Родителям об обучении детей

              В Конституции Российской Федерации сказано, что обучение – это целенаправленный процесс осуществления родителями, педагогами и организациями, реализовывающими образовательную деятельность, что данный процесс обращен на овладение детей знаниями, умениями и навыками, на развитие у них способностей, приобретение ими опыта применения знаний в повседневной жизни. А потому в повседневной жизни родителям нужно не только обращать внимание детей на необходимость получения знаний, но и быть образцами эрудированности и нравственности.
              Кстати, большинство родителей, беспокоится о духовном развитие своих детей. Однако удача в деле обучения и воспитания сопутствует не всем и не всегда. Духовный облик подрастающего поколения зависит не только от эрудированности родителей, но и от социального базиса, от политических и нравственных убеждений общества, в котором подрастает ребёнок.
               «Жить в обществе, и быть оторванным от общества, нельзя», – считал теоретик марксизма, политический и государственный деятель, основатель социалистического государства В. И. Ленин. Это правда. Какова музыка, таков танец, говорят в народе.
               Однако какой бы либеральной ни была политика, какого бы материального благосостояния страна ни достигла, человек не станет гуманной образованной личностью, если он сам не будет стремиться к самосовершенствованию. Если окружающая среда алчна, при отсутствии у ребёнка моральных принципов, то и он может вырасти алчным. Если окружающей среде характерно благородство, у воспитанника тоже будут заметны черты великодушия.
              Хорошо, если родители могут быть для детей образцами морально-этических норм. Однако в жизни всё разношёрстно. Ведь родители – это выросшие дети, это бывшие ученики, которые учились по-разному, вели себя по-разному.  Характер же взрослого человека во многом определяется привычками, чертами характера, сложившимися у него с раннего детства. Поэтому повзрослевшие родители по-разному относятся к вопросам воспитания. Они, выросшие из ученического возраста, по психологическим и физиологическим особенностям – уже взрослые люди, поэтому переоценки жизненных ценностей, произошедшие с возрастом, становятся для них ориентиром в воспитании собственных детей.
              Родители, не постигшие значения нравственных ценностей, не могут развивать у своих детей пристрастие к духовным или нравственным ценностям. Для того чтобы развивать такие качества у детей, родителю-воспитателю необходимо знать меру нагрузок для умственного развития ребенка, меру тре  бовательности к его моральным качествам. Это значит, что еще в дошкольном возрасте родителям нужно увлечь ребёнка такими играми, которые развивают его мышление, память, способность наблюдать и сопоставлять увиденное. А в школьном возрасте – убеждать его в необходимости получения новых знаний, совершенствования своей личности. При этом родители сами должны интеллектуально развиваться, контролировать детей в выполнении поставленных перед ним задач.
                Дарования или способности сами по себе не приходят, как не появляются всходы без посеянных семян. Систематически вырабатывая и закрепляя хорошие привычки, расширяя свой и детский умственный кругозор, многим отцам и матерям удаётся развивать у сыновей и дочерей нравственные качества. Доброта, честность, порядочность, благосклонное отношение к окружающим людям, любовь к Родине, любовь к природе – вот те качества, которые родители должны формировать у своих детей и сегодня. Эти качества во все времена составляли непреходящую ценность человеческой культуры. Нравственные качества помогут детям не только усвоить стандартную программу общеобразовательной школы, но и найти себя, раскрыть свои способности с учётом возраста, интеллекта и интереса.
                Это, в свою очередь, даст возможность  развивать у них идейно-политические и моральные убеждения, эстетические принципы, духовные потребности, художественный вкус.   
                Безусловно, интерес к получению знаний нужно поддерживать постоянно.
                Ни для кого не секрет, что учителя более благосклонны к спокойным детям, подающим надежды на успешное обучение. Но нельзя забывать, что каждый отдельный ребенок – индивидуальная личность. Личность маленькая, нуждающаяся во внимании и поддержке. Потому родителям нужно поддерживать контакты со школой, колледжем, вузом, добиваться взаимопонимания, не допускать отчуждённости ребёнка от окружающей среды, потому что именно трудновоспитуемые дети составляют группы риска. Именно они подвержены негативному влиянию со стороны отморозков, старших по возрасту.
                Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что прав тот педагог, который уделяет пристальное внимание отстающим или психологически неуравновешенным детям. Ведь и они, дети, не подготовленные родителями к школе, может быть, из-за ограниченных материальных или духовных возможностей, при чутком отношении педагогов расцветают, как цветочки под теплыми лучами солнца.
                Школьники, особенно учащиеся I ступени, видят в своем учителе старшего друга, близкого человека; верят, что педагог поможет разобраться во всех их детских проблемах. И не дай бог почувствовать ребенку, что учителю чужд его внутренний мир, безразлична его судьба. В такой ситуации ребёнок не только теряет интерес к личности педагога, но и к тому предмету, который он преподает. Там, где нет взаимопонимания или индивидуального подхода к отстающим или трудновоспитуемым детям, там не может быть успешного их обучения или воспитания.
                Как правило, для развития способностей в детях воспитатели подбирают увлекательный материал, доступные творческие задания, поощряют их успехи, вселяют уверенность в том, что у них все получится, пользуясь при этом эвристическим методом.
                Если даже педагог не замечает в каком-либо ребенке (детей в классе много, учителю нужно время, чтобы узнать характер каждого ученика) дарования схватывать всё на лету или желания самореализоваться, родители должны верить в его способности, в его доброе начало, тогда и ребенок поверит в свои силы.
                Не вина ребенка в том, что он плохо себя ведет или плохо учится, а его беда. Родители обязаны не допускать такой беды. Как писал великий русский писатель М. Горький: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда даже самый грубый труд – возвышается до творчества».
                Мысль М. Горького подтверждают примеры из реальной жизни. Вот один из примеров возвышения труда до творчества, когда учитель и родитель выступают в одном лице.

                Рос без отца и матери

                "Уважайте текущий час и сегодняшний день!.. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится", - писал Януш Корчак. этому завету следовал мой учитель, Гаджи Аммациевим.
              Его отец, Куруцов Аммаци, уроженец с. Карбачимахи Дахадаевского района, был  призван на фронт Дахадаевским РВК. Погиб на войне.
              Детей-сирот карбачимахинцы ни в годы войны, ни в послевоенные годы в детдом не отдавали. Не оттого, что не доверяли детским домам, а потому что не могли расстаться с ними. Дети-сироты росли у близких или дальних родственников.
            Аммациева Гаджи Аммациевича, потерявшего в годы войны отца-фронтовика и мать, труженицу колхоза «Каганович», вырастила его тётя, Хамис. Вырос Гаджи Аммациевич любознательным, получил специальность учителя русского языка и литературы. Проработав с 1967 по 1969 год директором Урхнишинской ВШ, он вернулся в родное село. С 1969 по 1977 он преподавал русский язык и литературу нам, учащимся Карбачимахинской ВШ.
           Мы, его ученики, интуитивно чувствовали, что Гаджи Аммациевич очень любит свою работу, так как он приносил на каждый урок занимательный дидактический материал, доступно преподносил нам каждый урок. 
           Зная, что учащиеся способны самое серьёзное дело преврашать в игру, придать ему особый, одухотворенный вид, импровизировать его, Гаджи Аммациевич старался развить в каждом учащемся способности, данные природой. И делал это педагогично, эстетично, профессионально, стараясь поддержать внутренний мир каждого ученика. При проведении им мероприятий, мы, ученики, сами того не замечая, болели душой друг за друга, помогали друг другу и никогда на его замечания не обижались.   
            Воспитывая нас, учащихся, на основе лучших дагестанских традиций и общечеловеческих ценностей, Гаджи Аммациевич, учитывал психологические особенности каждого ученика, особенности его воспитания его в семье.   Пользуясь новыми для того времени педагогическими методами, он проводил с нами работы творческого характера, увлекал нас внеклассными мероприятиями, вечерами, посвященные юбилеям поэтов и писателей, утренниками, инсценировками по мотивам произведений, изучаемых по программе.    
            В 1977 году нашему учителю, Гаджи Аммациевичу, пришлось переселиться в Каякентский район ДАССР. В этом районе с 1977 по 1981 год он работал учителем русского языка и литературы в Гергинской СШ, с 1981 по 1994 – директором Нововикринской СОШ, а потом в этой же школе – учителем русского языка и литературы. 
            Опыт работы Гаджи Аммациевича в этих школах показал, что решение задач воспитания учащихся немыслимо без постоянной любви к ним и без сотрудничества с ними.
            Личность учителя, его нравственное богатство, верность правде жизни – залог успешной работы с учащимися. Поэтому в своей практической работе, Гаджи Аммациевич всегда выслушивал учащихся, был тактичен при разборе их опрометчивых поступков.
            Труд Гаджи Аммациевича не остался незамеченным: он награждён в 1970 году юбилейной медалью «За доблестный труд», а в 1974 году – медалью «Победитель социалистического соревнования», в 1975 году – Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения высшей школы», в 1981 году – орденами «Знак почёта»,  «Трудового Красного знамени», в 1991 году – знаком «Отличник народного просвещения», Орденом Дружбы  народов.
             В. А. Сухомлинский утверждал, что именно от педагога зависит, станет ли сердце ребенка нежным цветком или засохшей корой. Об этой заповеди великого педагога Гаджи Аммацциевич никогда не забывал и отдавал детям все свои силы, всё своё время и накопленные десятилетиями знания, за что и любили его ученики.
            Гаджи Аммациевич был не только прекрасным учителем, но и хорошим отцом. Вместе с педагогом Омаровой Писай он вырастил четырёх дочерей-педагогов: Гулимат, Патимат, Эльмиру, Зайнаб. К счастью, таких учителей, как Гаджи Аммациевич, в жизни немало, на них и держится большая часть образовательной и воспитательной системы нашей страны.
            Сегодня, когда среди нас нет Г. Аммациева, хочется верить, что свет знаний таких педагогов никогда не умрёт: 
 


Рецензии
Ой, вечная, сложная тема... Хорошо, что Вы её затронули. Увы, сегодня всё меньше как достойных педагогов, так и достойных родителей. Хочется верить, что ситуация изменится к лучшему.

Кирилл Прокофьев   14.09.2019 00:06     Заявить о нарушении
Я тоже надеюсь. Максим Горький писал: "Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей". Надеюсь, жизнь всему научит людей.

Спасибо за отзыв.

Айша Курбанова 3   14.09.2019 07:36   Заявить о нарушении