Автограф на память. Завод имени Дегтярёва

                Автограф (от греческого autos – сам и grapho – пишу)
                — собственноручная, обычно памятная надпись, подпись.
                Широко распространён вид автографов, сделанных ad hoc*
                — различные надписи на книгах, портретах и фотографиях.
                Для постороннего взгляда содержание памятной надписи
                представляется традиционным, банальным, трафаретным.
                Тогда как для обладателя автограф имеет двоякий смысл
                как исторический документ и как реликвия. Для него
                за традиционным пожеланием «на память» или подписью
                зачастую раскрывается существенный эпизод жизни.      




       Подходила к концу первая неделя нашего комсомольского мотопробега "Тюмень – Севастополь" по местам боевой и трудовой славы советского народа, протяжённостью около десяти тысяч километров.**
 
       Мы шли на мотоциклах «Восход» производства завода имени В.А.Дегтярёва, что находится в городе Ковров Владимирской области.

       Мимо родины наших мотоциклов, проехать было совершенно недопустимо. Поэтому в городе сразу направляем наши колёса на Ковровский ГК ВЛКСМ. Но никого нет на месте.
       Обращаемся в приёмную первого секретаря горкома КПСС. Беспрепятственно попадаем на приём. Первый секретарь – женщина. Показываем свои препроводительные письма и она немедленно связывается с комитетом комсомола завода.
       Тотчас появляется фотокор местной газеты, налетели комитетчики с завода и потащили нас фотографироваться у Вечного огня для местной газеты (фото 4). Событие очень даже достойное для сообщения в местной прессе.

       Дальнейшая встреча была самой радушной. Комсомольцы ради нас забросили все дела. И я не думаю, что их радушие продиктовано только тем, что первое известие о нас они получили из уст первого секретаря горкома партии.
       Ещё бы! Ведь ребята на мотоциклах местного производства прикатили аж из самой Сибири (фото 3 – перед стартом в Тюмени). По их представлениям почти с края света!

       Первым делом пристроили на стоянку мотоциклы, немного привели себя в порядок и перекусили в кафе. После чего Виталий, комсорг завода, организовал интереснейшую экскурсию на заводской сборочный конвейер мотоциклов. По пути узнали, что численность комсомольской организации завода составляет 3200 человек (при численности населения города к тому времени 120 тысяч человек).

       Сборочный конвейер мотоциклов поразил размахом производства. Каждые 56 секунд с конвейера сходит новенький «Восход». Сборка начинается с подвески рамы мотоцикла на держатели конвейера, к которому, по мере продвижения, с боковых вспомогательных конвейеров поступают готовые узлы и агрегаты. Длина конвейера – 56 минут. Это период превращения голой рамы в сверкающий краской и никелем мотоцикл.
       В великолепном музее - вся история мотоциклетного производства завода: от первого мотоцикла К-125, серийно выпущенного в 1946 году, до готовящегося к выпуску «Восхода»-2. Здесь демонстрируются модели, изготовленные всего лишь в нескольких экземплярах, и даже макеты, которые так и не воплотились в действующую машину. Это полёт конструкторской мысли и фантазия дизайнеров, опередивших своё время.
       Экскурсовод неоднократно подчёркивал, что конструкторы постоянно стремятся сохранить взаимозаменяемость деталей мотоциклов разных моделей: меняется конструкция, устройство, характеристики, материалы, но  новая деталь или узел должны встать на старое место без подгонки. Это значительно сокращает количество новой оснастки, снижает номенклатуру запасных частей и упрощает ремонт.

       В музее, как бы случайно, произошла встреча с заводчанином, участником международного моторалли в Италии, который поделился с нами своими зарубежными впечатлениями.

       Ковровские встречи были очень уплотнёнными. Сразу же после музея нас отвезли на городской стадион, где состоялся матч между футбольными командами завода имени Дегтярёва и областного центра - города Владимир. Это было огромным событием местного масштаба и стадион был переполнен болельщиками.

       Непринуждённый ужин в просторном двухэтажном доме-усадьбе хлебосольного Евгения, заместителя секретаря комитета комсомола завода, завершил этот перегруженный впечатлениями день.

       Во время ужина с территории завода, просматриваемой с высоты второго этажа, периодически доносились глухие подземные сотрясения сериями по три подряд, вибрация от которых передавалась даже на дом.
       - Что это? – полюбопытствовали мы.
       - Так наш завод-то имени Дегтярёва! Вы что не в курсе? - намекнули комсомольцы.
       Имя Дегтярева мы, разумеется, знали, но о подобной прямой связи с выпускаемой продукцией даже не подозревали.

       Позже энциклопедия прояснила некоторые особенности «завода по производству мотоциклов», связанные с деятельностью прославленного конструктора стрелкового оружия.

       Дегтярёв Василий Алексеевич, 20.12.1879 (2.1.1880) – Тула, 15.1.1949, Москва. Советский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артилерийской службы, доктор технических наук (1940). Герой Социалистического труда (1940). Член КПСС с 1941 г. Дегтярёв возглавлял первое в СССР конструкторское бюро по разработке стрелкового оружия. В 1927 г. на вооружение Красной Армии был принят 7,62-мм ручной пулемёт Дегтярёва (ДП); на его базе были созданы авиационные (ДА и ДА-2) и танковый (ДТ) пулемёты. Дегтярев разработал несколько  образцов пистолетов-пулемётов, лучший из которых был принят в 1934 г. на вооружение и после модернизации стал широко известен, как пистолет-пулемёт образца 1940 г. (ППД). В 1930 г. Дегтярёв разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт (ДК). После усовершенствования Г.С.Шпагиным в 1938 г. этот образец нашёл применение, как зенитный пулемёт ДШК. В годы Великой отечественной войны Советская Армия получила созданное Дегтярёвым противотанковое ружьё (ПТРД) и ручной пулемёт образца 1944 г. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созыва. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1949 – посмертно). Награждён 3-мя орденами Ленина, 4-мя другими орденами. Похоронен в Коврове.*** 

       Таким образом, в подземном полигоне завода испытывали не глушители мотоциклов, а отстреливали сходящие с конвейера тяжёлые пулемёты. На каждый из них полагается три выстрела по мишени снарядами-болванками. Что касается наших мотоциклов, то это – так. Товары народного потребления. Ширпотреб.

       На следующее утро с сопроводительным письмом завода мы направили свои колёса прямиком в гарантийную мастерскую при заводе. Заменили всё, что хотели и взяли кое-что по мелочам с собой, каждый в меру своего нахальства и фантазии.
       Начальник мастерской Сергей Иванович на прощанье искренне оправдывался, сетуя на недостаток времени и мастеров по ремонту:
       — Не то уехали бы как новенькие!


       Мы подарили ковровским машиностроителям книги о крае тюменской нефти, тюменские сувениры и значки. Те, в свою очередь, преподнесли нам техническую литературу по мотоциклам (рис.1), рекламные листовки (рис.5) и сувенирные инструкции по эксплуатации мотоцикла «Восход».

       На форзаце книг (рис.2) заводчане подарили именные автографы каждому участнику мотопробега, в частности, мне на память осталось:

       «Александру Саханскому.
       В честь встречи в г. Коврове с товарищами с мотозавода во время пробега в честь 50-ти летия ВЛКСМ.»

       Кроме того на инструкциях к мотоциклу «Восход» остался другой коллективный автограф от комсомольцев «мотоциклетного завода» имени В.А.Дегтярёва:

       «Комсомольцам Калининского РК ВЛКСМ г. Тюмени от молодёжи мотоциклетного з-да г. Коврова в год 50-летия ВЛКСМ» + печать заводского комитета ВЛКСМ  и шесть подписей комитетчиков.

       Невероятным образом в технической библиотечке моего гаража до сего времени сохраняется эта добрая память о беспокойной и увлекательной комсомольской молодости, о дружелюбии в отношениях советских людей, о бескорыстной взаимопомощи, о солидарности мотоциклистов той поры.



 

       Александр Соханский
                2019 г.



* Ad hoc —латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю».
** Александр Соханский. «Мотопутешествия по СССР. По местам боевой славы»  http://www.proza.ru/2013/12/10/710
*** Большая советская энциклопедия   
 


Рецензии
Старший брат за год до армии купил Ковровский «Восход», а кататься на нём довелось мне с 1970 по 1976 годы. Хороший был мотоцикл, остались только самые добрые воспоминания, тем более, что он безотказно служил в хозяйстве. Использовался для перевозки свежескошенной травы. Между водителем и пассажиром на крепеж заднего амортизатора устанавливали специальную металлическую рогатку из сваренной арматуры. Отец косил траву, я её граблями сгребал, после чего, на веревку укладывали эту свежескошенную траву, увязывали и получался квадратный тюк, которые вешались слева и справа на рогатку и я с ветерком вез это домой. Рано утром: тишина, восход солнца, в лесу просыпаются зверушки, одним словом, пробуждение нового дня, как давно это было!.. Спасибо за маленький ностальгический миг из юности. С уважением,

Павел Жарёнов-Добрятинский   07.03.2025 15:42     Заявить о нарушении
Рад, Павел, вашему посещению моего уютного кабинета. Мой "Восход" пригодился для более широкой амплитуды поездок. Довелось изрядно исколесить дороги Урала, добраться до самых дальних уголков европейской части Советского Союза.

Если появится желание приглашаю прокатиться со мной на страницу http://proza.ru/2013/12/12/882 . Там немало ностальгических мгновений из уже несуществующей страны.

Всего наилучшего вам, Павел!

Александр Соханский   09.03.2025 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.