Азиатская афера Глава1

               

                Глава 1
   
   В конце сентября вся семья прибыла в  Крым. После кофе сразу же пошли к морю и любовались волнами. На следующий день государь чувствовал себя лучше они вышли всей семьёй погулять. Сидели на скамейке и радовались прекрасному дню. Особенно радовался Николай, у него намечалась свадьба, и ему хотелось, чтобы к этому дню отец окончательно выздоровел.  Но прилив энергии вызванный сменой обстановки был краткосрочным и к вечеру Александру третьему стало хуже. Болезнь царя началась после крушения поезда 17 октября 1888 года на станции Борки в    пятидесяти километрах от Харькова. Тогда погибли люди, но царская семья уцелела. С огромной,  не человеческой силой, царь держал на своих плечах крышу разбитого вагона. Он,  получивший ушиб спины,  превозмогая себя от боли держал крышу вагона, пока из него не вышла вся семья и прислуга. После от ушиба у него заболели почки. Болезнь развивалась, и государь всё чаще стал недомогать. Однажды зимой, будучи на охоте он простудился и этим ещё больше усугубил свою болезнь. В Россию был вызван берлинский профессор Эрнст Лейден. После осмотра он поставил больному царю диагноз;  острое воспаление почек. По причине ухудшения здоровья отца, вся семья прибыла  в летнюю резиденцию государя.
  Утром 20 октября государю стало хуже. Его дыхание было затруднённым, кислородные подушки уже не помогали. Он велел позвать к себе всю семью. В три часа дня  император причастился и стал прощаться с семьёй и близкими ему людьми.
   Николай стоял у постели умирающего отца.
- Боже мой, Боже мой,  что за день! – думал Николай,- Господь отзывает к себе нашего дорогого папа. Это смерть святого. Господи помоги нам в эти тяжёлые дни. Бедная дорогая мама!
    Николай взглянул на  стоявшую у головы отца мать. Мария Фёдоровна держала мужа за руку. Она была спокойной и смотрела на умирающего мужа.
- Моя дорогая Мини, -  прошептал Александр, уголки его губ слегка улыбнулись.
Николай шепнул рядом стоявшей Алекс, - ты посмотри, как спокойно держится милая мама и героически переносит своё горе.
 Мария Фёдоровна заметила взгляд сына, посмотрела на него и на его невесту Алекс.
-  Боже, - подумала она, - этот груз ляжет на плечи этих двух молодых людей. Бедный Ники, как он будет управлять этой сворой родственников, которые смотрят на него  свысока, как на деликатного и скромного юношу, полагая, что на это им даёт право их жизненный опыт. Великие князья будут пытаться управлять им, а он со   всеми соглашаться. Такой император их будет вполне устраивать. Александр не позволял им этого.
Мария Фёдоровна перевела взгляд с сына на рядом стоявшую  будущую невестку.
- Да у девочки характер совсем иной, чем у  Ники. Она будет править им. Думали сыграть свадьбу, а сейчас как быт. Отец умирает, какие тут торжества.
Она опять посмотрела на Ники. Лицо сына выглядело бледным и испуганным.
- Милый Ники,- продолжала думать она, - сможешь ли ты управлять этой огромной империей. Зарубежные родственники сейчас набросятся на тебя не искушённого в политике, чтобы заманить тебя в  аферу и отхватить  от России  кусок. Особенно  британцы, эти уж не упустят момент. Пока жива королева, страху нет. Виктория не позволит обидеть сою любимую внучку Алекс, но она уже старая. Как только она помрёт, королём станет муж моей старшей сестры Эдуард, тогда его окружение как шакалы набросятся на Ники. Всё хапают, хапают, полмира  уже загребли и всё никак не успокоятся. Бедных китайцев  затравили опиумом, чтобы  как можно больше нагрести денег и завладеть территорией разваливающейся империи.  Британские сановные наркоторговцы  хотели бы сотворить такое и в России, да вот только не  по зубам она им. Подавились бы они этими деньгами, что ли. Господь  видит всё. Придёт  и им возмездие.
   Мари Фёдоровна вспомнила разговор со свёкром. Александр второй тогда рассказал ей,   кто виновен в убийстве его деда Павла Петровича.  Павел первый поддержал идею Наполеона Бонапарта о совместном походе русско-французской армии против британцев в Индию и направил в Среднюю Азию 20 тысяч казаков. Британцы  решили убрать Павла. Английский посланник Уитворт организовал убийство, дав деньги заговорщикам через дипломата Никиту Панина. Заговорщики пытались заставить Павла отречься от престола в пользу сына Александра, но государь отказался и они задушили его шарфом.
 - Павла Петровича душили дворовые псы, - подумала Мария Фёдоровна,- сохранили империю и наследственность. А свёкра убили безродные шавки, которые науськиваются и финансово поддерживаются Британией. Эти за полушку готовы убить не только императора, но и продать матушку Россию. Александр держал в руках и не позволял этой либеральной нечисти вольностей. Прав был батюшка Суворов « Не  страшен России внешний ворог, ей  надо опасаться  своих  идиотов».  Сможет ли Ники удержать эту оголтелую свору.
 Она погладила руку умирающего мужа, посмотрела  в его тускнеющие глаза и вспомнила свою молодость. С одной стороны их брак был сугубо династический, а с другой стороны по воле родителей. Они любили друг друга, хотя и досталась она Александру в «наследство» Первоначально датская принцесса Дагмар была невестой  цесаревича Николая Александровича, старшего сына Александра второго. Но после помолвки Никс скончался от туберкулёза спинного мозга. Александр Александрович и Дагмар ухаживали за умирающим цесаревичем. После его смерти между ними появилась привязанность друг к другу переросшая в любовь. Он долго не решался сделать ей предложение и только после того как он написал письмо отцу решился на это. Александр только начал ей об этом говорить, она бросилась к нему, обняла его и расплакалась. Он тоже не мог сдержать слёз. Дагмар не могла поверить, что у этого, как ей казалось, неотёсанного человек такая тонкая душа. Она вспомнила,  как он тогда ей прошептал: « Мини, наш Никс там молится за нас и, конечно же, в эту минуту радуется вместе с нами. Можешь ли ты любить ещё кого-нибудь, кроме милого Никса?». Они снова обнялись, потом много говорили, вспоминали Никса. Дагмар вспомнила  тот эпизод и у неё  покатилась слеза.  Мария Фёдоровна быстро смахнула её платком, чтобы никто не заметил, но Александр увидел это и унылым взглядом окинул всех стоявших в комнате. А Мини продолжала вспоминать, как тогда, после сделанного ей предложения к ним пришёл король и вся родня и стали их поздравлять. От радости у всех были слёзы на глазах. Она опять взглянула на  стоявшего напротив сына. У неё снова защемило сердце. Материнским чувством она понимала, что её  сын не готов управлять такой огромной страной.
- Он жизнелюбивый и жизнерадостный по характеру похож на меня. И сын  сестры Александры Георг, копия Ники. Наша, датская кровь. Алекс по характеру властная. Как Ники  будет с нею жить?  А может и не плохо? Если в бабушку пойдёт, тоже может стать «Бабушкой всей Европы».
 Так в шутку звали королеву Великобритании.  Её девять детей были связаны брачными узами  с представителями королевских и знаменитых семей, таким образом, укрепляли связи между династиями. Сбылась давняя мечта Виктории и знати Великобритании. За шестьдесят лет правления Виктории Великобритания достигла наибольшего своего расцвета. Фактически Европой правила одна семья, в центре которой была « Бабушка всей Европы». Великобритания давно положила глаз на Россию, но им был не по зубам этот крепкий орешек. Александр третий хотя и находился в дальнем родстве с королевским двором (старшая сестра Марии Фёдоровны Александра Датская была замужем за  Эдуардом, сыном королевы Виктории), но родственников не любил и считал Великобританию основным соперником России. Он знал, что заказчиком убийства его отца была Великобритания. Причин для этого было несколько.  Когда Александр второй пришел к власти, то ему удалось выйти из  Крымской войны,  которую Россия вела  с Англией, Францией и Османской империей, с незначительными для России потерями и заключить Парижский мир. Прекращение  Крымской войны не понравилось  окружению королевы Виктории, там были  сильны настроения; продолжать войну до расчленения России. А уж когда Россия присоединила  к себе Среднюю Азию. Англия пыталась её вытолкнуть оттуда. Началось соперничество России и Англии под названием  « Большая игра». Александр второй отправил  двадцатитысячный корпус из Туркестана в Афганистан. Дошло дело до открытых столкновений русских и афганцев, которыми руководили британские офицеры. А уж когда Александр второй решил заключить  русско-германский союз со своим дядей Вильгельмом первым, окружение королевы окончательно пришло к решению  убрать  императора России Александра второго. Лидерам  не нравится, когда против них объединяются в союзы.  Они  требуют от других государств беспрекословного подчинения. В  Лондоне создавались различные организации, союзы, кружки, там был создан «Первый интернационал». Они были все подконтрольные правительству Англии. Ими руководили тайные агенты. В Лондоне пригрелись все теоретики «освободительного движения народных масс». Они писали трактаты, переделывая платоновскую фантастику о государственном строе. Но никто народные массы освобождать не собирался. Это был обычный заработок для проживания,  основанный на оболванивании народа, цель этих великих «творцов» и организаторов кружков, товариществ и партий была одна, заработать деньги. Цель же правительства Англии была иная; создание в других государствах оппозиции  и с помощью её устраивать  революции, перевороты, убийства неугодных государственных деятелей. Виктория полагала, что Британия имеет право с помощью экспансии нести добро  народам, защищая их от  диких правителей, не понимая или не желая понимать одного, что все правители плоть от плоти тот народ, которым  они управляют.  Задача   оппозиции была  одна, чтобы она под видом освобождения угнетенных масс, как червь подтачивала внутригосударственный  строй. Многие оппозиционеры в силу своего недомыслия   воспринимали эту идеологию  как святая святых, шли на эшафот, посвящали этой борьбе всю свою жизнь.  Так устроено  природой; внутри любого организма есть вредоносные микробы, бактерии, грибки, черви и тому подобное. Если их подкормить они успешно развиваются и разрушают всё вокруг, не понимая,  что  когда погибает организм, погибают   и они.  Этот закон природы британская элита хорошо усвоила; Были бы деньги, а  «черви» в любом государстве найдутся.  Поэтому в других государствах  происходили; Парижская коммуна, революции, перевороты, теракты, для которых Британия поставляла деньги, бомбы и оружие.  Подкупались   верхи элит  с целью стравливать государства и развязывать войны.    Где-то в войнах гибли люди, разрушались империи,  а в  самом Лондоне была тишь и благодать, «денежные мешки»  богатели, и не требовалось освобождения угнетённого  народа,  Это не Британская выдумка, ещё в Древнем Риме  был лозунг; «Разделяй и властвуй» и сколько будет существовать человечество,  будет востребован этот постулат. После первой мировой войны в лидеры вырвется другая империя, и она, как и Англия, будет с помощью бомб самолётов и революций нести «демократию» в другие государства, осуществляя  свою экспансию. 
   Александр третий понимал, кто и откуда руководил народовольцами и заказал убийство его отца.  Он  стал   наводить порядок жёсткой рукой.  Россия стала подниматься. Также он усвоил, что все союзы зыбки   и от их образования погибают императоры  и рушатся империи. От этого понимания родилась  крылатая фраза; « У России только два союзника, армия  и флот».
    Мария Фёдоровна поправила мужу подушку, затем снова взяла его за руку. Александр,  моргнув глазами, поблагодарил её и улыбнулся. Его улыбка снова напомнил ей о своей молодости, как она шестнадцатилетняя принцесса  радовалась за свою сестру Александру, которая выходила замуж за наследника британской короны принца Уэльского Эдуарда. А через год сложные династические планы связали и её судьбу с наследником русского престола.   Николай Александрович, которому был  двадцать один год, сделал ей предложение. Он был блестяще образованным,   в духе понимания  современного развития.  Мария - София - Фредерика - Дагмар (полное имя датской принцессы, полученное при её рождении)  не могла не влюбиться. Воспитанная скромно она и представить не могла, что  может стать  российской  императрицей. Семейство  короля Кристиана  девятого вело скромную жизнь; праздность высокомерие, и показная роскошь в их семье считалось пороком.  Скромная, воспитанная, добрая  Дагмар с её  весёлым характером, тронули Николая, и он сразу же увлёкся ею.
   Мария Фёдоровна вспоминала, как Никс ей тогда прошептал: « Нет - это не родители устроили - это провидение господне». Потом он вдруг заболел. Дагмар видела,  как он менялся на глазах. Это был совсем уже другой человек,  нежели тот, что несколько дней назад прибыл к ним в Копенгаген.
 - Всё рушилось так стремительно, - подумала Мария Фёдоровна,  - но Господь распорядился по своему; мне быть  российской императрицей, а женой другого.
  Тогда Никс уехал в Ниццу лечить боль в спине –  продолжала думать Мария Фёдоровна, - врачи поставили неправильный диагноз; лечили от ревматизма и лишь усугубили болезнь. Я тогда твёрдо решила быть с ним рядом. Там на французском курорте и познакомилась с  двадцатилетним Александром и его отцом императором Александром вторым. Никс бредил, вот так как сейчас я держала его за левую руку. Александр стоял рядом и держал брата за правую руку. А государь с женой стояли у его ног. И вдруг Никс прошептал: « папа береги Сашу это такой чуткий, и отзывчивый человек». Он  правой рукой обнял голову брата, а левой рукой мою, наклонил их и прижал к своей груди и прошептал: « я не знаю, кого я больше люблю Сашу или Дагмар, я люблю вас обоих, будьте счастливы». Потом Никс стал слабеть и умер.
  Мария Федоровна опять смахнула накатившуюся слезу
- Мини, - пошептал Александр, -  я никого так в жизни не любил, как тебя. Там с Никсом будем просить у Господа за вас.
   Мария Фёдоровна наклонилась и поцеловала мужа.
- Я тебя тоже люблю, тогда после смерти Никса ваша семья мне стала близкой и родной.  Ощутила к вам такую же родственную связь, как и к своим родителям. Я когда вернулась с Ниццы, то почувствовала, что скучаю по некогда мне чужим людям.
- Мы тоже ощутили это, - сказал Александр,  - папа мне тогда намекнул, что хотел бы видеть тебя членом нашей семьи.
- Да я знаю об этом, он мне тогда писал, но я не могла ему прямо ответить. Моя потеря была настолько большая, я просто боялась проявить свою не преданность. Написала ему, что хотела услышать это от тебя самого, действительно ли ты хочешь быть вместе со мной.  Ни за что в жизни я не хотела бы стать причиной твоего несчастья. Да и мне бы это не сулило счастья.
- Я полюбил тебя с первого взгляда, - сказал Александр, - но вы были помолвлены с Никсом и я не мог этого сказать, а теперь говорю, пусть знают все. Всё, что болтают о моём увлечении княжной Мещерской – это выдумки. Да были юношеские увлечения и не больше. Тогда, у постели умирающего Никса между нами произошла какая-то  мистическая связь. Никс мне был братом и другом и никто мне заменить его не мог.  И вдруг я понял, что это может быть мама, и моя будущая жена милая Дагмар. В июле я решил ехать в Копенгаген. Когда я сделал тебе предложение, ты мне ответила, что никого кроме Никса любить не сможешь. А сегодня ты мне призналась в любви. Милая  душка Мини, я рад, что заслужил это.
   Александр приподнял тяжелые веки и посмотрел  на стоявшего у его ног сына.
- Ты помнишь Мини, как родился наш первенец?
- Помню, я тогда тебя разбудила рано утром.
- Мини, это было в начале  пятого часа. Ты мне сказала, что тебе боли не дают спать. Потом ты засыпала и снова просыпалась, а я сидел возле тебя и боялся шелохнуться, чтобы не разбудить тебя. Потом в восемь часов утра мы стали одеваться. Я написал записку мама. В десять часов приехали папа и мама. Наконец в половине третьего мы узнали, что Бог послал нам сына и мы назвали его Николаем в честь умершего Никса.
- Да я помню, это была такая радость. Ты бросился меня обнимать и целовать. Мне было так легко на душе, а ты от радости плакал. Второй раз после нашей помолвки я увидела твои слёзы. Я всё поняла, что за  слегка мешковатой внешностью скрывается  глубокая душа. И в этом я сегодня убедилась ещё раз. Да ты был не похож на Никса, ты просто другой, по темпераменту, склонностям и складу ума, слегка неповоротлив, нетороплив, но лёгок в общении.  Ты всегда был постоянным в своей привязанности и антипатиях. И я тогда поняла, что мой муж это крепость, моя защита. Мне стало легко и приятно.
- Спасибо Мини,  что  помогала мне в моём не лёгком деле, может Бог даст, я поправлюсь и мы проживём с тобой долгую и счастливую жизнь.
- В чём  же я тебе помогала, ты же запрещал мне вникать в государственные дела.
- Да что ты!  Ты оказывала мне несказанную помощь. Я не был готов к управлению государством. К этому готовили Никса, поэтому был далёк от церемониальной жизни двора. Придворная жизнь мне казалась тяжкой, малоинтересной и утомительной. Ты взяла весь этот груз на себя, избавив меня от всех этих дворцовых интриг, и я мог полностью отдать себя управлению  империей.
   Александр остановился, он сделал глоток,  как будто пытался проглотить приступивший к горлу ком.
- Мини, - Александр посмотрел на жену, - мне стало совсем плохо, надо позвать священника.
   Николай тут же вышел из спальни отца и отдал распоряжение. Прибыл отец Иоанн. В  2часа 15 минут по полудню император причастился. Вскоре начались лёгкие судороги. Император улыбнулся, и эта улыбка застыла на его лице.  Отец  Иоанн стоял в изголовья и больше часу держал его голову.
   Это была смерть императора отличающегося мощной натурой, чрезвычайной бережливостью и строгим порядком. Государственные бюджеты России в течение многих лет оставались с дефицитом, и только при Александре третьем бюджет был приведён в равновесие. Он сумел накопить такие запасы, что в конце 19 столетия России удалось ввести в обращение золотой рубль.  Это позволило осуществить бурный рост экономики, науки и образования. Стала развиваться сеть церковно приходских школ и начальных народных школ.
   Весь  взволнованный Николай вышел на веранду Ливадийского дворца, чтобы глотнуть свежего воздуха. Его голубые  глаза были в  слезах. На веранде с кислородными подушками стоял великий князь Александр Михайлович. Он был другом детства цесаревича Николая.
- Они уже не понадобятся, - сказал Николай, вытирая слёзы платком. - Папа уже нет! «Сандро»,  что будет теперь с Россией?
   Николай взял великого князя под руку и повёл в свою комнату.
 - Сандро, что я буду делать! – воскликнул Николай, когда они зашли в его комнату. – Я не подготовлен быть царём! Я не могу управлять  империей, где люди убивают своего государя. Это они убили моего Папа.
- Ты не прав Ники - это была авария, и никто  на государя не покушался.
 - Тот человек, который дал команду разогнать поезд до бешеной скорости,  не понимал, что поезд тяжёлый и может соскочить с рельсов?  Или он умышленно это сделал? А дедушку моего, за что они убили? Он же был их император святой человек. На кого они подняли руку, на человека, который дал людям свободу. Народовольцы  кричат везде, что борются за освобождения народа от гнёта. Государь дарует людям свободу, а они его   убивают.
- Это всё  ширма, Ники, и ты не хуже меня  знаешь. Никто   никого освобождать не собирается. Эти люди никогда не относились  к рабочим и крестьянам в основном   интеллигенция,  или праздно болтающиеся. Бог знает, какого они сословия. Я усматриваю в их движении  признаки национализма, нежели классовые. Поляки, евреи, кавказцы борются с российской империей,  вот в чём  их истинная суть. Они ненавидят Россию и хотят, чтобы она утонула в хаосе революции. Поляки даже восстание подняли в 1863 году, и русским их пришлось усмирять.   Победить   эти господа сами не могут,  поэтому обманывают народ,  закрываясь ширмой,   освободителей  от гнёта самодержавия. А на самом деле они хотят денег и власти. Публика, недопонимая, верит террористам. Ты же знаешь, кто их подкармливает. Британские банкиры, и окружение королевы   давно мечтают расчленить и пограбить Россию. Им нужна разруха, а государь всю жизнь пытался предотвратить беспощадный ход революции, в хаосе которой могут погибнуть тысячи невинных людей.  Вот и твоя задача, Ники, состоит в том же.
- «Сандро», я даже не умею разговаривать с министрами.  Ты научи меня, как управлять.
   Александр Михайлович сам не знал, как управлять  империей, но стал успокаивать Николая и  рекомендовать людей, на которых будущий молодой государь может положиться.
   Сейчас Николай,  слушая рекомендации своего друга «Сандро», прокручивал все события убийства его деда, которые он знал из документов и рассказов отца.  То, что сказал  великий князь, для Николая было не ново. Он хорошо образованный двадцатишестилетний молодой человек понимал, как возникают подобные организации, но он не мог представить, чтобы родственники могли желать расчленения России. Он не искушённый в дворцовых интригах не понимал, что королей делает свита.  Николай знал почему,  поляки  находились в постоянной вражде с Россией.   От этой вражды Британия хотела извлечь   выгоду.
   Так уж сложилось, что западные и восточные славяне разделились на религиозной почве. Между ними начались войны, которые сводились к одному; где будет столица, в Варшаве или в Москве. За время правления  Орды тюркские народы перемешались с восточными славянами. Восточных славян они воспринимали, как своих.  Когда   Россия победила Орду, все эти народы подчинились Москве, ассимилировались. Россия стала непобедимой. Поляки, чьи полки уже стояли в Москве, думали, что они  будут управлять всем славянским миром, вдруг проиграли. С тех пор у многих поляков в крови сидит ген ненависти к России.  Это хорошо понимала Британская элита и использовала подобных элементов в своих целях. Было поднято восстания  в   областях на территории Российской империи, где проживали в основном поляки. Восстания было подавлено  и русский царь пошёл на ужесточения внутренней политики.
- Как управлять этим народом, «Сандро», когда во всех слоях населения проявляется какое-то сумасшествие?  Публика рукоплещет террористам! Почему они так ненавидят нашу семью? Это от жадности, зависти или от безысходности?
- Скорее всего, от глупости, - сказал великий князь.
- Но не может весь народ быть глупым.  Я могу ещё, как-то понять Гриневицкого, бросившего бомбу в императора. Поляк ненавидит Россию, дворянин, а государь  отпустил его крепостных на волю. Сам делать ничего не умеет. Как жить? Тут уж в самый раз ненавидеть царя и всю его семью. Но меня интересует один вопрос. Почему нас ненавидят  весьма образованные идейные наставники этих народовольцев? Как с ними поступить?
- Идейные  руководители, Ники, живут в эмиграции в Лондоне. Там они состоят в Социалистическом интернационале, пишут труды о призраке, который бродит по Европе, издают газеты и журналы присылают их  в Россию.  Снабжают народовольцев деньгами оружием, бомбами. А  их в свою очередь поддерживают их соплеменники, банкиры. А еврей просто так деньги на ветер не выбросит.  Они положили глаз на золото, бриллианты,  лес, уголь метал, на всё чем богата Россия.  Господа евреи рвутся к власти.  Это особый вид еврейского национализма замаскированный под социализм и коммунизм. Они хотят взять власть не только в России, а в планетарном масштабе,  мечтают о мировой революции.
 - В ветхом завете их религиозные философы написали, что Господь пообещал потомкам Авраама всю землю, - сказал Николай.
- Вот именно, в этом и есть причина всех их бед. Какому обществу понравится, когда среди них есть  народ, религия которого говорит о его исключительности и претензии на  власть, якобы дарованные самим Богом. Хотя к простым евреям  я ничего плохого не имею, а вот его элита давно отказалась от Бога, коль стала зарабатывать деньги на крови. Они толкают не только свой народ, но и другие народы в пропасть.
 Если в России произойдёт революция, такая как во Франции,  к власти придут эти бесы и не на  семьдесят два дня, как  Парижская коммуна, а надолго. Всю эту рукоплещущую элиту, под видом классовой борьбы, пустят в расход. Сами займут её место, а  остальных  превратят в рабов, которые будут под конвоем пахать землю, пилить лес, добывать руду, золото и уголь. Они не будут так снисходительны к недовольным особам, не помилуют бунтарей, как это делал государь, а будут расстреливать, содержать в ссылках и тюрьмах не только за бунтарство, но и за слово. Вот такую предвижу свободу России, которую   принесут эти господа.  Ты, Ники, не подумай что это моя фантазия. Мы ещё с тобой не родились, а  теоретик социалистов господин Энгельс уже определил нам судьбу: « Среди больших и малых наций Австрии   только три нации  являются носителями прогресса и ещё теперь сохранили жизнеспособность; это – немцы, поляки и мадьяры. Всем остальным народам предстоит в ближайшем будущем погибнуть в буре мировой революции». Видишь, какое будущее  России предсказал этот господин. Себя он не относит к погибшим, скорее видит во главе этой революции.  А другой  теоретик, друг и соратник Энгельса, Маркс рассматривает Россию, как наследника государственной структуры Орды. Он ярый  русофоб. Московия, в его понимании, продолжает играть роль раба.  Вот такой у них расово – этнографический взгляд . Эти два теоретика вынесли приговор России: «Славяне,  за исключением поляков, всегда служили главным орудием контрреволюции, они всегда были главными угнетателями всех революционных наций».  Согласно их классовой теории этим «угнетателям- славянам» нет места на земле. И замечу, что эти труды свободно продаются в Британии.
- Доиграются  пэры, - сказал Николай, - ой доиграются, поддерживая этих господ,  с целью развалить Россию. Национальный вопрос очень тонкий и на этих струнах играть нельзя. Можно родить такого монстра, который  заявит о превосходстве своей расы. Тогда и в Лондоне будут взрываться бомбы.
-  В Англии уже есть такие люди. Френсис Гальтон публикует свои работы о Евгенике,  в которых доказывает превосходство одних  рас над другими, - сказал великий князь. Британия  эту теорию давно использует. За время  правления королевы Виктории британцы в Тасмании вырезали всё коренное население и заселили её своими каторжниками.  Тебе, Ники,  советую успокоиться. Все мы смертны в этом мире. Старайся править так же,  как правил твой папа Александр Александрович.
   Весть о кончине императора разлетелась по всему  Миру. Газеты   сообщали о трагедии  русского народа: « Ушёл из жизни император, который нёс свою самодержавную власть, как долг возложенный на него Богом. Он останется в истории одним из выдающихся властителей».
   Вечером в крохотной ливадийской церкви собрались члены царской семьи, официальные лица, придворные, и стали присягать на верность новому царю Николаю второму. Молодой  не имеющий опыта в государственных делах государь в эти минуты принимал бразды правления империей в свои руки. Александр третий привлекал Николая к государственным делам, готовил его к роли императора, но подготовить  не успел.
   После разговора со своим другом Николай успокоился, сейчас в  церкви он стоял словно мумия  с осунувшимся  лицом. Мать, глядя на сына, поймала в его взгляде какую-то растерянность, и все поняла.
- Он совершенно не готов,  и боится. Милый Ники, коль так начертано судьбой я буду помогать тебе. Но у меня тоже нет опыта, Александр не дозволял мне лезть в государственные дела.  Надо, надо помогать  иначе он полностью станет слушаться её, - подумала Мария Фёдоровна посмотрев на Алекс. Тогда уж точно британцы  начнут хозяйничать в России.
     С этой минуты зарождались противостояния свекрови и невестки, которые в дальнейшем  перейдут в дворцовые интриги и разделят окружение  императора на противоборствующие группировки. На плечи императора свалятся  целый ворох государственных и общественных проблем. Министры и  члены семьи в зависимости от принадлежности к той или иной группировки будут подсказывать царю заведомо противоречивые советы. Цель этих советов будет сводиться к одному,  не как лучше сделать для России, а как навредить противоборствующей группировке. Николай будет слушать, то одних, то других, делая одну ошибку за другой.
   Сейчас в крохотной церкви стояла вдовствующая императрица огромной империи. Вначале  казалось, что она баловень судьбы. Молодая принцесса маленького государства вдруг становится владычицей огромной империи. Рядом с нею стоит её сын наследник российского престола, ему необходимо будет похоронить отца, женится на Александре и пройти обряд коронации.  Но какую страшную судьбу уготовила им жизнь, они не знали, и эту страшную судьбу они делали себе сами.
   27 октября в 8 часов 30 минут гроб с телом Александра третьего покинет Ливадию. Гребцы с катера донесут  гроб до пристани Ялты. Траурная процессия проводит гроб пешком. Затем его перегрузят с катера на крейсер 1-го ранга « Память Меркурия» и установят его на шканцах под тентом из Александровского флага.  Подойдя к Севастополю, море штормило. Вся эскадра была выстроена в одну линию.
- Мама, - прошептал Николай, - как месяц тому назад, когда мы прибыли сюда, но Боже какая ужасная разница, каким весёлым я смотрел тогда Севастополь.
   Мать взглянула на сына, она ничего не ответила, лишь смахнула платком накатившуюся слезу.
   После заупокойной службы гроб с телом перенесли в вагон. Тридцатого октября Николай сопровождавший гроб отца прибыл в Москву. На следующий день в Георгиевском зале  Кремля он произнёс свою тронную речь в качестве императора. Николай не обладал ораторским искусством, его речь  выглядела простой. Он чувствовал какую – то неловкость. То тяжелое состояние,  ужасный гнёт свершившегося горя, возвращались к нему вновь и вновь, теребили душу и он боялся, что  сейчас расплачется и не закончит речь. Когда он закончил речь, то  качаясь, вышел из зала. Адъютант слегка поддержал его.
 - Сошло, -  Николай сделал глубокий вдох и выдох,  слава Богу, всё благополучно.
   Траурный поезд прибыл в Петербург  первого ноября в 10 часов утра. В 12 часов был собран Государственный совет в полном составе. Николаю вновь пришлось говорить. Он опять сильно волновался, речь его была безыскусной.
   Погребение было назначено на 7 ноября. Стали прибывать Европейские родственник. Первыми прибыли родственники Марии Фёдоровны. Короля Дани Кристиана девятого семья императора поселила у себя дома. Николай был весь в заботах, встречая одних родственников за другими. На следующий день прибыл из Германии Генрих Прусский. Он был братом германского императора Вильгельма второго. Так же как и невеста Николая второго Алекс, был внуком королевы Англии Виктории.  Все европейские родственники собирались на похороны уважаемого в Европе человека. Последним прибыл  эрцгерцог австрийский Карл- Людвиг. Это знаковая фигура. После убийства его сына Франца  Фердинанда, начнётся первая мировая война. Все родственники рассорятся, и германский император Вильгельм второй пойдёт войной на Россию,  где императрицей будет его двоюродная сестра Александра Федоровна (их матери  родные сёстры, были дочери  королевы Виктории). Но это произойдет спустя двадцать лет.
   Надо отдать должное « Бабушке всей Европы», она умела держать в руках своих подданных и  всё своё европейское семейство. Британия достигла   самого высокого  расцвета, и все родственники   побаивались  и слушались её, и только строптивая  Россия не хотела подчиняться.  После смерти Виктории 1901 году, британским богатейшим людям покажется мало  того  могущества. Им захотелось разрушить четыре империи и безраздельно править Миром. Человеческой жадности нет предела.  Пик расцвета – это и начало заката. За океаном зарождалась новая империя, многие банкиры уже  обосновались там и задумали  пограбить  саму Британию. Для этого нужна была  война  в Европе. Но пока еще Британия была Великобританией, на пике своего расцвета, а Россия  хоронила своего сильного императора. Англосаксы понимали, что в России  взошёл на престол неискушённый в политических интригах царь. Теперь для них появился шанс  свалить Россию
   7 ноября Александр третий был похоронен в Петропавловском соборе. Он оставил своему сыну империю, которая занимала восточную часть Европы и северную часть Азии, с населением в 125 миллионов человек. Это была  одна шестая часть земной суши. За годы его правления был взят курс на превращения России из аграрной страны в экономически развитую державу. Три миллиона её жителей  перебрались из деревень в города и стали рабочими. Но  царь- миротворец не увидел плоды своего труда. Экономический бум начался в России через год после его смерти. Темп роста в 9% русской промышленности обгонял все другие страны, даже бурно растущие США. Это пугало западные элиты. Теперь для них Россия была как кость в горле, её надо было остановить и расчленить.
    Через семь дней после похорон был день рождения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Русской православной церковью   был ослаблен траур. В этот день Николай второй  и Александра Фёдоровна (урождённая принцесса; Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса  Гессен Дармштадская)  повенчались. Мария  Фёдоровна со слезами на глазах смотрела на своего сына. В её душе были двойственные чувства. С одной стороны ей было радостно, что её сын  взял в жёны любимую женщину и что их брак свершился по обоюдной любви. С другой стороны она не приветствовала этот брак. Мать понимала, что волевой, сильный характер Александры  подавит волю слабохарактерного Николая.
    Российское общество замерло в ожидании; какова же будет политика нового самодержца. Элита ждала конституционных реформ сверху. И вот 17 января 1895 года  Николай второй впервые выступит на широкой публике, в Аничковом дворце, перед представителями  от дворянства, земств и городов. Депутации прибыли в Петербург, чтобы поздравить Николая второго с бракосочетанием и выразить ему свои верноподданнические  чувства. К этому выступлению Николай Александрович тщательно готовился. Зная своё «красноречие»  он подготовленный ему текст  выучил наизусть, но все равно волновался.   Взволнованный и бледный многим он  казался не императором, не центром  среди  представителей депутаций всея Руси, а каким-то  актёром дебютантом, играющим роль императора.
- Я счастлив находиться посреди вас и посреди моего народа избранниками которого вы  здесь являетесь, - начал свою речь Николай второй.
Речь произносил громко. Александра  Федоровна, плохо знающая русский язык, не понимала, о чём говорит её муж.
 - Что он говорит? - спросила она у фрейлины.
- Его величество речь произносит о любви к собравшимся депутациям, - ответила фрейлина.
 - А почему он так кричит?
- Он объясняет им,  что они дураки.
 В конце своей речи Николай  сказал: « Мне известно, что в последнее время слышались в земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я,  посвящаю все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой  незабвенный, покойный родитель».
   Это был вызов русским либералам, которые всегда работали на разрушение России.  Слабость царя и недовольство  общества, послужило толчком для британской элиты, которая  спланировала новый рост революционной агитации.
   Самый злейший враг России является русский либерал, этот паразит, внедрённый в плоть государства, усердно исполняя заказы зарубежных покровителей, разрушает Россию изнутри. Он, обманывая русского мужика  и употребляя слова свобода, братство равенство, толкает его в хаос революции,  и народ обязательно умоется кровью. Так в России было всегда. Мужика поднимали на бессмысленный, беспощадный бунт сказками о красивой жизни ставя в пример запад. Но никто не хотел подумать, чтобы  превратить эту сказку в быль, нужен спокойный, сплочённый, упорный,  долгий,  без революций и войн труд. Пока русский мужик « разрушал всё  до основания, а затем…»  Европа уходила вперёд. И либералы снова завидовали и звали мужика к топору.
   После речи императора в обществе началось недовольство. Особенно это распространялось среди молодёжи.  Да и элита этим грешила. Им захотелось конституционной монархии. Они все будут как пэры в Англии, а Россия сразу же станет развитой Европейской державой. Не зря же фрейлина Александры Фёдоровны их назвала дураками. Но особенно резкую реакцию раздражения  вызвала коронация императора и императрицы. Она была назначена в Москве, где традиционно короновался отец и дед  Николая второго. 13 мая 1896 года Николай второй и Александра Федоровна вместе с семьёй Романовых прибыла в Москву.   Вся подготовка к торжеству возлагалась на дядю  императора,  генерал-губернатора Москвы  великого князя Сергея Александровича. Из европейских стран стали прибывать гости. Николай второй и Александра Фёдоровна целый день принимали огромную армию свит королей и принцев.  От чрезмерного стояния до дрожи в коленях уставали ноги, ныла спина,  и поясница. Но  счастливая супружеская  чете выстояла, а вечером пошли всем семейством к всенощной. Пришли  к себе рано. И тут же  замертво упали в постели. В восемь часов утра уже были на ногах.
- Сегодня самый торжественный день, - сказал Николай, -  но и самый тяжёлый.
- Да поможет нам Бог, - сказала Алекс и перекрестила Николая и себя.
   Шествие началось утром в половине десятого. Погода была прекрасная. Для  Николая и Александры это казалось сном. Успенский собор  выглядел весь величественно.
 - Это так торжественно и незабываемо, - прошептал Александре Николай.
- Да, Ники, это будет хранить память на всю жизнь.
   Коронация в Успенском соборе закончилась в  половине второго, а в три часа дня началось шествие в Грановитую палату.
   Торжества коронации планировались на неделю. В последующие дни пошли поздравления; от духовенства, высших чинов, дворянства, земства,  военных. Всё это было утомительно, но Николай и Алекс приходили домой счастливыми и радостными.
   Всё шло хорошо, но на пятый день в субботу 18 мая случилась трагедия.
   Начало массового гулянье москвичей  было назначено на 10 часов утра. Во время гулянья
 планировалось раздача  подарков; памятных кружек, платков с изображением императора и императрицы, пакетов с конфетами, пряниками, орехами. Ходынское поле не  приспособлено для массовых гуляний. Это было учебное поле для войск Московского гарнизона. Там было много ям, которые остались от тренировок сапёрных батальонов.  Поле было надлежащим образом не подготовлено для массовых гуляний. Лишь по  периметру были построены временные бараки  для раздачи бесплатного пива и вина, лавки для раздачи царских сувениров, эстрады и балаганы.
   Среди людей ходили слухи,  что кроме подарков будут давать и ценные памятные  монеты. На поле прибыло до полумиллиона  человек. Люди приходили не только с Москвы, но и Подмосковья. Некоторые  пришли ещё с вечера и там на Ходынском поле   ночевали.  Все были с детьми,  чтобы как можно больше получить  подарков на семью, но они не знали, что господа либералы готовят  провокацию.  Она была задумана не в России.
  В Великобритании  при раздаче пакетов с конфетами погибло 180 детей. При праздновании пятидесятилетия восшествия  на престол (Золотой юбилей Виктории)  20 июля 1887 года королева в открытом ландо сопровождаемая индийской конницей проследовала через весь Лондон. Её приветствовала толпа, а в давке гибли  людей.
   Проживающие в Лондоне  наставники  подсказали  идею « русским освободителям народа», спровоцировать  толпу на массовую давку.  Дабы этим вызвать недовольство в обществе. В толпе ходили люди и распространяли слухи.
 - Вы сидите, а там подарки дают! - кричал мужчина.
- Буфетчики, сволочи, раздают подарки среди своих! – кричал второй.
¬- На всех не хватит, народу, сколько пришло, - выкрикивала женщина.
   В разных концах поля поднимался шум и вдруг всё поле  загудело:
 « Дают! Дают! Дают!» - доносилось с разных сторон. Толпа ринулась к деревянным баракам. Полицейское оцепление было смято. Раздатчики от испугу стали бросать подарки в толпу. Это ещё  больше разогрело обезумевших людей. Люди хватали подарки, спотыкались и больше уже не поднимались. Они  падали в ямы, а по ним шли люди.  Кричали дети, женщины, а  мужчины дрались, ругались.  Толпа  сжимала людей так плотно, что они не могли шевелить руками и стали грызть друг друга. Некоторые выскакивали наверх толпы и шли по головам. Ямы уже доверху были  заполнены людьми, а по ним шла, и шла обезумевшая толпа. К деревянным постройкам были прижаты те, кто хотел первым оказаться у « заветной цели», они падали бездыханными, а  сзади  всё громче и громче раздавались крики: « Дают! Дают! Дают!» Внутри толпы  были слышны стоны; «Ой умираю» «Братцы смерть пришла!»  Людская масса колыхалась, как будто одно целое.
 Чудом выбросили наверх маленькую девочку, которая была у матери на руках. Она стояла на чьей-то голове и кричала: « Мама! Мама!»
 - Оля, беги отсюда,- раздавался из толпы голос матери. Она выкрикивала какие-то отрывистые фразы, всё слабеющим голосом, а потом он  исчез совсем.
 Вскоре затрещали доски и постройки рухнули. А  в это время без перерыва играл оркестр, видно дьявол  околдовал этих людей и они под музыку душили друг друга из-за памятной кружки и горстки конфет.  Под ногами толпы  сломались доски, которыми был закрыт колодец, и он доверху наполнился людьми. После того,  как  прибыло к полицейским подкрепление, это безумие  затихло. В ямах остались лежать трупы с обезображенными лицами и раздавались стоны ещё живых  изувеченных людей.
   Вечером император присутствовал на балу, данном французским посланником. К  Николаю  подошёл брат « Сандро» великий князь Николай Михайлович.
- Ники, мы были после трагедии на Ходынке.  Видели, как в телегах оттуда вывозили мёртвых и изувеченных людей, 1300  мёртвых и 900 раненых. Великие князья требуют отставки генерал-губернатора Москвы, за ненадлежащую подготовку к торжествам.
- В этом надо разобраться, - сказал  государь, - я полагаю, что Сергей Александрович   не виновен.
 - Ники, помни,  кровь этих мужчин, женщин и детей останется неизгладимым пятном на твоём царствовании. Ты не в состоянии воскресить мёртвых, но ты можешь проявить заботу об их семьях. Не давай повода твоим врагам говорить, что молодой царь пляшет, когда его погибших верноподданных везут в мертвецкую. С этими словами  великий князь оставили бал.
   В эти минуты некогда тайные разногласия великих князей приобрели открытую форму. Родные и двоюродные дяди Николая второго  всегда были в противоречиях, но Александр третий  своим мужеством и волей  подавлял эти трения между родными и двоюродными братьями, умел их мирить и заставлял   подчиняться ему  во благо России. Теперь же на троне оказался слабый царь и в Романовской семье наметился неизбежный раскол. Это используют  другие государства и в первую очередь  мировой лидер. Там уже вынашивались планы, как используя  раздор в царской семье  развалить Российскую  империю.  Но для развала   необходимо было втянуть Россию в войну. Таким удобным местом оказался  Дальний Восток. Там у России  и Японии  были  друг к другу территориальные претензии.
    Разваливалась Империя Цин.  В результате поражения Китая в японо-китайской войне был подписан договор между Японией и Империей Цин, по которому принадлежащий Китаю Ляодунский полуостров и часть других земель  стали  японскими.  Россия имела свои претензии  на эти территории.   Ляодунский полуостров – это незамерзающие порты  местность  с тёплым климатом, плодородная земля с фруктовыми садами и дубовыми  рощами с диким шелкопрядом. В  недрах полуострова есть  медь, железо и золото. Всё это принадлежало Поднебесной, но когда империя стала разваливаться на эти богатства,  положили глаз Британия, США, Япония, Франция, Германия и Россия. Стравить эти государства в войну ставили перед собой цель  банкиры Британии и США.
   В основе всех войн всегда  стоят деньги. Война – это не только жертвы и разрушение воюющих государств, это ещё и большие деньги от поставок кораблей,   оружия, продовольствия, фуража и  кредиты, которые воюющие державы обязательно будут брать в иностранных банках.
  Россия, Германия и Франция  предъявили требование к Японии; пересмотреть условие неравноправного договора. Они потребовали от японского правительства вернуть полуостров   Китаю. Смысл этого требования был один; не допустить Японию к установлению контроля над Порт-Артуром. В России была объявлена мобилизация войск Приамурского военного округа. Япония была вынуждена согласиться с требованием трёх держав, и вывела войска  из Ляодунского полуострова в обмен на контрибуцию со стороны Китая. Россия взяла  часть Ляодунского полуострова в аренду и заключила  с Китаем союзный договор. Он предусматривал совместные действия в случае нападения Японии на одну из сторон, в том числе и на Корею.
   Империя Цин была полностью разгромлена в японо-китайской войне, армия и флот отсутствовали и это дало возможность России  утвердиться  в северном Китае. Она получила право на постройку железной дороги через территорию Маньчжурии.  Это позволило  сократить протяженность  железной дороги и сократить расходы. Фактически Россия отобрала у Японии захваченный ею  Ляодунский полуостров и взяла в аренду на 25 лет порты; Дальний и Порт-Артур с прилегающими территориями. Это не нравилось в первую очередь Японии, Великобритании и США.
   Втянуть Россию в войну только с Японией британская элита не планировала. Японская армия  была ещё слаба, и они понимали, что большой войны не получится. Россия с Китаем быстро одержит победу и это только укрепит позиции России на Дальнем Востоке. Вот вместе с Османской империей – это другое дело.  Для них необходимо было втянуть Россию в войну в Крыму, на Балканах, на Чёрном, Азовском, Балтийском, Баренцевом морях и на Дальнем Востоке, как это было в Крымскую войну. По сути дела британская финансовая  элита планировала продолжить туже войну, которую сумел прекратить Александр второй, за что и был убит народовольцами. Но  эта задумка у них не получилась.
   Николай это сразу  понял  во время поездки  в Европу. После рождения дочери Ольги, Алекс уговорила Николая съездить в Лондон и показать своей бабушке Виктории правнучку. Ко времени поездки русского царя, Великобритания серьёзно занялась Османской империей. Британским правительством было предложено Николаю второму совместно заняться этой проблемой; разработать проект реформ, сместить султана Абдул-Хамида второго, сохранить Египет за Англией, а Россия получит  уступки по двум проливам Босфор и Дарданеллы.
   Вначале Византийская империя, а  затем Османская империя
  господствовали в Чёрном море. Проливы фактически были внутренним делом этих империй. Но Россия вышла на побережье Азовского и Чёрного морей.  С развитием флота вопрос о проливах стал актуальным. Британское правительство полагало что Николай  «клюнет» на эту приманку.   Царь российский в общих чертах согласился с британским правительством, на разработку проекта реформ, но наотрез отказался от радикальных действий сместить султана. Он понимал, что это капкан. Если он ввяжется в войну  с Османской империей, то тут же получит  войну и с Японией.  За господство в Азии в эту войну вмешается Германия, Франция, Британия и набирающие мощь США.  И это неизбежно приведёт к  поражению и развалу  России. Британия же  с помощью русских штыков ослабит Османскую империю, а с помощью Японии разрушит Империю Цин и получит господство в Азии.
   По приезду в Россию государь долго колебался, но в конечном итоге им был определён курс;   на укрепления союза с Францией, прагматичное сотрудничество с Германией, и противоборство планам Англии.
    Новой русско-турецкой войны не получилось. Британия и США стали готовить Японию к русско-японской войне. Была утверждена программа ускоренного развития вооружённых сил Японии и прежде всего, флота. Только в одной Англии было  построено для Японии  шесть эскадренных броненосца,  пять крейсеров и  четырнадцать многоцелевых кораблей.  В США строили лёгкие крейсера. Пятьдесят миноносцев строила Германия и Франция. Для сухопутных войск Британия поставляла  пушки и пулеметы « Максим». Для этих целей уходило до трети бюджета Японии, но денег не хватало. Банкиры Англии и США с радостью  давали на это кредиты. Особенно отличался в этом банкир США Якоб Шифф. 


Рецензии
Здравствуйте! Небольшие советы. Немного тяжеловато читать. Мне тоже как-то люди советовали разделять абзацы пустыми строчками. Это не страшно. При издании откорректируйте и отредактируйте текст. Тяжелая и нудная работа пусть ляжет на плечи редакции.

Вы взялись за сложную историческую тему, которая не так проста, как кажется изначально каждый читатель видит в тексте своё. Одни написали абы какие рецензии, другие залезли в дебри (Либералы и коммунисты - это одно и то же?) С моей точки зрения разные, хотя бы потому, что молодая советская Россия перевернула представление обывателей, что Ленин, желающий нажиться на власти, почему-то этого не сделал.

Он просто составил план развития страны и начал действовать совершенно не теми методами, которые бы обрадовали бывших торгашей, помещиков и знать... а тут еще НЭП, как сюрприз народу, который во все времена рассуждает по принципу: эти жируют, а я последние портки донашиваю.

Да, в революцию многие потеряли близких, имущество, жизнь. Коммунисты были жестоки, но, заметьте, не только к бывшему помещику, но и к себе и своим детям. Фанатизм того времени зашкаливал, потому что основной части народа надоело бедствовать. А ведь могли всё отнять и взять себе. Но не захотели, ведь сами недавно были по сути совсем бесправны. И дело даже не в том, что в царской России за сломанный инструмент при рабочем дне в 18 часов надо было еще и платить, а в том, что жадность элиты зашкаливала. Нищета с одной стороны и бесконечные балы и развлечения с другой. Полное наплевательское отношение к собственному народу. Вам царя жалко? Мне нет...заслужил

А когда недовольные низы не хотят жить по старому, добреньким из них никто не будет в случае чего... и пошли помещики, торгаши, банкиры и их семьи той дорогой что посылали веками других. Пусть теперь семьи бывших богатеев отрабатывают свою карму. Повезло тем, кто успел уплыть с чемоданом денег или драгоценностей последним рейсом в Стамбул или сделал это гораздо раньше. Не повезло тем, кто без чемодана.

Я рада, что вы уже написали достаточно глав, а то что выражаете свою точку зрения, разве плохо? Пишете интересно, не распыляетесь на ненужные детали. Жаль, что совсем нет времени для чтения. С удовольствием бы прочла, но не уверена, что получится с моими работами. На собственную писанину совершенно нет времени.

А вам желаю удачи в творчестве и многочисленных изданий!

Ольга Ртищева   25.03.2024 15:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.