Восьмой текст венка заветов
ВОСЬМОЙ ТЕКСТ ВЕНКА ЗАВЕТОВ
«Быть настоящим человеком очень нелегко»
Евгений ШВАРЦ «Обыкновенное чудо»
Знай и помни: трудно быть человеком, трудиться на земле и питаться плодами только своего труда. Завистью великой исполнился Каин-земледелец к брату своему Авелю-пастуху и убил его. Трудно быть человечным Правителем и благополучно пасти мирные народы (А.С. Пушкин). «Трудно жить на свете пастушонку Пете, тонкой хворостинкой погонять скотинку» (Сергей Есенин). Трудно стать свободным от зависти, ревности и алчности человеком – стать бескорыстным врачевателем, справедливым судьёй и храбрым воином-рыцарем, победителем Дракона, но ещё труднее стать человечным человеком. Трудно победить тирана Дракона, но ещё труднее после победы самому не стать тираном, своеобразным «легитимным преемником» Дракона.
Мало в этом мире тех людей, которые умирая, оставались бы вполне довольными своею прожитой жизнью, кто, умирая, был бы уверен, что ему удалось обмануть лукавый мир. К сожалению, больше тех, который мир прельстил, соблазнил, поймал в свои сети и обманул.
В каждой эпохе есть своё пространство, свой темп развития, свой бег и дух времени… Известно, что каждое рождение живого существа является для него чудовищным стрессом, чуть ли ни катастрофой вселенского масштаба. Не было ещё ни одного в мире младенца, появившегося на свет с благодарной улыбкой на устах. Из сплошных стрессов и бесконечных волнений состоит и борьба за существование, по сути, война младенца с миром, который его по мере взросления беспрерывно обольщает и грубо обманывает. А посему у большинства людей вся жизнь – это сплошная рана, боль, беда и обида, бесконечная депрессия. Раньше люди умирали от внезапных потрясений и подсердечной тоски, сегодня – от хронической депрессии и онкологических заболеваний, от чувства одиночества и ненужности. Такой жизнью и таким миром сложно дорожить, но ещё сложнее уйти от него и его забыть:
Не забыть, никогда не забыть
Мир, который тебя обманул!
Земная жизнь одна и никогда больше для индивида не повторится ни в сиянии славы и успеха, ни в сумерках его позора, страданий и беды. Такой железный довод большинства скептиков-прагматиков и атеистов в спорах о вечной жизни с теистами и романтиками духа. Увы, красивые легенды и предания, великие полотна гениальных художников о воскрешении и преображение мёртвой плоти к вечной жизни, впечатлительны , но не убедительны. Здесь бесполезно возражать и спорить, плакать от бессилия и молиться. Мир постоянно, на каждом шагу, обманывает нас в любых обстоятельствах – когда нам несказанно хорошо на этом свете, и когда многим из нас везде мучительно тошно. Увы, такова природа человека и такова природа человеческого сообщества. Мир обманывает подростков на каждом шагу и с каждым днём усложняет его диалог с обществом. Юноше, начинающему свой путь, весьма непросто найти свою модель критического диалога с окружающим социальным миром, с универсальным коммуникативным сообществом, где все межличностные отношения строятся под воздействием отношений господства и подчинения, доверия и недоверия, сознания и разума. Прежнее традиционное «сознание» в качестве верховного судьи во всех сферах жизни уступило сегодня место коммуникативному разуму, который всегда недоверчив и критичен в отношении всех структур общества, в том числе и к верховной власти. Сегодня трудно жить по науке, ещё труднее и опаснее – по наитию, порой день рождения оказывается хуже дня смерти. И тогда мучительная жалость к себе терзает душу. Томная, жгучая, неизбывная жалость к самому себе, к себе страдающему, – питательный бульон всех тиранов и убийц для служения себе любой ценой, за чей бы то ни было счёт. (Борис Бим-Бад).
Один главных обманов лукавого мира – это обещание им многих и бесконечных радостей на земле, вечной жизни и вечной весны, обещание вечной жизни здесь и «там», в загробном мире. Метаморфозы «вечной жизни» – основа бессмертия. Возникает обновлённая жизнь, а с нею реальность планируемой истории, воссоздание вечной жизни во всем её многообразии в разных, причудливых вариациях и очертаниях. Надо признать, что легенда о совершенном Человеке – самая трагическая из всех известных нам легенд и мифов народов мира.
Самым несчастным в органическом мыслящем мире оказался Адам, сотворённый «по образу Божьему», и живший когда-то в обществе ангелов и прочих бесплотных духов. Это было так давно, что уже даже и не верится, что оно было. И вот он стоит в голой пустыне одинокий, как саксаул-патриарх, как владыка без владений, как беспомощный полководец без армии, как растерянный царь без короны – на его щите висит шкурка горностая, в одной руке его копьё, в другой огромная дубина – вот они признаки его власти над миром. Кому он нужен сегодня в мире нано и биогенетических технологий? Совершенно одинокий совершенный Человек стоит на горе Арафат близ огромного Чёрного Куба, который когда-то был драгоценным камнем, прозрачным как слеза ребёнка, а затем стал чернее ночи из-за грехов, тоски и горя. Трудно стоять близ Черного Куба – вселенским холодом веет от него. Горько осознавать себя покинутым и никем невостребованным. Трудно преодолеть до конца всего ужаса отверженности райской духовной полноты. Мучительно трудно повторять судьбу Демона бунтующего, Демона отверженного и в неравной борьбе Демона поверженного.
Когда эпилог становится прологом, всё начинается сызнова – выясняются дальнейшие судьбы уходящих в Вечность героев, определяются через прошлое перспективы идущих им на смену. Наступает прозрение и выясняется, что «всё в этом мире ложь и обман» (Лев Толстой) и что их торжество в этом мире бесконечно, тогда начинает бунтовать человеческий ум и душа они жаждут кардинальных перемен. И это понятно. Если бы все радости жизни, обещанные лукавым миром, сбывались и всем приносили счастье, то и не было бы у многих острой жажды перемен. У каждого из нас своя истина и одна на всех правда, каждый создаёт в эпоху перемен тот мир, который он для себя воображает.
Жажда перемен – это не каприз отдельного человека или группы людей, а свидетельство тому, что плохо работает водовоз и вся водопроводная система. Ничего не бойся, юный человек. Не бойся смерти, не страшись стать после битвы увечным, сирым и убогим –родные м близкие не оставят тебя в беде.
Не бойся обменять знакомое тебе прошлое на незнакомое будущее. Не бойся создавать свои новые миры! Не бойся обстоятельств, не бойся перемен. Не бойся груза прошлого опыта, груза заблуждений и ошибок, и постарайся сделать так, чтобы эти перемены были к лучшему. Не бойся перемен и преград и следуй примеру воды: остановись у преграды, накопи и увеличь свои силы, сломай преграду или перепрыгни её.
Не бойся создавать для себя благодатный покой одиночества и шумное вече для радости общения. Создай себе в Заполярье, на берегу Ледовитого океана хрустальный город-дворец по проекту Велемира Хлебникова и слушай тишину. Или создай себе биороботов с искусственным персональным интеллектом и наслаждайся острыми диспутами с ними в Актовом зале Дворца Советов.
Не бойся создавать виртуальный и свой собственный реальный мир не только техническими средствами, но и своими волевыми усилиями, создавать себе новую жизнь по «Книге Жизни» и «Книге Перемен». Знай и помни: быть настоящим человеком и созидателем очень нелегко. (Евгений Шварц)
Не позволяй лукавому миру обманывать тебя. Не позволяй никому унижать тебя и не унижайся сам. Не продавай своё первородство, честь и достоинство за чечевичную похлёбку, не продавай себя в рабское услужение, не бери из рук власти хлеб, отнятый ею силой у вдов, детей-сирот, у калек и инвалидов, и не вселяйся в жилища репрессированных и убитых властью. Однажды в ХХ веке, в СССР такое полное и окончательное безобразие случилось, и вскоре весь наш народ по вине большевиков предстал перед всем миром как народ-людоед и оккупант своей родной земли и соседних земель. Не ешь хлеб, отнятый у вдов и сирот, и не вселяйся в их жилища, лишая их тем самым последнего крова над головой – будешь проклят сам и будет проклят весь твой род. Знай это, всегда помни и делай для себя правильные выводы.
Знай, что никто на этом свете не волен распоряжаться твоей жизнью и смертью, только ты сам, и только тот, кто тебя родил на этот свет. И никому, кроме своих родителей, ты ничего на этом свете не должен и никого не должен ты благодарить: ни страну проживания, ни правящий режим, ни партийного вождя, ни императора. И не потому, что ты есть самый уникальный, гордый и независимый субъект, а потому что ты, как и все остальные 7,7 миллиарда человек – всего лишь продукт совпадений огромного количества многообразных возможностей, тех самых неисчислимых вариантов, вариаций и возможностей, которые мы называем Судьбой.
Знай и помни, что ты никому ни в чём не обязан. И никто в мире, тем более в умытой кровью России, не вправе говорить тебе: «Скажи спасибо, что живой». Знай и помни, что все люди до одного, в том числе и твои родители, страна, в которой живёшь, планета и Солнечная система, Галактика и вся обозримая тобой Вселенная – это всего лишь продукты (материя) великого множества дискретных возможностей-вариантов, число которых составляет цифру 10 с пятью тысячами нулей.
Все мы «счастливые» жертвы Чёрной дыры, достигшие дна с белым кружочком света в зените первой ступени процветания и на пороге бессмертия с оголённой, страшной Правдой и Справедливостью, которая щадя, убивает. Вот они разумные и практичные всадники без головы на вороных конях, а впереди них – холодный как лёд и беспощадный как смерть с доброй улыбкой в бороде Дед по прозвищу «Тепло». Есть два пути к личному бессмертию – питаться звёздной пылью и серой материей или стараться съедать друг друга хотя бы наполовину, чтобы иметь возможность восстанавливаться и продолжать жить вечно в новой реальности картин голографии и лазерной светотехники.
Это волшебный и бесконечно многовариантный мир, поверь мне. Я только что вернулся оттуда, из Чёрной дыры, заново восстановленный и преображённый. Вот я стою перед тобой, целый и невредимый, тот, который на твоих глазах был когда-то наполовину проглочен Драконом. Я тот, который решил сохранить для потомков Легенду о совершенном Человеке, тот, кто всегда мечтал сделать из Афинской школы демократии Академию человечности. Однако не мне учить тебя удачной, успешной жизни и легкой, славной смерти – я слишком стар для великих побед и высших истин. Беззубый рот мой и природное косноязычие не имеют право на оглашение истин, и только накопленный жизненный опыт позволяет мне в письменном виде давать тебе робкие советы и добрые пожелания. И одно из них звучит примерно так: «Пусть жизнь твоя окажется успешной, пусть смерть твоя удастся тебе, пусть не станет она хулой на совершенного человека и на отчизну, пусть станет она причиной ещё большей любви твоих родных и близких и всех дальних сограждан к той земле, которая случайно родила тебя».
15.06.2019
Свидетельство о публикации №219061500362