Методика воспитания детей в семье

               Воспитание гуманной личности через доброту – одно из общих понятий морального сознания. В понятие «мораль» люди издавна включали свои наиболее общие интересы, устремления и надежды. С помощью её критериев оценивали социальную действительность, общественные явления, поведение отдельных лиц и их гуманные поступки. 
               Гуманизм – это система идей, взглядов и убеждений, утверждающих высокое назначение и общественное признание человека, его ценность, как личности. Гуманизм обосновывает и показывает необходимость признания достоинств человека, его права на счастье и свободу, на равенство и проявление всех его способностей, на утверждение добра. Он находит свое выражение в отношениях, основанных на взаимном уважении и сотрудничестве, справедливости и добре. Так как методика обучения – это приёмы и средства, с помощью которых жизненный опыт и знания передаются от одного поколения другому, хочется обратить внимание читателей на то, это делается мудрыми людьми веками.
               В знаменитом буддийском сборнике изречений «Стезя добродетели», созданном в IV или III веке до нашей эры, приведены такие сутры: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Излишек в чем бы то ни было опасен: грубость раздражает людей, упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»
          Мудрость тысячелетий. Энциклопедия – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – Автор-составитель В. Белязин. – 848 с. [стр. 36])

          Примечание автора: далее будут указаны только страницы из Энциклопедия.
         
          Данные предостережения древних мудрецов, явившиеся при их жизнедеятельности, нелишни и сегодня.  Современному воспитателю тоже необходимо помнить, что любая крайность опасна. А избегать крайностей, находить компромисс – дело нелёгкое, но необходимое, если мы хотим сохранить в себе или в своих воспитанниках высоконравственную личность.
          «С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно – так же влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки» [стр. 39], – писали древние философы. А держаться на высоте и не падать вниз воспитателю с большой буквы – крайне важно, так как воспитываемое подрастающее поколение, в первую очередь, смотрит на своего воспитателя и берёт с него пример. 
           Китайский философ Конфуций, создатель этико-политического учения, оказавшего на протяжении свыше двух тысяч лет колоссальное влияние на развитие духовной и политической жизни Китая, разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы) – благородного мужа, которым становятся не по причине происхождения, а путем достижения высоких нравственных качеств: гуманности, верности, искренности, справедливости, почтительности по отношению к старшим.
           Философ утверждал: «Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости» [стр. 45].
          Философ прав, вышеперечисленные предостережения актуальны и сегодня, так как по социальным сетям и ТВ транслируются умопомрачительные негативы, рекламируется сенсационная продукция жёлтой прессы. Ведь подрастающее поколение должно воспитываться не на увлекательных глупостях, а на хороших примерах, чтобы оно стало опорой и защитой страны, чтобы оно усваивало и передавало другим поколениям нравственные ценности нашего государства.
           Конфуций же утверждал: «Перед человеком к разуму есть три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок [стр. 49].
           Для воспитания в детях высоконравственных качеств сегодня необходимо использовать следующие основные методы: наблюдение за детьми, учет фактов их нравственного роста, проведение сравнительно-сопоставительного анализа проделанной работы с воспитанниками, обобщение и систематизация полученных результатов.
           Общеизвестно, что проблема воспитания детей волновало человечество тысячелетиями, она и по сей день остается очень актуальной, так как является общечеловеческой проблемой.  Этой проблеме посвятили свои труды многие учёные, педагоги: Ян Амос Коменский – чешский педагог, писатель и общественный деятель, автор книги «Дидактика», представивший   оригинальную методику обучения взрослых и детей, при котором они могли совершенствоваться в жизни.
            Джон Локк – английский философ и представитель эмпиризма, убеждённый в том, что все человеческие знания основываются на опыте. Им предложена методика учёта единичных восприятий, ощущений и рефлексий, методика    восприятия окружающего мира посредством чувств, через внутренний опыт.
            А Жан-Жак Руссо – франко-швейцарский мыслитель эпохи Просвещения, считавший деградацию общества следствием падения нравственных ценностей, призывавший людей вернуться к истокам, предложил средства оберегать воспитанников путём привития детям любви к природе.
            Иоганн Генрих Песталоцци – швейцарский педагог-гуманист конца XVIII – XIX века, основатель теории природосообразного воспитания и обучения, предложил методику всестороннего гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания, обеспечивая единство умственного, нравственного и физического развития и подготовку к подрастающего поколения к труду. 
            Иоганн Гербарт – немецкий психолог, один из основателей научной педагогики, главной целью воспитания считал формирование у воспитанников гармонии воли с этическими идеями, развитие у них многостороннего интереса. А важнейшими путями достижения гармоничного развития детей считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание. 
             Адольф Дистерверг – немецкий педагог, выступавший за демократические реформы в школе, боролся за светское образование, основанное на общечеловеческих ценностях, стремлении к совершенству, воспитании сознательных граждан.
             Иван Бецкой – основатель Академии художеств и Смольного института благородных девиц, пропагандировавший толерантный подход к воспитанию, при котором отвергается физическое насилие и поощряется эвристический метод обучения, предложил методику обучения воспитанников без принуждения, с учётом их склонностей, не употребляя физических наказаний.
             Николай Новиков – русский просветитель, писатель, издатель журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк», пропагандировал идеи нравственного воспитания детей посредством религии.
             Константин Ушинский – основоположник научной педагогики в России, предложил способы наглядного обучения, как средств, способных заинтересовать обучающихся.
             Лев Толстой – русский писатели и Просветитель, основатель школы для крестьянских детей, автор философских трактатов, предложил методику обучения на основе религиозно-нравственного направления.
             Антон Макаренко – писатель, признанный ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира, пропагандист демократических идей, разработавший теорию и методологию воспитания детей в коммунах, основал методику трудового воспитания.
             Василий Сухомлинский – советский педагог-новатор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, опробовал воспитательную систему, в центре которого находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Основной задачей педагога Василий Александрович считал создание благоприятных условий для формирования и развития гуманной личности ребёнка. 
              Галина Лескова – педагог, автор учебного пособия «Физическое воспитание детей», для общего развития ребёнка предложила включить в процесс обучения подвижные игры и игры с элементами спортивных состязаний. 
Евгения Бондаревская, академик Российского образования, профессор Ростовского государственного университета, организовала школу, специализирующуюся на разработке и теории личностно-ориентировочного образования и воспитания нравственного гражданина.
             Лев Выготский – русский психолог, основатель культурно-исторической и психологической школы, учёный, связал психологию с педагогикой, положил начало педологии и дефектологии.
             Пётр Лесгафт – создатель теории о функциональной палеонтологии, основоположник антропологии, расследовал развитие человека в связи с его физическим развитием и влиянием на него окружающей среды.
              Изучив труды таких исследователей, как П. Ф. Лесгафт, В. Н. Соколова, Г. Я. Фзефович, Т. Г. Саидов, А. Э. Измайлов, А. Ю. Гранкин, Д. Д. Семенов, М. И. Демков, В. М. Бехтеров, П. Ф. Каптеров, З.М. Магомедова, В. В. Розанов, К. Н. Вентцель, М. М. Рубинштейн, Д. Д. Семенов, И. В. Гребников, Я. И. Ковальчук, Л. И. Николаева, Ю. Хямяляйнен, Р. М. Гранкина и многих других  исследователей, в 1993 в МР «Каякентский район» РД открылась Каякентская научно-экспериментальная лаборатория стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений (ныне Муниципальное казённое учреждение «Каякентский научно-методический центр стабилизации социальной обстановки в обществе посредством формирования добрых человеческих отношений им. Р. Абакаровой»).
                Открытию лаборатории способствовал и профессор, действительный член Международной ассоциации по подготовке специалистов в области человеческих отношений в Нью-Йорке, академик АПН Иван Петрович Раченко, за плечами которого более чем 60-летняя педагогическая деятельность.
                Так как с идеями возрождения добра в душах нового поколения, с целью развития методики воспитания детей в семье Рукият Абакарова обратилась к    Ивану Петровичу. Профессор дал согласие на научное руководство диссертационного исследования "Формирование добрых человеческих отношений", стал научным консультантом организационного аспекта создания научно-экспериментальной лаборатории (НЭЛ) по формированию добрых человеческих отношений(ФДЧО) в Каякентском районе.
                Данное учреждение по сей день работает над претворением в жизнь Целевой комплексной программы «Семья-сад-школа-колледж-вуз-социальная среда по формирования добрых человеческих отношений» с целью улучшения межличностных отношений в семье, детском саду, школе, колледже, вузе, учреждениях дополнительного и общеобразовательного образования.
                Реализовывая данную универсальную программу, учреждение пришло к выводу, что у любого народа, будь это миллиардная нация, каковой является китайский народ, будь это малые этносы, каковыми являются народы Северного Кавказа, в частности народы Дагестана, есть свои представители, которыми мононациональный народ или малый этнос может гордиться. Поэтому неважно, к какой национальности человек относится, важнее насколько он своим существованием на Земле осчастливил окружающих людей, скольких утешил в горе, скольким оказал помощь в беде, скольким показал красоту родного края, раскрыл особенности большой Родины.
                Учреждение считает, что было время, когда лидеры мировых религий и их последователи считали, что только их религия нравственна, а последователей иных религий считали за неверующих. Теперь же и Каякентский научно-методический центр, и прогрессивная общественность признает, что каждая из мировых религий несёт в себе элементы человеколюбия, нравственности. Потому неважно, какую религию человек проповедует, важнее, насколько   человек человечен, насколько он честен душою, насколько своими реальными поступками утвердил добро на земле.
Совсем неважно, чьи традиции человек возвеличивает, важнее, прислушивается ли он к голосу совести. 
                Неважно и то, в какой стране, в какой республике человек живёт, важнее, как он относится к суверенитету других стран или республик. Способствует ли он   развитию добрососедских отношений или нет.
Неважно, к какому сословию человек относится. Важнее, насколько он беспорочен, насколько результаты его умственного или физического труда направлены на благо людей. 
                Неважно, какую профессию человек выбрал для себя, важнее, творчески ли он относится к ней, честно ли выполняет свой профессиональный долг или торгует совестью. 
                Неважно, богат человек или беден, а важнее, насколько он гуманен, поскольку трудолюбивый человек, честно зарабатывающий себе на жизнь, не виноват в том, что ему по социальным условиям и по стечению обстоятельств не удалось роскошно обустроить свою жизнь. А негативное отношение народа к богатому человеку возникает тогда, когда он обкрадывает Родину, которая вскормила его, дала образование, обеспечила всем необходимым, когда он предает её или ведёт беспутную жизнь. Сочувственное же отношение у народа возникает к человеку, который делает всё возможное, чтобы родная страна расцветала, чтобы будущее у соотечественников было счастливым. 
                Отсюда вывод: ценен человек человечностью! Ценен он вкладом, внесённым в сохранение и развитие мира, развитие общечеловеческих ценностей, а не принадлежностью к той или иной нации, религии, социальному сословию!
Так пусть же царит на Земле добрососедство, взаимопонимание и взаимоподдержка! 


Рецензии