Последний мамонт

Последний мамонт


Мамонты – самые крупные звери (млекопитающие) в истории. Достигали высоты 5,5 метров, массы 15 тонн. Мамонты были в два раза тяжелее африканских слонов. Появились 4 миллиона лет назад, вымерли, примерно, 10 тысяч лет назад. Вымирание произошло во время последнего ледникового периода. Одновременно вымерли 34 рода крупных животных – великое голоценовое вымирание. Причина – охотники верхнего Палеолита.
__________________________________________
Это было восемь тысяч лет тому назад. В Египте строились пирамиды и храмы, жрецы соперничали за власть с фараонами. В междуречье Ефрата и Тигра, в Китае и Индии расцветали великие цивилизации. Ледник отступил из этих краев, обнажив плодородную землю. Он задержался на Севере, покрывая территории нынешней Скандинавии, берега Белого, Охотского морей, Камчатку.
Время здесь как будто остановилось. Люди ходили в шкурах, для охоты и работ использовали каменные орудия, жили в племенах. Жителей было немного, голод и холод убивали большинство детей, а взрослые не могли дожить до старости.  Огромные саблезубые кошки считали их самой легкой добычей. Тут бы и конец человеку, если бы не самый огромный, сильный и в то же время самый безобидный зверь, покрытый шерстью слон – мамонт. Удивительный, красивый…
Представим бесконечное белое поле, полярную ночь, яркие, невиданные ныне, звезды. Наш герой недвижно стоит на четырех тумбообразных ногах, лениво разгребая хоботом снег. Он привычно ищет пищу, под рыжей меховой шубой тепло и уютно, но на душе неспокойно. Его зовут Мунк. Имя было связано с первым звуком, которым мамонты приветствовали мир. Таким образом, имя закреплялось в стаде.
Мунк и не понял, как вдруг оказался один. Осознание пришло неожиданно, оглушило, нарушив привычный ход мыслей. Он вспоминает…
Вот мать, он с ней в центре стада, среди своих, полностью защищенный. Его учат спать стоя. Незаметно Мунк прислоняется к теплому родному боку, никто не видит, как она гладит его хоботом. Счастье… Мунк не понимает, почему так не может быть всегда, чем он провинился?
Когда Мунк вырос, мать повела его к вожаку стаи – отцу. Тот долго смотрел в глаза сыну, затем показал его другим вожакам. После этого Мунк шел в головной группе стада. А потом первая смерть, вторая, третья… Младшего брата задрали саблезубые тигры, когда тот на стоянке отошел от основной группы. С каждым днем росло число ловушек, которые делали маленькие, но такие опасные, многочисленные существа. Глубокие ямы с кольями на дне. Ведущий чувствовал опасность,  и стадо гуськом обходило опасные места. Но  с какого то момента, то ли люди нашли способ перебивать запах крови, или, что  вероятнее, постарел и потерял чутье вожак. Другие мамонты пытались стать во главе, и падали навстречу смерти.
Порядок нарушился, и начался кошмар. Самое страшное воспоминание Мунка  – смерть матери. Вместо родного голоса – крик боли, вместо ласковых глаз – зрачки, расширенные от ужаса. Он стоял над ямой, а его толкали другие, звали уходить.
Вечером к Мунку с остатками стада пришли зубры. Они тоже почувствовали угрозу, и предложили вместе уходить:
- Есть дорога, - говорил главный, самый старый с большой бородой, - по ней ходили наши предки в край, где не надо все время бояться. Это узкий путь через бурлящую воду.
- А что-нибудь известно о том крае? – Спросил Мунк.
- Птицы принесли привет нам: наши братья зовут нас. Там всем хватит места и пищи. Людей мало, и они не такие жестокие.
 Два поредевших стада пошли к Востоку, навстречу Солнцу. И вот Мунк и старый зубр стоят на берегу и не видят впереди ничего, кроме океана.
- Может не здесь? – С тайной надеждой спросил Мунк.
- Все знаки совпадают, точно здесь. Впервые в жизни я жалею, что родился не рыбой, или птицей.
Уже 10 000 лет прошло с тех пор, как на месте перешейка между Евразией и Северной Америкой возник пролив, который впоследствии назвали Беринговым.
А потом был путь назад, смерть преследовала повсюду. И снова Мунк один, а он еще так молод. Чувствуется, что мир, привычный мир, где всегда были близкие и родные существа, исчез, ушел вместе с ними. А вокруг жуткая черная бездна – одиночество…
Мунк оцепенел, и стоял неподвижно неделю, а может две. Вдруг сквозь темные образы полусна в его сознание ворвался давно забытый звук. Это пели птицы, приветствуя короткую весну. Мунк открыл глаза, яркое солнце брызнуло в глаза мягкими, ласковыми лучами. Что за треск и шум? Это ломается лед, огромные льдины вздымаются и падают с оглушительным гулом, сверкая на солнце бесчисленными гранями. А вокруг цветы с огромными яркими бутонами, пьянящие удивительными ароматами. Природа спешила выплеснуть силы, накопленные за долгую полярную зиму, наверстывала упущенное, укладываясь в короткий срок для жизни и любви. Какая сочная трава после сухих холодных корневищ! Наш герой впитывал в себя блаженную пищу, забыв о своих несчастиях. Как прекрасна весна после долгой зимы, как греет солнце после стужи!
И вдруг, раздался звук. Очень знакомый звук. Это тот звук, которым звала мать Мунка. И случилось невиданное доселе. Земля сотрясалась и стонала, когда мамонт побежал на зов. И вот она, но это не мать, вернее, это мать, та молодая, какой он увидел ее, впервые взглянув на мир.  Но мама постарела, а эта совсем молодая. Он остановился. Озаренная солнечными лучами перед ним стояла воплощенная красота, которую столько дней он лелеял в своей душе.
Две недели любви было дано им. Снова пришла стужа и снег, а вместе с ними и голод. Пришлось идти, как кочевали многие сотни поколений их предков. Их скоро должно было стать трое, а путь становился все трудней. Тяжело быть одному, не много легче быть вдвоем в пустом, холодном мире.
Мунк требовал, чтобы Мена строго шла за ним, след в след. Сам он научился находить и обходить ямы. Но, однажды, во время снежного бурана Мена отстала и потеряла Мунка из вида. Пытаясь догнать его, она повернула в сторону. Из-за воя метели Мунк не слышал призыва подруги, но страшный треск, затем стон, заполненный невыносимой болью, заставили его остановиться.
Он знал, но не хотел верить, когда заглядывал в землю. Мена лежала на боку, страшный кол пронзил ее насквозь, яма наполнилась кровью. Мунк протянул хобот, и они последний раз коснулись друг друга. Он поймал последний взгляд Мены:
- Бедный мой, - послышалось ему, - бедный мой.
Так пела метель, так шептали звезды. Люди проснулись от ужасного воя, со стороны недавно вырытой ловушки. Они не знали, что это был плач не отдельного убитого горем животного, это природа оплакивала одно из самых прекрасных своих созданий. Затем наступило тусклое полярное утро. Маленькие существа  с опаской приблизились к огромной неподвижной туше.  Шаман убедил всех, что зверь мертв.
Странная непонятная смерть здорового внешне гиганта вызвала мистический ужас. Бивни стали предметом поклонения, а мамонт тотемом племени. Племя мамонта в кровопролитной битве победило племя медведя и стало хозяином долины. Затем появился коварный союз племен со знаком росомахи…
Начиналась новая эра.


Рецензии