Тропа поиска. 73 Мгновения. Диалоги с Бабочкой

 73

 Мы долго молчали. Каждый обдумывал еще раз свою позицию. Это было важно, мы оба понимали, что, что вполне возможно, это наша последняя встреча. Старый алхимик начал первым:
- Вы правильно поняли причину моей просьбы встретиться именно сейчас, вопреки нашей общей усталости от впечатлений, пусть и приятных. Я не могу не выразить вам признательность. Мои дни на Земле завершаются, совершенно не важно, когда это произойдет. Я давно к этому готов. Вы сделали это событие иным в моем восприятии. Для меня открылся другой мир. Я не мог и предполагать такую возможность. В телософии меня привлекли три момента. Это Телос, одно важное высказывание в книге и символ. Начнем с первого, далее я уточню остальное. На этом мне хотелось бы заострить нашу беседу, - он со вниманием стал ждать моего ответа.

 Я окончательно утвердилась в своем решении и ответила:
- Я разделяю ваш интерес к Телосу. Возможно, я огорчу вас, но я приняла решение не говорить о нем. Вы, верно, предположили, что я могу добавить к тому, о чем вы прочитали в книге. Это могли быть и материалы форума, с которыми я познакомилась и мои собственные размышления. Только я не буду этого делать. Телос, так заинтересовавший вас, разработан автором телософии. Телос – основополагающее понятие практики. Мы с вами находимся вне практики. Никто не может запретить нам думать о Телосе, но я не считаю себя вправе вести о нем разговор, - хорошо, что мне неожиданно вспомнилась притча, которую он знал*. Это смягчило прозвучавший отказ обсуждать тему:

- «Когда глобальное мы силимся узнать,
То нужно ль четкость нам в ответах ожидать?
Неоднозначность как ответ  подарит свет,
Объемом чистой пустоты - ни да, ни нет.
И в этой важной пустоте ты все поймешь
Без лишних слов: постигнешь, обретешь.

А пониманье адекватно, гармонично,
Когда ширОко, не категорично»*.

 Я напомнила ему этот фрагмент, он его внимательно выслушал и замолчал, опустив голову. Я уже начала сожалеть о своем решении, мне показалось, что оно обидело его.

 Он был мудрым человеком и, после длительного молчания, неожиданно по-детски улыбнулся. Наши взгляды встретились,  я поняла, что он принял мое решение:

- Я ожидал нечто подобное, возможно, вы правы. Именно сейчас я подумал, что важность нашей встречи состоит в другом. Мы с вами в некотором роде, в терминологии телософии, два неосознанных персонификатора. Россия и Китай. За нами стоят две великие культуры, совершенно разные. Разные настолько, что раньше я не мог найти возможных точек сближения, кроме временных выгод разного рода. Но они проходящие.      
 Современные тенденции развития в наших странах мало радуют, особенно стремление к тотальному контролю над личным пространством человека, полному над ним контролю, что стоит за цифровизацией. Молодежь некритично принимает то, что ей подают под сладким соусом. Это вызывает тревогу. Мир стоит на пороге глобальных изменений. Опыт предшествующих поколений потерял всякий смысл, скорость изменений невероятная. Сегодня никто не может с определенностью сказать, что нас ждет в ближайшие десятилетия. Сейчас принято говорить о новых Темных веках, о новом Средневековье. Только и в возможных сценариях есть большие различия. Странно, но почти никто не вспоминает о том, что существует как возможность изменения социального устройства, так и возможность изменения самого человека. Телософия привлекла именно этим. Символ заставил меня иначе взглянуть на многое. Старая легенда удивительным образом вписывалась в него.

 Россия и Китай имеют одно общее свойство – умение выживать в разных обстоятельствах, порой не просто тяжелых, а трагических. Этого не знает Европа, а тем более - Америка. Не просто выживать, а восстанавливаться и побеждать. Так было не раз в истории. Глубинное основание в каждой из стран разное. Вам приходилось наблюдать за муравейником, который по какой-либо причине был нарушен? Появляется огромное множество муравьев. Если вы придете на это место спустя какое-то время, то с удивлением обнаружите, что внешние границы восстановлены и следов разрушений нет. Внутреннее восстановление скрыто от посторонних глаз. Это примитивно, как любое сравнение, но дает некоторое представление о нас. Это Китай, защищающий свои внешние границы любой ценой. В этом заключено великое терпение и трудолюбие моего многострадального народа. Все, что вне наших границ, не имеет интереса для нас. Внутренняя упорядоченность и незыблемость границ.

 Я с интересом слушала его и он продолжил:

- Россия совершенно иначе устроена. Мотивация народа  долго была для меня не понятной. Личное мужество и сплоченность в критических ситуациях поражает. Очень часто она глубоко внутренне мотивирована. Вне опасности вы разобщены настолько, что кажется, что все внутренние связи утрачены. Это поражает. Возникает опасность и что-то происходит, как по зову внутренней трубы проявляются все лучшие качества вашего великого народа.
 Только познакомившись с христианством, не по книгам, я их и раньше читал, а во время тех поездок, которые вы мне подарили, я начал многое понимать. Пожалуй, начало положили русские народные сказки. Вы обратили внимание на невероятное упрощение, а порой и искажение ткани сказки в современных изданиях. Я читал вариант сказок под редакцией Афанасьева, жена доктора многие читала мне вслух, когда я брал у нее уроки русского языка. Сказки Александра Пушкина, как же повезло вашим детям. Они меня поразили своей мудростью.
 Далее последовали Соловки, знакомство с исихазмом, бесхитростная проповедь сельского батюшки, вы ее, конечно, помните, все это перевернуло мои представления о мире. Не ожидал, меня переполняют нахлынувшие воспоминания. Простите, что нить моих рассуждений прерывается. Посмотрите, что происходит  в мире. Сколько нападок на христиан, сколько фактов, дискредитирующих христианство. Если бы за ним не стояло что-то реально важное, не тратились бы столько столетий огромные усилия.

Православие. Старый доктор и его уважаемая жена раскрыли мне многое. К чему я все это так сбивчиво говорю? Через нас происходит поиск возможных глубинных путей сближения наших народов. Нам предстоит отстаивать многое, - он замолчал, глубоко задумавшись.
Мне показалось, что он закончил свою речь, но он продолжил после долгой паузы, удивив меня:
- Я много дней провел, рассматривая символ, удивляясь его глубине и универсальности каждый раз – мне открывалось все новое содержание.  Пожалуй, автор книги прав, изменения станут возможны при условии переворота, который должен произойти в человеке. Вы помните?
- Не совсем вас понимаю.
- Познающий разум, рационализм, мы видим до чего все это довело. Управляемый хаос ради достижения частных интересов не есть вершина построений. Мы еще, к сожалению, многое увидим. Только если произойдет переворот и ум будет инструментом души, только в этом случае у человека появляется надежда отстоять свое право быть человеком. В этом я подписываюсь под каждым словом автора.**
К этому выводу не просто было придти, но еще труднее это осуществить. Возможно, нужны потрясения, грядущие перемены заставят человека определяться. Надеюсь, не все захотят стать контейнером для новых органов, заплатив за это свободой.

 И последнее. Не огорчайтесь, когда получите весть о моем уходе. Я смею надеяться, что получу такую же возможность, как ваш друг Дорн. Вы только позовите и старый китаец придет к вам на помощь.
Простите, я вас совсем утомил, - он смущенно улыбнулся, растрогав меня окончательно.
Я не выдержала, подошла к нему и обняла. Да, он верно все понимает – это наша последняя встреча.



* Му
Игорь Ко Орлов
По мотивам и истории самого, пожалуй, известного дзэн буддистского коана "Му" (в наиболее широком его представлении).

**Солодин А. И. «Стратегия онтологической игры»


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна. Читаю с удовольствием ваш психологический роман. Понравилось в этой главе отношение к сказкам, сама очень вдумчиво к ним отношусь, особенно к русским,народным,сказкам.В них заложена мудрость народа и показан путь дальнейшего развития народа.

Разум должен стать инструментом души.Человек должен открыть сердце Богу, и будет ведом правильным путем. Выбирая умом, мы часто выбираем себе во вред.
Всего самого хорошего,Татьяна.
Удачи. Алла.

Алла Гиркая   22.09.2019 15:25     Заявить о нарушении
Алла, сказка дает ребенку возможность социализации. Есть проблема - есть и путь ее решения. Когда рядом близкий человек ребенок входит и в страшное и выходит из него с новым опытом. Детям читать сказки, особенно народные, очень полезно для стабильности его психики в будущем.
Признательна за внимание.
И Вам - новых произведений.

Татьяна Дума   22.09.2019 16:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.