О нашумевшем сериале Чернобыль

     У нас шутка была, а что такое ликвидация последствий чернобыльской катастрофы? Правильный ответ - наказание невиновных и награждение непричастных.
    И еще шутка, что премия бывает Нобелевская и чернобелевская (прошу прощения за искажение слова чернобыльская). Нобелевская - за выдающиеся заслуги в области науки и техники. Чер-нобелевская - за ликвидацию этих самых выдающихся успехов.

     Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе, "за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время".  Можно, конечно, спорить и по разному относится к тому, а является ли набор высказываний разных людей литературой, пусть даже и документальной. Именно такие высказывания и образуют объём её книг, сам автор практически не пишет.   Хотя да, нужно признать, что работа была проделана титаническая. Прежде всего, книги Алексиевич  были изданы, переведны на несколько языков и затем переизданы, уже на иностранных языках. Таким образом, иностранцы смогли заинтересоваться, благо темы сочинений были актуальными и волнующими, прочитать и в итоге оценить.

     Теперь к сериалу. Он снят по книге "Чернобыльская молитва", состоящей из рассказов свидетелей  и ликвидаторов катастрофы. А сама Алексиевич в одном из своих интервью заявила, что пережила Чернобыльскую трагедию в близком к зоне поражения Минске. Ну да, по американским понятиям, Чернобыль это вроде бы как пригород Минска.
     Да и по нашим, если уж по понятиям, то это тоже недалеко. Как там у Булгакова, Толстяк забыл свои брюки либо на Волге, либо на Дону, а может, на Енисее (благо это рукой подать). Позволю себе заметить, что эпицентр катастрофы был всё-таки на ЧАЭС, в Припяти и в прилегающих к ней деревеньках, но никак не в Минске. Хотя Минск тоже пострадал, как и Брянск, как и Гомель и многие другие города, но сравнивать Минск с Припятью считаю кощунством.

     Фильм сделан хорошо, умеют буржуи играть на эмоциях. Проблема только в том, что американцам никогда не снять о нашем так, как это действительно было. Потому что они, как и Алексиевич на четвертом энергоблоке никогда не были, как происходила ликвидация катастрофы, понятия не имеют и могут только фантазировать.  Вспоминается американская экранизация "Войны и Мира" Толстого, вроде бы как, да, сюжет соблюден, имена героев такие же, как в романе, но ведь абсолютно не то... Абсолютно.
     Советская жизнь, которую нам показывают американцы, выглядит наигранно, даже несмотря на восстановление множества деталей тогдашнего быта, таких, как ковры на стенах, обшарпанные подъезды и бутылки водки почти что на каждом столе.
 
    В немецком языке есть выражение voellig daneben, дословный перевод был бы "абсолютно рядом". Но на самом деле vоеllig daneben означает "делать что-то неуместное", "вызывать обиду", "возмущать". Это как выстрелить в абсолютной близости от цели. Вроде бы и выстрел прозвучал и попал почти что в цель, а толку никакого. Voellig daneben.
    Понравился ли мне сериал? На вопрос своих немецких товарищей, могу ответить, что voellig daneben.

     Сценарист сериала Крэйг Мазин утверждает: «Урок Чернобыля не в том, что современная ядерная энергетика опасна. Урок в том, что ложь, высокомерие и подавление критики опасны». Ну что тут сказать. Как говориться, врачу, исцелися сам. Так как вопреки своему собстенному заявлению, Мазин включил в сериал сцены, мягко говоря, абслютно не соответствующие реальности.

    В фильме есть масса исторических ляпов, несмотря на широко использованные документальные материалы, такие, как фотосъемка эвакуации Припяти и голос Нины Мельник за кадром. Кстати, право американцев использовать наши документальные материалы остаётся под вопросом.

    Чтобы не утомлять читателя, назову лишь некоторые промашки. Эвакуация началась и закончилась не 27 апреля, на самом деле она проводилась в течение нескольких дней, даже порядка недели. Так как просто физически невозможно было бы взять и всех жителей 30-км зоны огранизованно вывести в один день! Но именно эти дни оказались впоследствии критическими для здоровья тысяч людей. Это знают не только пострадавшие, но и те, кто действительно ликвидировал чернобыльскую аварию. В пустующих домах мы видели отрывные календари, в которых апрельские листочки были вырваны, а верхние листики датированы первым мая, вторым и даже третьим. 

     В мини-сериале Легасов озабочен опасностью расплавленного вместе с другими материалами ядерного топлива. Раскалённая масса может прорваться в подреакторые помещания и вступить во взаимодействие с водой. В реальности этого не произошло, так как расплавленные лавы благополучно остыли в подреакторых помещениях, там же застыли и, естественно,  не поползли дальше.   Но предупредить гипотетическую возможность взаимодействия лав с водой было действительно необходимо. Сценаристы показывают, как Легасов ищет добровольцев для спуска воды из теплоносителя. В реальной жизни Ананенко, Баранов и Беспалов были сотрудниками ЧАЭС и работали в отделе,  отвечающем за функционирование бассейна-барботера. Они были никакими не добровольцами, а исполняли то, что требовало начальство. (Как и все ликвидаторы.)  К водолазной их работа не имела абсолютно никакого отношения.  Ни к каким клапанам они не ныряли, нырять было просто некуда, так как уровень воды был им примерно по колено. Эти герои, слава Богу, не умерли от лучевой болезни через несколько дней, как нам "впаривают" создатели фильма. В 2018 году все трое были награждены орденом "За мужество" III степени, из них один только Баранов посмертно, он умер в 2005 году, то есть, на 19 лет позже, чем его "похоронили" создатели фильма.
     Кстати, миф о "чернобыльских водолазах" породила статья корреспондента ТАСС "Чернобыль: адрес мужества", в которой журналист "привел рассказ в, мягко говоря, очень свободном изложении.

     Выдуманный и высосанный из пальца персонаж - белорусская учёная Ульяна Хомюк (пламенный привет всем тем, кто действительно исследовал ядерное топливо четвертого энергоблака), озабочена тем, что при контакте лавы с  водой возможен мощный тепловой взрыв с ударной волной такой силы, что Киев будет унижтожен. Кошмар, да?
     Взволнованно-напряжённого поедания попкорна желаю зрителям, а сама, как говорится, пойду уточню информацию в ОБЗ. (ОБЗ - аббр. "одна баба сказала".) Я лично ничуть не преуменьшаю масштабы катастрофы - то тут - пошлый перебор. Чисто теоретически, тепловой взрыв действительно мог бы случится - но в десятки тысяч раз меньшей интенсивности, чем запугивает зрителей госпожа Хомюк. А разница между десятком мегатонн и килотонной точно такая же, как между тысячей долларов и несколькими центами. Но и до килотонны на практике, к счастью, и близко не дошло, так как никакого взаимодествия расплавленншого топлива с водой не случилось вообще. Такая вот незадача.
      Взаимодействие топлива с водой пошло позже, и да, была женщина-учёный, которая годами занималась вопросами деструкции ядерного топлива четвертого энергоблока ЧАЭС и выявлением физико-химических процессов, с ним происходящих, и да, это она исследовала образцы топливосодержащих материалов и это ей принадлежит открытие чернобылита, кристалла, выросшего в "Укрытии" в результате взаимодействия топлива с водой, возможно, небезопасного, и да, защитила свою диссертацию в ИПЭ Беларуси. Деструкция ядерного топлива объекта "Укрытие" после запроектной аварии на ЧАЭС. Её звали Ирина. Ирина Евгеньевна. Она была не только талантливым учёным, но и красивой женщиной, не то, что это хомячное кинонедоразумение.

    Надо бы создателям фильма как-то определиться - либо использовать только документальные факты, либо обозначить жанр фильма как фантастический. Или как-то это, того, либо штаны надеть, либо крестик снять. А то - ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.

   В реальности, ликвидаторами было сделано все возможное для предотвращения ядерной и радиационной опасности. В действительности, эта работа проводилась не только в активной стадии запроектной аварии, но и долгие годы потом. На самом деле, проводились многоцелевые исследования внутренностей реактора. В это был вовлечен целый комплекс институтов и научных коллективов под эгидой Комплексной Экспедиции при Институте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова, вспоследствии МНТЦ "Укрытие".

     По детализации, никаких охранников с автоматами, сопровождающих понаехавших министров, не было, это результат буйной фантазии автора. Ликвидаторы, занятые распитием поллитровок водки прямо на работе - тоже выдумка, причём грязная и мерзкая. К сведению авторов, водки в чернобыльской зоне отчуждения не было вообще, успешно действовал сухой закон Горбачёва. Водку, как и другие алкогольные напитки, в зону отчуждения ввести было просто невозможно. Был технический спирт для дезактивации, но это совсем из другой оперы.
    
     Не было зверских растрелов несчастных животных, кошки и собаки выживали, прибивались к людям, а также очень хорошо знали расписание завтраков, обедов и ужинов в столовых. Сотни хвостатых всегда сидели под столовыми, ликвидаторы выносили им еду. А если в столовой был санитарный день, животные это тут же чувствовали и все высаживались под другой столовой.
     Не было никаких голых шахтёров. Рабочие выходили на перекур, снимали респираторы, но не раздевались, как в фильме,  догола.   
     Ликвидаторы внутри объекта "Укрытие" двигались намного быстрее, чем в сериале, так как счёт шёл на минуты и иногда даже на секунды. Поэтому при выполнении радиационно-опасных работ они не ходили, а бегали.
     Никаких свинцовых трусов ликвидаторам не выдавали, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Не было ни кислородных баллонов за спиной, ни противогазов, ни дыхательных шлангов. Это всё необузданные американские фантазии. Возможно, у них в Америке бы так бы и было бы. А у нас были легкие респираторы "Лепесток-200", наша разработка, аналогов которым не было в мире - во всяком случае, тогда. Кстати, они отлично защищают от горячих частиц, при этом удобны для работы и действительно очень лёгкие. И кстати, это разработка Петра Иосифовича Басманова, приёмного сына академика Петрянова. Такая была трогательная история, академик усыновил мальчика-сироту, вырастил его и воспитал, тот тоже стал учёным. Именно его "Лепесток" спасал чернобыльцев. А не убожество а-ля водолазный костюм, показываемое в сериале.

     Вспомнилось. Как-то одна журналистка побывала в чернобыльской зоне отчуждения, в Саркофаге и близко не была, но потом разродилась статьёй, что, мол, ликвидаторы работают внутри Укрытия в серебристых комбинизонах, похожих на скафандры. Во как. Как сотрудники Костю, Константина Павловича потом доставали, Ваше сиятельство, уж распорядитесь, чтобы мне выдали серебристый комбинизон. Бо в газете написали, что мы в них, а их, получается, зажали? И мне! И мне!
     Это мы так прикалывались. Такой юмор был. Веселились, как могли. Никаких комбинизонов не было, в том числе и серебристых; свинцовые защиты практически не использовались, так как они ужасно тяжелые и работать в них было не просто неудобно, а просто невозможно. Да и не было их, зашит этих. Работали в обычных робах, которые после смены сразу же определялись в радиоактивные отходы, ликвидаторы переодевались в транспортную одежду, которую уже в Чернобыле меняли на зонную. Для новой смены выдавалась новая роба и новые ботинки и так далее.

     Ликвидаторы просто делали свою работу, не считали это подвигом и никто никому не апплодировал, как это представлено в сериале. Более того, многим ликвидаторам (команде Чечерова) очень нравилась их работа и они не мыслили своей жизни в отрыве от блока. Самое страшное было - перебрать допустимую дозу и набрать такую, после которой служба радиационной безопасности выпишет "горчичник" и отправит домой. Для многих это был бы просто конец света. Поэтому дозиметры часто прятали в сравнительно чистом месте, а внутрь реактора лезли с муляжом дозиметра.
 
     Но это, по большому счёту, всё мелочи. А вот доклад Легасова, сделанный им в августе 1986 года в Вене, на самом деле, не содержал ничего крамольного и противоречивого. Именно этот доклад был положен в основу дальнейших исследований поставарийного состояния ядерного топлива. Спекуляция на теме самоубийства Легасова мне, мягко говоря, совсем не понравилась.

     Ничего, кроме боли, смешанной с отвращением, не вызывают и образы Дятлова и Брюханова. Дятлов изображается недалёким самодуром, уверенным в том, что аварийный реактор цел и невредим. Брюханов по мнению авторов фильма, ушёл от него недалеко, придурковатый директор станции  раздает опасные и бессмысленные задания под дулом автомата, даже свою собственную жену готов послать на верную смерть, лишь бы только выслужиться перед начальством.
     Это уже стыдобище, по моему частному мнению, за подобное нужно просто штрафовать и заставлять платить компенсацию за распространение лжи.  Ну нельзя так измываться над несчастными людьми, волею судеб вовлеченных в катастрофу вселенского масштаба и которых при жизни судили и несправедливо осудили за чужие грехи. Но они отсидели. Не на дорогих курортах, которые были бы весьма уместны после полученных доз облучения и сильнейшего стресса, а в местах не столь отдалённых и в условиях, далёких от санаторных. Они уже получили более чем достаточно - тюремные нары, переоблучение, душевные муки, всеобщее осуждение, в результате всего этого инвалидность - но создателям фильма показалось этого маловато, они решили забить свои гвоздики в их руки.
 
    Автор настоящей статьи убеждён в том, что Брюханову, Дятлову и другим, которых назначили виновниками, необходима реабилитация, извинения за причинённые страдания и компенсация ущерба, но не продолжение травли. Приписывание вины стрелочникам и их наказание - это путь в никуда, это настолько прописная истина, что становится страшно - ну неужели же мы настолько примитивны, что до сих пор этого не поняли? А травля и так затравлененных, а избиение лежачих - как это называется ещё, а?
    

    Что касается подвига пожарных - да, конечно, об этом действительно нужно говорить и в развитии этой темы фильм действительно удался. Трагическая история семьи Василия Игнатенко почти что подлиная. Она не может не тронуть, подвиг людей, тушивших реактор в ту страшную ночь, необходимо помнить. Как и о трагедии их семей. Возможно, именно история Игнатенко и является основной причиной успеха фильма. Но и тут не обошлось без переборов.

     Лучевую болезнь авторы фильма позиционируют как заразную. Это полнейший бред. На самом деле, ликвидаторы не представляли никакой радиационной угрозы для других людей. Они лежали в изолированных палатах из-за ослабленного иммунитета, но не потому, что радиация могла передаться здоровым людям. Гибель грудного ребенка  Игнатенко - огромное горе, но это не от радиоактивной "заразы", а оттого, что ребеночек  в утробе матери во время аварии  сам подвергся облучению. Такие ещё нерожденные дети особенно чувствительны к облучению, по этой причины многие женщины, беременные в то время, вынуждены были сделать аборты. Это тоже часть трагедии, но... Об этом говорить как-то не принято. А надо.
     Лучевая болезнь - страшная болезнь, люди умирают в ужасных муках. Но чтобы возникла лучевая болезнь, нужно одно-единственное условие - получить уровень облучения от примерно 100 бэр и выше. Пожарные получили в десятки раз больше и были обречены. И умирали в ужасных мучениях. А обычные ликвидаторы получили дозы - в десятки и даже в сотни раз меньше, еще неизвестно, вредны такие дозы или наоборот, полезны. Автор настоящего репортажа убежден в том, что полезны. Где больше всего долгожителей? Правильно, в горах. А в горах, к сведению, уровень природной радиации в несколько раз выше, чем над уровем моря.  Во время восхождения на Эверест альпинисты получают в 5 раз больше радиации, чем работники АЭС за год. И как-то обходятся без лучевой болезни.

     К теме подвига.  Сказав А, необходимо было бы сказать и Б. А как с подвигом Константина Чечерова, который буквально жил внутри реактора, исследуя его изнутри? Лично я ставлю в один ряд с подвигом пожарных. Да, он и не умер сразу и не в 1986. Да, смертельную дозу набирал частями. Но без знания о внутренностях аварийного реактора, сооружение Новарки над Чернобыльским Саркофагом, было бы невозможным.
     Земля тебе пухом, Константин Павлович.
     Помним, любим, скорбим.
     Помним подвиг всех, работавших внутри. Надеюсь, когда-нибудь будет создана Книга Памяти и все герои-ликвидаторы будут названы поимённо.

    А в фильме - употребление личных имён ни к чему. По глубокому убеждению автора настоящей статьи, всех персонажей без исключения авторы фильма просто обязаны были анонимизировать.  Тогда бы не возникало вопросов, что кого-то оклеветали, над чей-то памятью поглумились, а кого-то вообще забыли.

    Журналист Дмитрий Стешин, как и автор этой статьи, тоже задается вопросом, кому нужен такой фильм? С такой критической массой несуразностей и лжи? Разумеется, не специалистам. Нет. Сериал «Чернобыль» адресован простой публике. Той самой, что выходит на митинги с плакатиками: «Не допустим второго Чернобыля». А потом с ужасом смотрит на графу «электроэнергия» в платежке за квартиру. Вот как в Литве, где по предписанию ЕС, атомную станцию закрыли и разобрали японцы.


     Алексиевич  считает, что цивилизация идет самоубийственным путем. Что, буквально, "мы разбудили таких бесов, овладеть которыми мы можем технологически, но не готовы к ним морально, гуманитарно." Другими словами, она не считает, что чернобыльская катастрофа - трагическая случайность, как и любая катастрофа, но объявляет тотальную войну атомной энергетике. При этом авторы сериала умело играют на эмоциях зрителей и подтасовывают факты. Заявляют, что после аварии число смертей от онкологии резко и существенно возрасло.

      Обратимся на этот раз не в ОБЗ, а к результатам исследований ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). После аварии на ЧАЭС в Украине и в Беларуси, количество смертей от онкологии увеличилось на 0,6% от то уровня, который был до аварии. Причем никто не возьмётся утверждать, что эти шесть десятых от одного процента - именно в результате чернобыльской катастрофы.
      О других источниках опасности для человека, которых с каждым годом всё больше и больше - ни слова, ни намёка, все дохлые кошки вешаются на атомную энергетику.

      А это не цинично? Разрабатывать ядерное оружие - можно, реакторы - нельзя. Получать энергию, сжигая нефть и газ, кровь нашей планеты - можно, из атома - нельзя. Дышать химическими испарениями - можно, радиактивными - нельзя. Пластик кушать можно, тяжелые металы можно, токсичные вещества можно, превращать реки, моря и океаны в свалки можно, от проблем глобального потепления отмахиваться можно, несмотря на реальную угрозу потепления, таяния ледников и гибели всей цивилизации...
     Это пожалуйста. Но вот АЭС - ни-ни.

     Впечатлились трагической судьбой пожарных? Так помогите их вдовам и детям. Но куда легче позакрывать все АЭС к чёртовой матери и надеятся, что все остальные проблемы тогда решатся автоматически.

     Ну что же... Давайте все дружно вообще отключим электроэнергию, превратимся постепенно в кентавтов и будем себе весело скакать по зеленым лугам.
      Мда.

      Самое отвратительное последствие фильма прекрасно сформулировал Юрий Ткачёв  в своей статье "Чернобыль" от HBO. Радиоактивная "клюква", в которую поверят." Подписываюсь под каждым словом.

      "История аварии на ЧАЭС описана в десятках книг и сотнях статей, воспоминаниях ликвидаторов и жителей Припяти. Вся эта обширная литература всегда была и останется достоянием сотен или пусть даже тысяч интересующихся. А вот версию от HBO узнают миллионы людей. И именно по преднамеренно искаженной картине событий они будут составлять свои суждения о тех событиях.
     Ложь легко заменит правду, закатает ее в бетон действительно качественной режиссерской, актерской и операторской работы – не хуже, чем захоронили в Саркофаг сами руины 4-го блока Чернобыльской АЭС…"

     Да, многоуважаемая Светлана Александровна, Вы действительно разбудили бесов. Не проблема - написать о том, о чём Вы не имеете ни малейшего понятия, это Ваше право, у нас свобода слова. Проблема в том, что волею судеб, Ваше творчество послужило питательной средой для создания фантастической картины, в которой правда переплелась с лицемерием и ложью, воспеванию непричастных, забвению заслуженных, гонению и без того гонимых. И мировой экологии это творчество ещё так аукнется, что мало не покажется.


      Утешает только одно, что к проблеме Чернобыля снова привлечено широкое внимание общественности.

...
P.S. Уже после написания этой статьи я наткнулась на информацию за 2018 г. о том, что  белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич, выступая в Нью-Йорке в июле 2016 года, сделала заявление, что исключительно украинцы были виноваты  в Холокосте. После чего Алексеевич была занесена в базу "Миротворец",  официальная причина сформулирована как "пропаганда, направленная на разжигание межнациональной розни и манипулирование общественно значимой информацией".  Как-то даже и не удивило...


Рецензии