К проблеме сохранения здоровья учащихся

            Как известно, состояние здоровья ребенка является важным условием для воспитания в семье и успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной и профессиональной подготовке. За последние годы уровень здоровья детей неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социальных, экологических и учебно-дидактических факторов.
            На здоровье детей сказывается и сказанное невзначай бестактное слово. Об этом предупреждал и великий педагог А. В. Сухомлинский: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносят беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и ввергнуть в уныние, вызвать улыбки и слезы, породить веру и недоверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».
            Следуя мудрым наставлениям А. В. Сухомлинского, опираясь на свой педагогический опыт, я составила для родителей рекомендации:
            - каждому родителю необходимо видеть в ребёнке Человека с его мечтами и проблемами, с его стремлениями и надеждами, с его неудачами и ожиданиями чуда;
            - для того чтобы дети оставались здоровыми, их нужно просвещать о необходимости ведения здорового образа жизни;
            - чтобы у детей не было проблем со здоровьем, необходимо их убеждать в том, что трудолюбивые, занятые спортом, увлеченные творчеством люди добиваются в жизни своей цели, а ленивые – губят свои способности и здоровье каждый день, что у ленивых детей всегда проблемы и со здоровьем, и конфликты с окружающими людьми.
            А трудолюбивые дети радуют окружающих их людей своими поступками. Они растут аккуратными во всём, общительными, отзывчивыми, внимательными, заботливыми и по-настоящему счастливыми людьми. А четкий режим дня помогает им добиваться хороших успехов в учёбе, спорте, в жизни.   
            Как педагог я составила и режим дня. Он у каждого ребёнка, конечно же, может быть свой. Правильно составленный индивидуальный режим дня поможет любому ребёнку организовать и воспитать себя.
 
Примерный режим дня

7. 00 – подъём.
7. 00 – 7. 05 – заправка постели.
7. 05 – 7. 15 – утренняя физзарядка.
7. 15 – 7. 25 – умывание.
7. 25 – 7. 40 – завтрак.
7. 40 – 7. 45 – сбор и уход в школу.
8. 00 – 12. 30 – занятия в школе. 
12. 30 – 13. 00 – приход со школы, переодевание, умывание.
13. 00 – 13. 30 – обед.
13. 30 – 14. 00 – отдых.
14. 00 – 15. 00 – помощь по дому, активные игры.
15. 00 – 18. 00 – подготовка к урокам. 
18. 00 –  19. 00 – отдых, игры с друзьями или просмотр телепередач.
19. 00 – 20. 00 – ужин, общение с родителями.
20. 00 – 20. 20 – подготовка одежды, обуви, школьных принадлежностей к школе.
20. 20 – 20. 21 – тихие игры, просмотр телепередач.
21. 00 – сон.

              Подобный режим дня приемлем для тех, кто живёт близко к школе. А для тех, кто живёт вдали от неё, должен быть индивидуальный режим дня.
Как педагог, своим ученикам я предлагаю и памятку к режиму дня.

                Памятка

              Режим дня помогает человеку организовать здоровый образ жизни, добиваться поставленных целей, выработать аккуратность во всех поступках.
Он помогает правильно распределить время и для того, чтобы учёба давалась легко, и для того, чтобы с пользой для здоровья отдохнуть, и для того, чтобы выработать положительные черты характера (такие как трудолюбие, опрятность, точность во времени), и для того, чтобы без замечаний со стороны окружающих людей выработать привычки самостоятельности и регулярности в выполнении своих обязанностей. Одним словом, режим дня помогает стать бодрее, энергичнее, жизнерадостнее и счастливее.   
              Кроме того я провожу беседы с учащимися о необходимости правильного питания и необходимости закалывания организма, о выработке иммунитета.
Конечно, вылечить заболевшего ребёнка педагог не может, но вести профилактические меры, заботиться о сохранении его здоровья за период обучения в школе, научить его использовать полученные в школе знания о здоровом образе жизни в овседневной жизни, он обязан. 
              К сожалению, неоценимый труд, советы, старания педагогов не всегда воспринимаются некоторыми учениками, как заботу о себе, как беспокойство об своём духовном и физическом развитии, так некоторые родители не реагируют на советы педагогов. А иные родители могут позволить себе курить при детях, выпить лишнее, сквернословить, могут и не контролировать подготовку детей к урокам или же заставить их выполнять домашние задания непедагогичными способами, что вызывает у них обозлённость. Педагогам и родителям в таких случаях необходимо помнить, что неуспевающие дети стесняются окружающих, замыкаются, чувствуют себя неуверенно. 
             Правильное восприятие детьми требований педагогов, взаимопонимание между учителями и родителями могут помочь учащимся добиться хороших успехов в учебе, спорте, в общем духовном и физическом развитии. Опека и поддержка взрослых создают хорошие условия и для сохранения их здоровья.
            К. Гельвеций писал: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Поэтому общей целью педагогов и родителей должна стать идея воспитания не только эрудированного ученика, но здорового в физическом, психологическом и в моральном отношении человека. На первом плане у взрослых должна быть идея своевременного проявления чувства доброты к детям и использование ими приемов нейтрализации стресса у школьников. 
            М. Горький писал: «Не важно, что сказано, а важно, как сказано». Отсюда вывод: в общении педагогов и родителей не допустим грубый тон, который способен вызвать раздражительность и ответную грубость обучающихся.
            Мой многолетний опыт педагогической работы подсказывает: решение задач сохранения здоровья учащихся немыслимо без постоянной любви к детям, без сотрудничества с ними. А чтобы заставить биться юные сердца, учителю необходимо рассказывать о том, что поразило его самого, что заставило его сердце трепетать от гордости или возмущения, радости или боли. Точно также родители могут быть с ними искренними.
             А  в школе личность учителя, его нравственное и духовное богатство, верность правде жизни – залог успешной работы с учащимися. В своей практической работе учитель может дать советы родителям, руководствоваться разработанными В. А. Сухомлинским заповедями о том, «Как беречь детское доверие»:

1) выслушивать детей и понимать их;
2) быть корректными при разборе опрометчивых поступков детей;
3) избегать конфликтных ситуаций;
4) думать об их будущем. 
       
             В. А. Сухомлинский утверждал, что именно от педагога зависит, станет ли сердце ребенка нежным цветком или засохшей корой. 
             Однако одними стараниями педагогов не сохранишь здоровье детей. К решению проблем, связанных с разработками здоровьесберегающих технологий, нужно привлечь не только родителей учащихся, но и специалистов из научных центров, институтов, медицинских работников, работников физкультурно-оздоровительной системы, экологов. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
              Конечно же, в образовательных учреждениях должны соблюдаться необходимые условия для сохранения здоровья детей: 1) достаточная освещенность классов; 2) достаточная проветриваемость  школьных помещений; 3) правильная форма и величина парт и стульев;  4) совершенствование методики преподавания; 5) подбор  индивидуального подхода к учащимся; 6) использование не только обучающих, но и воспитательных технологий; 7) использование (в начальных классах) физкультминуток, ведущих к двигательной активности учащихся; 8) организация правильного питания и отдыха учащихся.
             Для осуществления перечисленных задач должно быть достаточное финансирование школы, благополучное состояние здоровья учителей, сформированные такие личностные качества у педагогов, как толерантность, доброжелательность, чувства юмора и др.
             При эффективном использовании здоровьесберегающих технологий на уроках уровень тревожности у детей падает и развивается саморегуляция. Ведь во время учебного процесса ученик должен не только хорошо учиться, но и быть здоровым и счастливым. Чтобы он был здоровым и счастливым, учителю необходимо помнить, что нужно поддерживать в ребёнке чувства собственного достоинства, создавать вокруг него атмосферу доброты. Ведь в условиях социального расслоения нашего общества не всегда соблюдается. Ведь все дети, как цветы жизни, нуждаются в заботе, саморазвитии и самореализации. С этой целью я включаю в учебный процесс   здоровьесберегающие технологии: начальных классах – физкультминутки.  А в 5 – 6-х классах – различные релаксации. Например, такие: 
             «Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, что мы сейчас отдыхаем на цветущем лугу. Глядя на луговые цветы, отдыхают наши глаза, уши, голова. На лугу дышится легко. Нервы спокойны. После отдыха нам захочется с новыми силами выполнять задания. Вот мы возвращаемся в класс.  А теперь откроем глаза и поработаем. 
            В 7 – 9-х классах можно использовать различные упражнения. Например, такие: 
            Проверьте свою осанку. Встаньте у парты, проведите сначала вращение головы по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки. Дыхание свободное. Далее вращение туловища по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки.
Упражнение выполняется 1-3 мин. Закончив упражнение, ученики садятся за парты, сохраняя   прямую осанку.  Такие упражнения помогают учащимся сосредоточиться на уроке.   
             А в 10 – 11-х классах с целью нейтрализации стресса у школьников можно использовать беседы и диспуты.
             Смотря на то, как ученик воспримет требования школы, учителя-наставника, зависит его учеба, его способности, его здоровье. Точно также, смотря на то, как ребёнок воспримет требования родителей, зависит каждый его поступок, который отражается на его здоровье. 
 


Рецензии