Искупление

(Фрагмент из романа «ДОРОГА В ОДИН КОНЕЦ»)


… - А-а-а, романтик! Ну, здравствуй, – усатый прапорщик приветливо кивнул Вадиму. – Проходи, садись. С чем пожаловал? Можно поздравить? Уже курсант?

Вадим весь извелся от нерешительности, ожидая во дворе учреждения начала рабочего дня, а в кабинете совсем растерялся. Сел, не зная, как начать. Ему был симпатичен этот старый служака, поменявший, наверное, не одно место службы, и, наконец, нашедший тихую гавань в кабинете райвоенкомата. Вадим ощущал какую-то вину, - как бы, не оправдал какого-то расположения прапорщика к себе, что ли? Какую причину назвать? Что не прошел в училище по конкурсу, - не поверит.

- Товарищ прапорщик, я передумал поступать, – Вадим вдруг решился рассказать все, как есть. – Пойду в армию, а там видно будет. Запишите меня на курсы шоферов от военкомата, – не поднимая глаза, выпалил он.

Прапорщик, не спеша, закурил. Он понимал этого парня, видя в нем себя самого. За плечами прапорщика была послевоенная срочная длиною в пять лет, где сверхсрочники Второй мировой с истерзанными телами и душами, залив безнадегу водкой, искали врагов среди безропотной массы тощих от недоедания новобранцев, войну видавших, но не стрелявших и не убивавших врага.

Будущий прапорщик увидит своих «врагов» через триплекс танка в 1968-м - в Праге.  И, счищая ошметки этих «врагов» лопатой с гусениц своего Т-54, поймет с ужасом, что пути для него, - ни назад, ни вправо-лево, уже нет. Только вместе с армией этой ему по пути теперь. С такими же, как сам, - «освятившимися» убийством не на войне. Ведь только с ними, вылив стакан водки в глотку, он сможет об «этом» вспомнить в голос и, может, решится когда-нибудь покаяться.

Ангел-хранитель рукой этого прапорщика выведет на личном деле Вадима: «Команда 300» - практически элитный род войск в понимании старого служаки. И этой же рукой вычеркнет из уже сформированных списков тридцати будущих военных водителей фамилию местного «блатного» и впишет твердым почерком: «Бут Вадим Иванович». И прапорщик в этом почувствует искупление хоть малой доли своей заслуженной-незаслуженной вины …


P.S.

НАКАЗАНИЯ БЕЗ ВИНЫ НЕ БЫВАЕТ

(Из фронтовых записок писателя Василия Гроссмана - автора романа-эпопеи «Жизнь и судьба»)

«... Все в огне. Грабеж в полном разгаре. Пожилая женщина выбросилась из окна горящего дома. Мы вошли в дом. На полу в луже крови старик, застреленный  грабителями. В пустом дворе клетки с кроликами и голубями. Мы открыли дверцы, чтобы спасти их от огня. В клетке двое мертвых попугаев ...»

«... В Шверине некоторые пострадавшие пытались жаловаться военным властям. Муж женщины, которую изнасиловали 10 солдат. Мать девочки-подростка, изнасилованной солдатом из команды сигнальщиков при штабе армии. Лицо, шея и руки девочки были в синяках, глаз заплыл. Здесь же присутствовал насильник: розовые щеки, толстомордый, сонный, как будто не слишком боялся кары и, по видимому, не зря ...»

«... Кормящую мать насиловали в сарае. Родственники просили насильников сделать перерыв, так как ребенок требует груди и все время плачет ...»

«... На улицах Берлина много плачущих молодых женщин. Очевидно, они пострадали от наших солдат. И тут же Великая победа, и тут же барахольство: бочки, какие-то мануфактуры, ботинки, кожа, вино, шампанское, платья - все это везут и тащат на плечах. Это наряду с тем, что орудия расцвели цветами, как стволы весенних деревьев ...»

«... Многие радующиеся были живыми мертвецами. ОНИ ВЫПИЛИ СТРАШНУЮ ОТРАВУ ИЗ БОЧЕК С ТЕХНИЧЕСКОЙ СМЕСЬЮ В ТИРГАРТЕНЕ. Яд начал действовать на третий день, убивал беспощадно ...»

Воистину, наказания без вины не бывает.

http://proza.ru/2020/05/08/365

Роман Владимира Брянцева «ДОРОГА В ОДИН КОНЕЦ» - на ресурсах электронных книг: ЛитРес, Андронум и др.


Рецензии