чтобы уберечь иного ребенка от чреватого для него высокомерия, от чрезмерного подчеркивания своего надуманного превосходства, демонстрации им пренебрежительного отношения к окружающим людям, какое характерно мажорам, то есть, разбалованной «золотой молодёжи».
Это отнюдь не значит, что нужно придержи¬ваться определённых рамок. Тут возникает необходимость ведения ребенка по не всегда гладким тропинкам реального мира, чтобы не дать ему разочароваться в возникающих в его сознании миражей. Частое общение со сверстниками, с взрослыми, даже с младшими детьми даст ему возможность изучить себя и окружающий мир, восхищаться трудами современников или достижениями предшественников. Общение поможет и взрослому полюбить ребёнка, как отдельного индивида, и принять жизнь во всем его разнообразии.
«Трудясь, работая, познавать красоту в самом себе – вот настоящий труд, – писал В. А. Сухомлинский. – Только через труд ле¬жит путь к мудрости, творчеству, науке». Именно такой труд каждой личности над собой и его желание, познавать красоту в других, может привести к воспитанию гуманной личности.   Каждому воспитателю: отцу, матери, учителю и просто любому взрослому индивиду, нужно стараться понять непростой мир детей, помочь им, стать гуманнее и одухотвореннее, уберечь их от алчности, грубости, бездушия.
Взрослым нелишне знать изречение римского императора, основателя стоицизма в философии Марка Аврелия, осознавшего ответственность за судьбу своего народа: «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни».


Рецензии