О трудовом воспитании

                Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего
                выражается через его деяния, через его труд и творчество.
                А. Фадеев

                Все блага, чем пользуется человек в жизни, начиная с первобытнообщинного строя до сегодняшних дней, добыты трудом. Благодаря труду украшена Земля: возведены комфортабельные дома, вымощены и асфальтированы дороги, сооружены мосты, разбиты парки, выращены сады, созданы уникальные картины, чудные музыкальные произведения, бесподобные художественные произведенения, высочайшая техника, а также сделаны невероятные научные открытия.
                Труд – главное дело в жизни человека. Поэтому учиться работать нужно непрерывно и всю жизнь. И тогда желание работать, создавать что-то новое, улучшать ранее созданное, станет таким же естественным делом, как привычка мыть руки, чистить зубы.
                Современное обучение труду в образовательных учреждениях представляет собой средства, позволяющие за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учесть интересы, склонности и способности подрастающего поколения. 
                Те же самые принципы должны учитываться и в трудовом воспитании, происходящем в семье. При этом члены семьи обязаны согласовывать интересы, практикующиеся в ней, с интересами общества и Отечества.   
                Недаром говорят, труд облагораживает человека. К тому же физическая работа оздоравливает его, вырабатывает у него эстетический вкус.
                «Человек стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками орудие труда, но и потому, что увидел окружающую его красоту: синеву неба, мерцание звезд, вечерние и утренние зори, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек подснежника. Увидел все это и изумился», – писал В. А. Сухомлинский. Человек, привыкший работать, изумляется не только красотам окружающего мира, но и чувствует в душе гордость за результаты своего труда, в особенности, в особенности, если эти результаты своего вдохновенно-творческого труда.
                А на заре своей педагогической деятельности А. С. Макаренко писал: «Научить воспитанника творческому труду – особая задача воспитателя». Продолжая идеи А. С. Макаренко, я объясняю детям, что творческий труд, выполняемый с душой, особенно результативен и способен привнести в жизнь человека незабываемые впечатления.
                Сегодня, в век новых технологий, физический труд и в быту, и в производстве вытесняется современной техникой. Это прекрасно, что новейшая техника облегчает физический труд человека, даёт ему возможность расти духовно. Однако не все люди используют уникальную возможность расти духовно и физически, увлекаться спортом. Иные люди проводят драгоценнейшее время в праздности, в поисках сомнительных приключений. А это ведёт не только к утрате влечения к производительному труду, но и к деградации личности.
                К сожалению, школьники сегодня не привлекаются к 5 трудовой четверти, а многие студенты освобождены от работ в студенческих отрядах. В годы Советской власти привлечение юных граждан к трудовой деятельности давало отличные результаты. Советская пропаганда здорового образа жизни, опирающаяся на лучшие образцы   нравственной культуры, вдохновляло юных граждан на трудовые подвиги. Поэтому неудивительно, что студенты с удовольствием ехали на БАМ, на поднятие целины, что школьники помогали сельскохозяйственным предприятиям собрать, переработать и реализовать урожай в масштабах всей страны.
                На примерах художественных образов я объясняю детям, что детвора нашей страны в годы Советской власти воспитывалась в октябрятских звеньях и пионерских отрядах, молодёжь – в комсомольских организациях на примерах трудовых подигов наших отцов и матерей, дедушек и бабушек. В данных организациях в обязательном порядке проводились занятия на нравственные темы, подкрепляющиеся примерами из высокохудожественной отечественной или зарубежной литературы.
               Подобная деятельность взрослых помогала развивать в душах подрастающего поколения чувства дружелюбия и коллективизма, аккуратности и пунктуальности в любых начинаниях. 
              «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта», – писал А. Макаренко. Отталкиваясь от мыслей выдающегося педагог ХХ века, я считаю, что когда ребёнок знает, что результатами его труда будут пользоваться близкие люди, что его труд будут оценивать его товарищи или взрослые, он начинает предъявлять к качеству своей работы повышенные требования, старается работать так, чтобы не стыдно было представить свой труд окружающим  людям. Поэтому и сегодня нужно развивать трудовые навыки учащихся. Потому что            в современной социальной среде всё взаимосвязано. 
                Отношение воспитателя (родителя) к своему труду, его манера поведения, его объективность при оценивании работ воспитанников – всё это зеркально отражается на взаимоотношениях взрослых и детей.  Поэтому главной задачей в трудовом воспитании должно быть развитие творчески работающей, нравственно устойчивой личности. Личности, беспокоящейся об интересах окружающих, друзей, близких родственников. 
                Как правило, трудолюбивый человек энергичен, красив, здоров. Труд делает его сильнее духом. Но диву даешься, когда видишь людей, которые просто-напросто отлынивают от труда, считая безделье – счастьем.  Обычно так поступает некоторая часть «золотой молодёжи». Возможно, подобные мажоры, считают, что, не работая, живя за счёт отцов, они так и будут богаче и счастливее. Однако, как показывает жизнь, они, вполне физически здоровые люди, от безделья идут на необдуманные шаги, связанные с риском для здоровья и жизни. А это незаметное, но явное моральное падение. А камень, как известно, скатывающийся с горы, останавливается только на дне долины.
                Моральное падение делает человека эгоистичным, инфантильным, безвольным. Не трудясь, не развивая и не совершенствуя себя, человек может потерять в себе много человеческих качеств, уважение или же признание окружающими людьми. А к человеку, ведущему паразитический образ жизни, отношение бывает такое же, как к паразиту, сосущему чужую кровь.
              Но человек – не паразит. Даже у самого слабоумного человека есть чувство гордости, за то, что он является Человеком. Так стоит ли гордое звание Человека, наделенного природой умом, способного творить из ничего чудеса, менять на звание тунеядца?
              «Человек – это звучит гордо», – писал М. Горький. Вправе ли мы заглушать в себе свои способности, данные природой, становясь дармоедами, когда есть возможность, стать совершеннее, духовно богаче?
              Нет! Не вправе мы позволить себе жить на иждивении родителей, транжиря деньги, заработанные ими.
              Чем же страшен паразитический образ жизни? Прежде всего, привыканием к безделью, к желанию жить за чужой счет, к самообману и обману государства, к ослаблению или исчезновению   стремления к саморазвитию. При таком отношении к себе, человек лишается возможности уважать себя, гордиться собой и приносить окружающим и себе истинную радость.
              Если же человек с малого детства привыкает работать, ценить своё и чужое время, из него вырастает полноценная личность. В качестве убеждений я привожу примеры в реальной жизни. Вот один из примеров из семьи Иминовых, описанный мной в очерке «Мать».

                Мать

                Не нужен и клад, коли в семье лад
                Пословица

               Когда слышу или вижу по телевидению, что чьих-то родителей лишают родительских прав или чьи-то дети брошены на произвол судьбы, мне на ум приходят многодетные семьи трудящихся села Карбачимахи. Меня всегда удивляла сплочённость, трудолюбие и жизнерадостность в таких горских семьях.    
              Кадиева Салихат, выросшая единственным ребёнком в семье, никогда не чувствовала своей исключительности, не знала она в детстве ни особого внимания к себе, ни особых забот, ни почестей со стороны взрослых. Она, не помнящая лица своего отца, которого обвинили в недостаче поголовья мелкого рогатого скота колхоза «Путь Сталина» Каякентского района, посаженного за это в тюрьму, нередко ощущала одиночество, отсутствие братьев и сестёр, их понимания и выручки, их дружелюбного отношения к себе.
               Она, испытывающая от одних сельчан сочувствия, от других жалости из-за того, что, её отца, власти, халатно, не разобравшись в том, что дезертиры, которых было немало в лесах Каякентского района в годы Великой Отечественной войны, могли угнать овец, как утверждал сам обвиняемый, лишилась отца-кормильца, понёсшего наказания не по своей вине. Она, заглушала свою детскую боль в труде. Дочь горца, не вернувшегося из тюрьмы, чувствовала себя сиротливым ребёнком, но способным преодолевать трудности человеком. 
              Повзрослевшая Салихат не любила, когда её спрашивали об отце, о детстве, которое совпало с военными годами. Видимо, боль той сиротской доли запечатлелось в её душе всю жизнь, поэтому, став матерью, все заботы и хлопоты, все затраты и почести она стала адресовать своим детям, чтобы их детство было безоблачным. Мать старалась развить у своих детей чувства трудолюбия, взаимопонимания и взаимовыручки, стремилась сформировать у них умение и желание считаться с мнениями и интересами других, трудиться на благо близких людей.
             Детство, совпавшее с войной, помогло горянке понять, что развитие ребёнка зависит от условий жизни, в которых он живёт, от примера родителей и от убеждений, которые внушаются ему с детства. Она, воочию видевшая сплоченность людей в годы войны, их доброжелательность друг к другу, приучала своих с раннего возраста помогать по хозяйству. Она надеялась на то, что при повседневной привычке трудиться. Поэтому у детей Салихат выработались волевые качества.
                Интуиция не подвела горянку: она, как мать, впоследствии стала радоваться проявлению стремления детей трудиться, делать всё самостоятельно.
                Радовалась она и привычкам старших детей помогать во всём младшим, вплоть до выполнения домашних заданий. Радовалась их целеустремленности, их рассуждениям и спорам, когда каждый из них старался отстоять свою точку зрения.
               Зная, что каждый ребенок способен стать совершеннее, если ему на первых порах помочь, Салихат поддерживала в детях интерес к приобретению знаний, контролировала соблюдение режима учёбы, домашнего труда и отдыха. А её детям ходить далеко за примером подражания не было нужно. Они видели свою маму, работающую с раннего утра до поздней ночи, чувствовали, что только сила воли не даёт ей признаваться, что и она устаёт от работы, продолжающейся от зари до зари.
              Да их отец, Иминов Осман, продолжатель традиций куначества, становился для них наглядным примером. А Иминов Осман любил приглашать к себе в гости даже тех, кто приезжал издалека в горный аул по делам. На свадьбы ли знакомые приезжали или на похороны, он приглашал их к себе и угощал отменным мясом и даргинским хинкалом. Гостей Османа удивляла тишина в доме: при наличии 9 детей их не бывало слышно (они в гостиную заходили только тогда, когда нужно было чем-то помочь матери). Удивляло гостей и то, как ответственно и исполнительно реагировала дети на просьбы родителей.
              Пример родителей, особенно пример матери, явился краеугольным камнем в том, что 6 сыновей и 3 дочери четы Иминовых выросли трудолюбивыми, знающими с детства, кто и чем должен заниматься. Нельзя сказать, что их дети не были шаловливы, что не любили проказничать. Дети росли, как дети, со всеми своими недостатками и достоинствами. Единственное, что отличало их от других детей – стремление к самовоспитанию, желание совершенствоваться. Поэтому неудивительно, что все они стали образованными людьми, придерживающимися горской этики. 
              Первенец Иминова Османа и Салихат, Магомед, окончив математический факультет ДГУ, работает учителем высшей категории МБОУ «Карбачимахинская СОШ» Дахадаевского района.
              Дочь Патимат является ведущим специалистом в Управлении образования города Махачкала.
              Кади, доктор физических наук, профессор, работает преподавателем физического факультета ДГУ.
              Гапиз, выпускник ДМИ, работает в Москве.
              Рабдан, выпускник юридического факультета ДГУ, получив звание майора, работает в Тарумовском РОВД, г. Тарумовка.
              Али, выпускник экономического факультета, работает проректором ДГУ по хозяйственной части.
              Гусен, выпускник экономического факультета ДГУ, работает предпринимателем. 
              Хамис – выпускница  ДСХТ, работает в торговой сфере.
              Рукият, выпускница филологического факультета ДГУ, работает завучем МКОУ «Тарумовская СОШ».
              Не нужен и клад, коли в семье лад, говорится в пословице. Создавать в семье лад, должен уметь каждый.
              Получается, прав величайший педагог ХХ века А. С. Макаренко, который считал, что главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение.
              Отсюда вывод: детей нужно приучать к труду с малых лет. Насколько одарены дети, приученные трудиться с малолетства, наглядно демонстрируют телепередачи «Лучше всех», «Умники и умницы» и другие. Поэтому приходиться соглашаться с Ветхим Заветом, притчами Соломона: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен».
 


Рецензии