Наша судьба

Моя мама , в августе 1941 года , уже когда отца призвали на фронт , беременная и с четырёх летней дочерью переехала из Няндомы , Архангельской области , в город Вологда . Поскольку в Вологде , на то время жили и родители её мужа Сергея , который после начала войны был призван на фронт и погиб , в августе 1941 года , во время налёта гитлеровской авиации на военные эшелоны - станции Новоселье , Район Струги Красные , Псковской области . А отец Сергея - Николай Филипович Ширкунов , тогда работал директором кирпичного завода в поселке Лиминское , под Вологдой . И тогда в сентябре 1941 года , родилась я . Когда отца взяли на войну , мама была беременная . Отца убили в самом начале войны , похоронку подали маме в руки . Конечно у неё тогда была истерика . Она не знала , как жить дальше . Не было не еды не дров , чтобы топить печь . У мамы была ещё дочь , на четыре года старше меня . Помощи ждать было не от кого . За погибшего отца уже после всего - стали носить пенсию . Жить было очень тяжело . Когда мне исполнилось два года , мама отдала меня в ясли , чтобы самой можно было ходить на работу . Соседка по коммуналке , в деревянном таком двухэтажном бараке - пригласила её работать на тяжёлую работу : засольщицей и сортировщицей шкур животных . Всё равно в Вологде лучше было бы не чего не найти , а так хоть на какой-то кусок хлеба появилась возможность заработать . Работа была очень тяжёлая , но ей тогда было 25 лет . В войну зимы были очень холодные , в 1943 до -50° мороза , дома печь топили не каждый день , потому , что не было дров . В детских яслях - было то же самое . Согреться было не где , поэтому я была застуженна ещё в раннем детстве . Постоянно болела воспалением лёгких . В пятнадцати летнем возрасте , уже был порок сердца , из-за постоянных переохлаждений , бывших в военном и в послевоенном детстве . Хотя уже после пришлось делать и хирургические операции на сердце , которое заболело ещё тогда , в холодные сороковые годы .


Рецензии