Автограф на память. Завод имени Дегтярёва

                Автограф (от греческого autos – сам и grapho – пишу)
                — собственноручная, обычно памятная надпись, подпись.
                Широко распространён вид автографов, сделанных ad hoc*
                — различные надписи на книгах, портретах и фотографиях.
                Для постороннего взгляда содержание памятной надписи
                представляется традиционным, банальным, трафаретным.
                Тогда как для обладателя автограф имеет двоякий смысл
                как исторический документ и как реликвия. Для него
                за традиционным пожеланием «на память» или подписью
                зачастую раскрывается существенный эпизод жизни.      




       Подходила к концу первая неделя нашего комсомольского мотопробега "Тюмень – Севастополь" по местам боевой и трудовой славы советского народа, протяжённостью около десяти тысяч километров.**
 
       Мы шли на мотоциклах «Восход» производства завода имени В.А.Дегтярёва, что находится в городе Ковров Владимирской области.

       Мимо родины наших мотоциклов, проехать было совершенно недопустимо. Поэтому в городе сразу направляем наши колёса на Ковровский ГК ВЛКСМ. Но никого нет на месте.
       Обращаемся в приёмную первого секретаря горкома КПСС. Беспрепятственно попадаем на приём. Первый секретарь – женщина. Показываем свои препроводительные письма и она немедленно связывается с комитетом комсомола завода.
       Тотчас появляется фотокор местной газеты, налетели комитетчики с завода и потащили нас фотографироваться у Вечного огня для местной газеты (фото 4). Событие очень даже достойное для сообщения в местной прессе.

       Дальнейшая встреча была самой радушной. Комсомольцы ради нас забросили все дела. И я не думаю, что их радушие продиктовано только тем, что первое известие о нас они получили из уст первого секретаря горкома партии.
       Ещё бы! Ведь ребята на мотоциклах местного производства прикатили аж из самой Сибири (фото 3 – перед стартом в Тюмени). По их представлениям почти с края света!

       Первым делом пристроили на стоянку мотоциклы, немного привели себя в порядок и перекусили в кафе. После чего Виталий, комсорг завода, организовал интереснейшую экскурсию на заводской сборочный конвейер мотоциклов. По пути узнали, что численность комсомольской организации завода составляет 3200 человек (при численности населения города к тому времени 120 тысяч человек).

       Сборочный конвейер мотоциклов поразил размахом производства. Каждые 56 секунд с конвейера сходит новенький «Восход». Сборка начинается с подвески рамы мотоцикла на держатели конвейера, к которому, по мере продвижения, с боковых вспомогательных конвейеров поступают готовые узлы и агрегаты. Длина конвейера – 56 минут. Это период превращения голой рамы в сверкающий краской и никелем мотоцикл.
       В великолепном музее - вся история мотоциклетного производства завода: от первого мотоцикла К-125, серийно выпущенного в 1946 году, до готовящегося к выпуску «Восхода»-2. Здесь демонстрируются модели, изготовленные всего лишь в нескольких экземплярах, и даже макеты, которые так и не воплотились в действующую машину. Это полёт конструкторской мысли и фантазия дизайнеров, опередивших своё время.
       Экскурсовод неоднократно подчёркивал, что конструкторы постоянно стремятся сохранить взаимозаменяемость деталей мотоциклов разных моделей: меняется конструкция, устройство, характеристики, материалы, но деталь или узел должны встать на старое место без подгонки. Это значительно сокращает количество новой оснастки, снижает номенклатуру запасных частей и упрощает ремонт.

       В музее, как бы случайно, произошла встреча с заводчанином, участником международного моторалли в Италии, который поделился с нами своими зарубежными впечатлениями.

       Ковровские встречи были очень уплотнёнными. Сразу же после музея нас отвезли на городской стадион, где состоялся матч между футбольными командами завода имени Дегтярёва и областного центра - города Владимир. Это было огромным событием местного масштаба и стадион был переполнен болельщиками.

       Непринуждённый ужин в просторном двухэтажном доме-усадьбе хлебосольного Евгения, заместителя секретаря комитета комсомола завода, завершил этот перегруженный впечатлениями день.

       Во время ужина с территории завода, просматриваемой с высоты второго этажа, периодически доносились глухие подземные сотрясения сериями по три подряд, вибрация от которых передавалась даже на дом.
       - Что это? – полюбопытствовали мы.
       - Так наш завод-то имени Дегтярёва! Вы что не в курсе? - намекнули комсомольцы.
       Имя Дегтярева мы, разумеется, знали, но о подобной прямой связи с выпускаемой продукцией даже не подозревали.

       Позже энциклопедия прояснила некоторые особенности «завода по производству мотоциклов», связанные с деятельностью прославленного конструктора стрелкового оружия.

       Дегтярёв Василий Алексеевич, 20.12.1879 (2.1.1880) – Тула, 15.1.1949, Москва. Советский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артилерийской службы, доктор технических наук (1940). Герой Социалистического труда (1940). Член КПСС с 1941 г. Дегтярёв возглавлял первое в СССР конструкторское бюро по разработке стрелкового оружия. В 1927 г. на вооружение Красной Армии был принят 7,62-мм ручной пулемёт Дегтярёва (ДП); на его базе были созданы авиационные (ДА и ДА-2) и танковый (ДТ) пулемёты. Дегтярев разработал несколько  образцов пистолетов-пулемётов, лучший из которых был принят в 1934 г. на вооружение и после модернизации стал широко известен, как пистолет-пулемёт образца 1940 г. (ППД). В 1930 г. Дегтярёв разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт (ДК). После усовершенствования Г.С.Шпагиным в 1938 г. этот образец нашёл применение, как зенитный пулемёт ДШК. В годы Великой отечественной войны Советская Армия получила созданное Дегтярёвым противотанковое ружьё (ПТРД) и ручной пулемёт образца 1944 г. Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созыва. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1949 – посмертно). Награждён 3-мя орденами Ленина, 4-мя другими орденами. Похоронен в Коврове.*** 

       Таким образом, в подземном полигоне завода испытывали не глушители мотоциклов, а отстреливали сходящие с конвейера тяжёлые пулемёты. На каждый из них полагается три выстрела по мишени снарядами-болванками. Что касается наших мотоциклов, то это – так. Товары народного потребления. Ширпотреб.

       На следующее утро с сопроводительным письмом завода мы направили свои колёса прямиком в гарантийную мастерскую при заводе. Заменили всё, что хотели и взяли кое-что по мелочам с собой, каждый в меру своего нахальства и фантазии.
       Начальник мастерской Сергей Иванович на прощанье искренне оправдывался, сетуя на недостаток времени и мастеров по ремонту:
       — Не то уехали бы как новенькие!


       Мы подарили ковровским машиностроителям книги о крае тюменской нефти, тюменские сувениры и значки. Те, в свою очередь, преподнесли нам техническую литературу по мотоциклам (рис.1), рекламные листовки (рис.5) и сувенирные инструкции по эксплуатации мотоцикла «Восход».

       На форзаце книг (рис.2) заводчане подарили именные автографы каждому участнику мотопробега, в частности, мне на память осталось:

       «Александру Саханскому.
       В честь встречи в г. Коврове с товарищами с мотозавода во время пробега в честь 50-ти летия ВЛКСМ.»

       Кроме того на инструкциях к мотоциклу «Восход» остался другой коллективный автограф от комсомольцев «мотоциклетного завода» имени В.А.Дегтярёва:

       «Комсомольцам Калининского РК ВЛКСМ г. Тюмени от молодёжи мотоциклетного з-да г. Коврова в год 50-летия ВЛКСМ» + печать заводского комитета ВЛКСМ  и шесть подписей комитетчиков.

       Невероятным образом в технической библиотечке моего гаража до сего времени сохраняется эта добрая память о беспокойной и увлекательной комсомольской молодости, о дружелюбии в отношениях советских людей, о бескорыстной взаимопомощи, о солидарности мотоциклистов той поры.



 

       Александр Соханский
                2019 г.



* Ad hoc —латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю».
** Александр Соханский. «Мотопутешествия по СССР. По местам боевой славы»  http://www.proza.ru/2013/12/10/710
*** Большая советская энциклопедия   
 


Рецензии
Очень добрые воспоминания, уважаемый Александр. К-175 сопровождал мою юность с 1962 по 1968 год, и не "Восход", а именно "Ковровец", ещё с тремя скоростями, с аккумулятором и не с таким уродливым (почему-то) бензобаком, как у "Восхода", а как у "ИЖа" - обтекаемым и красивым небесно-голубого цвета. Припоминаю неприятный нюанс в первые дни его приобретения с пробегом 8 тысяч километров, когда где-то в пути потерялся рычаг переключения передач, три дня искал по всей дороге пешком и не нашёл. Трагедия была, купить негде, посылторг ещё не развернулся, это потом можно было всё заказать по почте, а мне пришлось приспосабливать рычаг от ИЖа, а он велик, со свинцовыми прокладками как-то проездил года полтора, пока прислали с завода родной. Лет 12 служил мой друг мне и моим двоим братьям. С благодарностью вспоминаю его и Ковровский завод. Почему бросили производство там? Почему сейчас полно всяких скутеров, а своих надёжных и недорогих машин нет, увлеклись "войной"?

Михаил Шариков   21.07.2019 12:24     Заявить о нарушении
Михаил!

Наверное у Вас был К-175 с зеркальным бензобаком и кожухом передних амортизаторов типа "руль-фара", который называли "Ковровская Ява". Но чехословацкие братья обиделись на схожесть и выразили претензию ковровчанам. Поэтому выпуск первой модели К-175 составил менее сотни штук. Именно после этого бак К-175 стал уродливым, похожим на сливной бачок вверх ногами.

Что же касается "Восхода", то его бензобак, вопреки Вашим воспоминаниям, был красивым, обтекаемым и по периметру опоясанным белой пластиковой полосой, а дурацких зайцев заменили стремительной накладкой, напоминающей то-ли комету, то-ли болид.

В отношении новых мотоциклетных производств думаю, что, во-первых, утратили мастеровитых специалистов и башковитых конструкторов, а, во-вторых, сидя на нефтяной и газовой трубе, проще купить и перепродать что-то готовенькое.
Именно на этом базируется современный российский менталитет - ничего не делая, иметь всё. Главное - это деньги. И от этого никуда не уйти.

Александр Соханский   22.07.2019 12:00   Заявить о нарушении
Александр, спасибо за отклик! Я получил права мотоциклиста в 17 лет ещё в школе, очень любил мотоцикл, и сейчас с интересом и восхищением наблюдаю байкеров на таких классных машинах, что ах! Но стоят они дороже автомобиля. Однако, будучи в Италии, я с удивлением узнал, что 30% (примерно) итальянцев пересели на мотороллеры и мотоциклы, простые, дешёвые и очень мобильные, на каждом светофоре вперед выдвигаются они и, как черти, летят по Риму вдвое быстрее автомобилей.
А "восходы" испортили зря, выпускать перестали зря, надо восстанавливать утраченное производство и совершенствовать его, чтобы лучше "Явы" и "Хонды" были, время настало.

Михаил Шариков   22.07.2019 23:09   Заявить о нарушении
По Италии, конечно, комфортно рассекать на мотоцикле или мотороллере круглый год. Им бы наше лето на два месяца, а всё остальное - не поймёшь что!

Говорят на просторах Сибири есть тюрьма для негров, преступивших законы нашей страны. Так они считают, что в России две зимы - одна зелёная, другая белая. :-)

А своё мнение по поводу выпуска мотоциклов на наших заводах я уже высказал выше. Сейчас и Ирбит выпускает свои "Уралы" всего лишь по несколько десятков машин в месяц из сборочных единиц зарубежных фирм: подшипники, шестерни, тормозные системы, резина, детали двигателя, осветительная оптика и многое другое. Так что вместо марки "Урал" мотоцикл сейчас логичнее называть "Ural", тем более что, он идёт на экспорт...

Александр Соханский   22.07.2019 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.