Женское счастье

       

     А иногда, по большим праздникам, мы делали большие же так называемые «сборные» программы с участием многих звезд, ставших героинями отдельных портретных передач. Одна из них вышла в эфир центрального телеканала 8 марта. Она была посвящена женщинам и полностью состояла из моих бесед со знаменитостями. Женщины… Одни всю жизнь отдают любимому делу, другие – любимому человеку. Счастье - оно ведь у каждой свое, и счастливые женщины совсем не похожи друг на друга.

Елена Образцова: Да, я счастливый человек, да.

Лолита Милявская: Я счастлива, абсолютно счастлива оттого, что уверена в себе.

Эдита Пьеха: Я не могу это произнести вслух, потому что счастье – это птица. Ее надо держать за хвост, а если произнести вслух, как ворона про сыр, тогда улетит.

М. Грушевский: Вы счастливы?

Татьяна Доронина: Ну конечно, очень.

     Удел совсем немногих журналистов услышать откровения звезды. Сам же титул «звезда» не устраивает почти  никого. Эдита Пьеха предпочитает, чтобы ее именовали любимицей публики. Татьяна Доронина считает значимым совсем другое понятие. Актриса, -  уверена она, - это серьезно. Елена Образцова предпочитает, чтобы ее сравнивали вообще не со звездой, а с Сатурном. За его последнее кольцо, - говорит она, - я не пускаю никого, там только я и музыка. Одни рассказывают о себе охотно, а другие нет.

М.Грушевский: Елена Васильевна, а расскажите о Вашей первой любви.

Е. Образцова: Я не люблю рассказывать ни о первой, ни о не первой. Я вообще на эту тему никогда не разговариваю, потому что мой опыт - это мой опыт, он никому не будет полезен, а досужее любопытство удовлетворять мне не очень хочется.

Л. Гурченко: Да, так о первой любви, о первой любви это в девятом классе - я думала с ума сойду. Неохота называть фамилию, потому что он еще может быть жив. Я потом эти песни пела в «Любимых песнях», там «Сядь со мной рядом, рассказать мне надо…» И мне казалось, что он сядет, но я ему совершенно не нравилась. Ну ладно, бог с ним.

М. Грушевский: Он потом жалел об этом?

Л. Гурченко: Откуда я знаю? Я больше не видела его никогда.

Э.Пьеха: Это было так давно. Мне было тогда шестнадцать или семнадцать лет. Но это была любовь неразделенная, без взаимности. Я вздыхала, он меня провожал, мы в одном хоре пели. Он будущий шахтер, а я будущая учительница. Ну а потом подружка совсем некрасивая (хотя я тоже была некрасивая, все мы были тогда некрасивые) отбила его. Она умела целоваться, а я стеснялась.

     Кто сосчитает количество романов и мужей Эдит Пиаф, насколько был моложе ее последний муж? Какая разница? Ведь не эти обстоятельства до сих пор притягивают к ней миллионы сердец. Но иногда верность профессии доходит до фанатизма. Другая знаменитая француженка - Мирей Матье - никогда не была замужем. Я принадлежу музыке, - говорит она. - Что же тогда останется мужчине?

Л. Гурченко: И, как говорится, уничтоженная порой в личной жизни, потому что очень приятно уничтожить, понимаете, это удовольствие большое. И сказали тебе все, что про тебя думают, и что ж, посидишь на пепле, посидишь, ну и что? А жить-то надо. И встаешь, и берешь чемоданчик, и едешь, и говоришь: «Здравствуйте, дорогие товарищи, я счастлива, что я Вас вижу. Почему, потому что Вы мое здоровье, Вы мое спасение!»


Лолита Милявская: Я в последнее время поняла, что женское счастье для актрисы – оставаться женщиной. И это очень тяжело. Потому что актерская профессия - мужская абсолютно, и она из женщины делает мужика.

Т.Доронина: Если бы у меня были дети, я сделала бы все, чтобы они не касались ни в коей мере этой профессии.

М. Грушевский: Видимо, не стань Вы актрисой, не отдай Вы всю себя театру, Вы могли стать бы гораздо более счастливой женщиной. Вы никогда не жалели о том, что так сложилась Ваша жизнь?

Е.Образцова: Никогда, что Вы, что Вы. Никогда бы не была счастлива, если бы я не стала актрисой. Я так мечтала об этом. Это очень важно. Это моя мечта сбылась. Мало того, что я стала актрисой, я готова была выходить каждый раз и говорить: «Кушать подано» и больше ничего. Так я хотела быть в театре, так я хотела быть на сцене.

М. Грушевский: Можно себе представить, что Вам надоест ваша работа? Уже все есть, все сделано. Не хочется ничего.

Л. Гурченко: Я думаю, что если я даже буду в предгробном состоянии, я буду все равно что-то делать: «И хорошее настроение…» Потому что это лицедейство, оно в крови.

     Не все ли равно, знаменита или безвестна женщина, если ты ее по-настоящему любишь? Хотя, наверное, далеко не всякому понравится, что его жену носит на руках целая армия поклонников. Элину Быстрицкую как-то подняли на руках вместе с машиной. Сложная это участь - быть спутником звезды.

Л. Гурченко: Если женщина – звезда, значит, она имеет огромную нагрузку. Значит, она материально главная сторона, у нее же нет мужей-миллионеров, только сейчас могут они появиться, тогда ведь этого ничего не было. Потом советская власть, я очень извиняюсь, плюс электрификация, они же уничтожили мужчину как зарабатывальщика. Его семьдесят, ее семьдесят. «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить, но зато в этот день без смущения я могу о любви говорить». Ну что  о любви говорить, месяц, два, три. Денег нет. Развод. Потому женщина, если она тот человек в доме, который тянет бюджет, жизнь, то мужчине надо быть таким тонким, такой партнер должен быть умный, понимающий, с достоинством. Это как в армии. Вот я уважаю людей, которые идут в армию, потому что армия учит колоссальному делу: быть. Как артист - быть: мотор, делай! Но не потерять свое собственное достоинство. Вот это высший пилотаж. Быть, так сказать, иногда униженным, отсеченным по приказу, но ты - все равно есть ты.

Лолита Милявская: Мне так жалко мужиков сегодня, потому что наступило такое время, когда женщина задушила мужика. Она больше зарабатывает в основном, иногда содержит мужчин. При этом мужчина ищет в каждой женщине мать, потому что привык, что с детства его холят, лелеют. И он берет себе в жены не девочку, не дочь, как он должен бы к ней относиться, а ищет в ней маму. Поэтому мне на сегодняшний день мужиков жалко. Они немощные, они болеют, при температуре такой же, как у женщины, 38, они умирают и для них жизнь закончена. Они слабые.

М. Грушевский: Вы не хотели бы быть мужчиной?

Лолита Милявская: Нет. Это скучно. Вот я бы хотела быть мужиком, наверное, 18-19 века, чтобы драться из-за женщины на дуэли. Вот это мне нравится. Может быть, каждое время живет своими сказками. Бабушки говорили, что у них было хорошо, а на самом деле мы потом узнали, что было плохо.

М. Грушевский: А Вы могли бы подраться на дуэли из-за мужчины?

Лолита Милявская: Нет, не стоит оно того.

М. Грушевский: Вы бы хотели бы быть мужчиной?

Е. Образцова: Нет, зачем? Мне и так хорошо. Нет, нет.

М. Грушевский: Как Вы считаете, мужчинам легче живется, чем женщинам?

Э.Пьеха: Я думаю, что да.

М. Грушевский: В чем?

 Э. Пьеха: Ну, хотя бы потому, что если мужчина куда-то собирается, ему достаточно положить в дипломат сорочку, носочки и сменное белье. И вперед. А что нам? Каково нам? Появляться в том, в чем я еду, нельзя, значит, надо во что-то переодеваться, в чем-то надо спать в поезде и так далее, и так далее. Женщина всю жизнь раба своего гардероба, своих женских привычек. Макияж надо делать? Надо. Я люблю больше теперь поездами ездить, ну в Москву, естественно. Значит, я должна взять с собой и косметику, и макияж, и чем снять грим, и как утром его опять восстановить. Прически. Это же ужас какой-то. Мы рабы собственной персоны.

М. Грушевский: Вы не хотели бы быть мужчиной?

Э. Пьеха: Мужчиной? Думаю, что нет.

М. Грушевский: Почему?

Э. Пьеха: Красивые платья люблю.

     А если две звезды сочетались законным браком, вот он –  праздник желтой прессы и ее почитателей. Кто первый изменит, кто от кого уйдет? А ведь были знаменитые дуэты: Орлова и Александров, Макарова и Герасимов. Правильно ли, что не один десяток лет они и творили вместе, и жили тоже вместе?

Лолита Милявская: Это и правильно, и неправильно. С одной стороны, правильно, что мужчина полностью с тобой разделяет твой бизнес, твои проблемы. С другой стороны, на собственном примере могу сказать: можно так осточертеть друг другу, занимаясь одними и теми же проблемами, как было в моем прошлом браке, видя друг друга сто часов в день! И ты не то, что не хочешь видеть человека, а вы друг друга уже просто не принимаете. И это тоже правильно, люди устают друг от друга. Поэтому когда люди вместе, надо иногда соскучиться. На сегодняшний день я поняла, что скучать - это очень важно. Не приедаться.

М.Грушевский: А если и муж звезда и жена звезда?

Л. Гурченко: Ну, Вы знаете, это должны быть люди без комплексов, люди должны уважать друг друга, не вырывать у друг друга цветы, кому больше, знаете. Страшное дело. Кому больше аплодисментов. Это надо понимать. Такое бывает, редко, но бывает. Бывает.

Э. Пьеха: Это был единый организм: Броневицкий – Пьеха, Пьеха – Броневицкий. Это единое было. И вот доказательство тому: когда я ушла из «Дружбы», двадцать лет будучи вместе, он растерялся. По-видимому, мужчины слабее. А я долго шла к этому уходу, потому что фактически любовь превратилась в служебный роман. «Работа, песни, города, и только так, и не иначе».

М. Грушевский: Но ведь можно было пойти по другому пути?

Э. Пьеха: Я хотела вместе работать и иметь другого мужа, на что он категорически возразил.

М. Грушевский: Часто вы ссорились?

Э. Пьеха: Ну, как ссорились, он покричит-покричит, я поплачу-поплачу, и все, забыли.

М. Грушевский: Карьера актрисы часто мешает личной жизни. С Вами такое происходило? Нужно было выбирать: или то, или другое.

Т. Доронина: Происходит, и происходило. Иного почти ни у кого не было, если говорить об актрисах.

Е. Образцова: Для меня главным всегда был театр или кино, сцена, моя профессия. В семье это редко может быть так, чтоб не мешало. Хотя мой муж никогда не сказал бы, что ему мешает моя профессия. Нет, такого разговора не было. Но конечно, он был в какой-то степени  обделен.

     Когда-то блистательная «Раба любви» в исполнении не менее блистательной Елены Соловей с горечью призналась: «Я прожила много чужих женских жизней. Но меня самой нет. А я так хотела бы делать что-нибудь полезное. Я просто хотела бы быть». Неужели сомнения подобного рода посещают и тех, о ком вы сегодня читаете? И разве можно представить нашу жизнь без их ролей и песен?

М. Грушевский: Карьера стоит любви?

Лолита Милявская: Для этого нужно вернуться в детство. Когда твоя жизнь заранее уже сложена, когда ты к ней привык, это поздно. Скажем, в мои 37 я не поверю той актрисе, которая скажет: «Ради любви я оставила сцену». Я видела таких людей, они кусали локти так, что мне страшно себе представить: «Вот я из-за него оставила… Я могла быть… А вот сейчас… А он потом нашел…» Извините, но мне это не надо.

М. Грушевский: Карьера стоит любви?

Е. Образцова: Моя любовь - это моя профессия, ради этого я не послушалась родителей, я пошла по своему пути, хотя я очень почитала их и любила. И если бы мой муж сказал, чтоб я бросила театр, я бы ни за что этого не сделала.

Э. Пьеха: В меня влюбляются все как в артистку.

М. Грушевский: А как в женщину?

Э. Пьеха: Как в женщину? Если уж влюбляются, видят во мне домработницу. А я артистка. И поэтому я предпочитаю, пусть как в артистку влюбляются, по крайней мере, не будут надеяться, что я буду щи и борщи варить. Если каждый день пришлось бы это делать, я думаю, что я бы наверно сошла с ума.

     Есть теория о том, что душа человеческая проживает несколько жизней. Если это правда, то тогда, наверное, тот артист может сыграть больше, чья душа мудрее. Впрочем, всякий опыт полезен. Если артист не знает любви, что он может рассказать людям? Как говорила Зинаида Шарко, в партнера надо влюбиться. А если разлюбишь?

М. Грушевский: Когда всенародно любимая клоунесса Лолита наконец превратилась в певицу, которую мы сегодня знаем, и когда Вы расстались со своим предыдущим мужем – эти моменты - они случайно совпали по времени?

Лолита Милявская: Нет, они не могли не совпасть. Один момент зачеркнул другой. То есть, я могла сохранить работу, и в данном случае все зависело от меня. И в том числе мой нынешний муж настаивал, чтобы работа была сохранена.  Все относились абсолютно нормально к творческому альянсу. Но я как женщина посчитала, что это невозможно. Я думаю, что я сделала совершенно правильный шаг, потому что этот дуэт, он был создан на любви, во имя любви, он был создан на большой страсти и огромной любви. И я не буду это скрывать, это так и было. Это было безумное чувство, и отсюда выливались песни, он писал очень много песен, очень много мне посвященного, стихов и всего. И потом я подумала: то, что создано на любви, оно должно умереть, потому что это был прошлый этап в моей жизни.

Л. Гурченко: Нет, обязательно самой пылкой любви наступает конец, понимаете? Это же очень надо многое, чтобы понять. Хорошо чтобы мозги соображали, чтобы это понять: что никогда следующая не бывает лучше. А потом судьба ведь всегда обязательно ставит на свои места. Тем или иным способом, в том или ином коридоре, в том или ином шлюзе открывающемся или закрывающемся, понимаете. Очень интересно так, последить если.

М. Грушевский: Был ли и есть ли самый главный человек в твоей жизни, кто-то один?

Л. Сенчина: Нет, я не могу сказать, что в моей жизни был какой-то кто-то один главный человек. Наверное, это я сама, потому что я научилась очень с большим уважением относиться к себе.

М. Грушевский: Эдита, а можно себе представить такую безумную идею, что Вы влюбитесь и выйдете замуж еще раз? 

Э. Пьеха: Нет.

М. Грушевский: Почему?

Э. Пьеха: Есть такая одесская поговорка: «Поздно, Рита».

     Весь мир – театр, в нем женщины, мужчины – все актеры. И у каждого есть своя роль, своя маска, и на сцене, и в жизни. Алла Пугачева просит не путать интервью с исповедью, а я ждал «звездных» откровений и дождался.

М. Грушевский: Вы всегда довольны собой?

Л. Гурченко: Хм. Я никогда не довольна собой.

Лолита Милявская: Женщина должна любить себя больше всех, потому что благодарности за то, что ты любишь кого-то: мужчин, детей - не надо ждать, ее никогда не будет. Дети вырастают, у них собственная жизнь. Мы все одинаковые. Требовать благодарности от мужчины за то, что ты отдаешь ему все? Он привыкает к тому, что ты ему отдаешь все, и благодарности нет. Тебя завоевали, и так во всем. Ищут, кого бы завоевать еще. Поэтому надо любить себя. Вы знаете, опять-таки я говорю «любить себя», это не патология и это не должно входить в рамки патологии. Все равно надо относиться к людям искренне и все равно всех надо любить. Но оттого, что ты себя любишь в первую очередь, заботишься о себе, к тебе так же и окружающие относятся. А тем более мужчины, тем более тебя начинают завоевывать, и ты притягиваешь. А когда ты растворился во всем, когда ты растворился в детях, да, отдал всю жизнь свою детям, и потом ребенок выпорхнул, и ты ждешь, господи, а что ж мне не пишут, не звонят, а что ж я вот тут лежу, болею? Да не должно быть этого, ни от кого нельзя этого ждать. Поэтому, к себе нужно относиться с любовью, тем более женщине. Но это теория разумного эгоизма, абсолютно разумного. Я к этому шла долго и очень долго себя не любила. Но мне очень многие люди говорят: ты изменилась, ты похудела. Я ненамного похудела. Все говорят, ты стала такая ухоженная изнутри, не просто женщина, вышедшая из парикмахерской, а изнутри. Но изнутри я начала себя любить, я начала себе разрешать вещи, которые не разрешала раньше. Я начала себе разрешать, не принося себя в жертву ради мужчины, спать столько, сколько я хочу. Не бежать с утра готовить завтрак, если у меня нет сил, если я не могу. Я понимаю, что для того, чтобы я выглядела к вечеру как надо, я должна выспаться. И я могу сказать абсолютно честно: за это меня любят сегодня. И такова, к сожалению или к счастью, логика жизни поведенческая. Но к этому нужно прийти, сколько бы я не говорила, сколько бы мне не говорили до этого, это все только собственным умом.

М. Грушевский: Эдита Пьеха больше всех на свете любит себя, это правда?

Э. Пьеха: Нет, не себя, а свой организм, потому что он служит мне, как артистке, и он должен быть в порядке. Если, например, плохо относиться даже к «Мерседесу», не следить за ним, он отомстит, вот сломается и все. Поэтому я слежу за своим организмом как за машиной самой высокой марки.

Е. Образцова: Я для себя любимой очень много делаю каждый день.

     Не родись красивым, а родись счастливым – чисто мужской постулат. Любая дочь Евы хочет быть и счастливой, и красивой, и чтобы сегодня непременно лучше, чем вчера. Приятно вспомнить молодость, еще приятнее видеть в зеркале, что ты все так же молода. Как же они это делают?

М. Грушевский: Скажите, Вам, наверное, известно средство Макропулоса. В чем рецепт Вашей молодости?

Е. Образцова: Вы знаете, я прочитала «Портрет Дориана Грея» в юности, и это произведение произвело на меня очень сильное впечатление. Я подумала: никогда не буду делать плохо, чтобы это не отразилось на внешности. Я старалась не делать ничего плохого.

Э. Пьеха: Когда у меня есть свободные дни, я хожу на работу в оздоровительный центр. Называю работой это в кавычках, меня всячески там терзают, заворачивают в ледяные простыни, окунают простыни в раствор водорослей морских. А эта простынь ледяная, заворачивают меня всю, обертывание называется, и я там засыпаю мертвецким сном. Потом там делают чистку почек, чистку печени, чистку кишечника, углекислые ванны, скипидарные ванны. Однажды налили больше скипидара, чем надо, и я оттуда выскочила, я тогда поняла, когда говорят: что бежишь, как будто тебя наскипидарили? Я прыгала, кричала, мне дали лекарство, чтобы снять реакцию аллергическую. Я вся красная сделалась, как рак. Но я туда хожу на работу, там пять-шесть процедур, и  я очень хорошо себя чувствую.


     Когда приоткрылся железный занавес, одним из первых нашу страну посетил Жерар Филип. Его впечатление было таково: «Вы самые счастливые люди на земле. Вы даже не знаете, как плохо Вы живете!» А чуть позже один знаменитый итальянский критик увидел Татьяну Доронину в фильме «Старшая сестра» и воскликнул: «Так ходить не умеет даже Софи Лорен». А может мы с Вами действительно самые счастливые люди на земле? Ведь самое интересное у нас впереди.

М. Грушевский: Ваша жизнь – это калейдоскоп, это фейерверк самых невероятных встреч, ролей, съемок в фильмах знаменитых, игры на сценах самых знаменитых театров. Самое интересное в Вашей жизни впереди?

Т. Доронина: Очень хотелось бы. То, что очень хотелось бы вернуть, но я все-таки считаю себя человеком разумным и понимаю, что вернуть это невозможно. Поэтому я могу только с очень большой грустью и благодарностью вспоминать встречи с великими артистами, великими режиссерами, самое хорошее, что было в жизни. А рассчитывать на то, что возможен повтор, конечно невозможно.

М. Грушевский: Как бы считаете, какая бы ни была огромная любовь, какая бы ни была счастливая карьера, все равно все в жизни имеет свой конец. Жизнь несправедлива?

Е. Образцова: Знаете, мне очень нравились эти слова: «жизнь дается человеку один раз, и надо прожить ее так, чтоб не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы». Это цитата,  это хорошая формула. И мы все знаем, что приходит конец, поэтому надо успеть сделать то, что надо. Я свое призвание ощущала давно, и я знала, что именно я должна успеть сделать. Я не все успела. Сейчас уже многие роли я не могу играть  просто по возрасту, по опыту. А хотела бы. Но сегодня я их уже играть не могу и не буду. И не только роли, многое в жизни не сделано. Но надо успеть сделать все, что можно.

М. Грушевский: Песни лучшие пока еще не спеты?

Л. Гурченко: Нет, я думаю, что все еще впереди.

Л. Сенчина: Когда я думаю о старости, думаю, когда-нибудь буду старой, дряхлой, я уже ловлю себя на мысли, что я смотрю на многих: вот был юбилей Изабеллы Юрьевой, я просто шляпу, если бы она у меня была, снимала бы тысячу раз и бросала к ее ногам, к ногам Клавдии Шульженко. Великие женщины в моем понимании. Нравятся мне песни все или не все, это вообще начало другого разговора, но они для меня являются образцом.

Е. Образцова: Мне очень хочется всем женщинам пожелать, чтоб были счастливы, чтоб были радостны, чтобы все, что делаете, приносило Вам удовлетворение, чтобы Вас любили мужчины, мужья, любовники, уж не знаю, кто будет, чтобы Вас не огорчали близкие, и чтоб был мир на земле, и чтоб наша страна расцветала. Дай бог, с праздником.

     «Чтобы Вы предпочли, однажды проснуться знаменитой или просто счастливой? Я так и подумал: и то, и другое. Но у каждой из Вас своя женская история, свой женский взгляд и свое женское счастье. Будьте счастливы.  Да, и самое главное, это вам!» С этими словами я протянул в камеру охапку свежих роз и закончил передачу. Тут мы с Людмилой Афицинской пошли отдыхать. Ведь она уже придумала новый цикл…

2000, 2005


Рецензии