Картина 31, грустная. С основателем. Моя Россия

Мелькали дни, пролетали месяцы в лихорадочной суете семейных будней, в поисках случайного заработка. Михаилу пришлось признаться, что его план проживания в Москве не удался. Московский художественный рынок торговли произведениями искусства был полностью захвачен несколькими модными художниками, которые старались угождать специфическим, изощрённым вкусам избранных особ, родовитых и сановных. Стиль Михаила имел поклонников главным образом среди более простой публики, которая, в общем, не могла позволить себе приобретать его работы. Приходилось продавать задёшево свои картины малообразованным купцам, а те не умели по достоинству ценить творения искусства и просто использовали их для завешивания стен в своих домах.

Михаил помнил, что в Санкт-Петербурге была организована Артель художников под руководством Ивана Крамского. Теперь он решил написать письмо Крамскому, чтобы напомнить о себе, о годах, проведённых вместе в Академии художеств, узнать, наконец, как обстоят у них дела. Особых надежд на ответ не возлагал, даже ожидал получить формальную отписку. Отклик на удивление оказался очень тёплым. После нескольких недель колебаний Михаил надумал съездить самому в Петербург, чтобы поговорить о возможности вступления в Артель.

По прибытии в Петербург Михаилу пришлось целых две недели дожидаться возвращения Крамского из неожиданной его поездки. И наконец, разговор с Крамским состоялся. Это происходило в студии в его большой квартире на Васильевском острове. Квартира казалась довольно тёмной, холодной, неустроенной, но молодой задор и увлечённость хозяина позволили им отвлечься от обстановки и полностью сосредоточиться на предмете беседы. Крамской сразу же перешёл к делу и раскрыл всю суть и неожиданные подробности взаимоотношений между художниками. Выяснилось, что дела в артели в данное время обстояли далеко не блестяще. Камнем раздора послужили случаи предательского отхода некоторых артельщиков от заявленных высоких принципов, отказы отдавать часть заработанных денег в «общий котёл» и «заигрывания» с Академией художеств с целью получения дополнительных личных благ. Крамской не мог согласиться с такого рода поступками, и, в конце концов, артель распалась. Не привыкший сдаваться Иван Крамской и другой «бунтовщик» Константин Маковский решили начать новое предприятие. К ним присоединилось ещё трое. Они выдвинули новую, благородную, поистине революционную идею: поскольку их творчество предназначается для народа, то его нельзя запирать в домах богатых. Решено было всячески приближать искусство к народу, так сказать, нести искусство в народ. Для этого придумали устраивать выставки картин и вывозить их в разные провинциальные города. Люди на местах будут покупать билеты и в массе своей обеспечат гораздо большую покупательную способность, чем любые предприниматели. Так как музеи не принимали их картины, а с Академией художеств были разорваны отношения, то художникам самим пришлось заниматься выставочным делом.
– Так всё-таки, у вас есть выставочная площадка в Петербурге? – поинтересовался Михаил.
– А-а, вот это самое интересное. У нас нет постоянной выставки. Мы делим свою коллекцию на части и двигаем их по разным городам. Таким образом, мы можем каждый раз показывать что-то новое и можем достать, дотянуться до любого человека в стране. Я имею в виду “любого”, кто никогда в жизни не съездит в столицу, чтобы посмотреть хорошее, добротное искусство.
– Как Вы назвали – подвижные картинки? – задумчиво произнёс Михаил.
Иван подхватил и развил идею:
– Пожалуй, “передвижные картинки”. Потому что мы хотим двигаться к каждому зрителю в самой глубине России и подвигнуть его навстречу лучшему обществу. И в официальных документах мы называемся Товарищество передвижных выставок, или коротко “передвижники”.
– Могу ли я присоединиться к вам? – загорелся Михаил.
– Считайте, что Вы уже с нами. Разумеется, я имею в виду, что Вы не можете быть соучредителем Товарищества, но нам нужен наш распорядитель в Поволжье. Вы будете заниматься доставкой произведений живописи, организацией выставок, продажей билетов. Вы всегда можете выставлять свои картины, подходящие по стилю и по тематике выставки. Вы имеете право на долю от полученных доходов, а также будете получать комиссионные за проданные картины. По-моему, неплохо?
– Да, вроде как будто я к этому готовился всю жизнь, – ответил Михаил, тщательно скрывая грустную иронию своих слов; что и говорить, предложенное занятие было больше похоже на работу торговца и оставляло мало времени на творчество. Но всё-таки, всё-таки это было связано с искусством и давало шанс вырваться из бедности.

На иллюстрации:
Иван Крамской, автопортрет
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Оглавление        http://www.proza.ru/2019/06/12/820
Картина 30, батальная. Война и мир.        http://www.proza.ru/2019/06/14/73
Картина 32, сумрачная, унылая. Мысли.  http://www.proza.ru/2019/06/14/82


Рецензии