Путешествие Степана. Часть 3, глава 6

6.
СКОМОРОХ И КНЯЖНА
Наутро старшая княжна проснулась и вспомнила сон, который только что видела. Сон, где она жила радостной и счастливой жизнью. У неё был возлюбленный, который её любил, ласковый и добрый. Но сон уже исчезал, и тут она вспомнила, что ей нужно поскорей идти доить корову. И всё-таки, после дойки радость не покинула её. В доме все ещё спали, и она, взяв коромысло и вёдра, пошла к уличному колодцу, радуясь весне, тёплому дню и недавнему сну. Две женщины с вёдрами, полными воды, стояли у колодца и о чём-то говорили, но, увидев княжну, схватили вёдра и поспешили домой.
«Небось, о нас судачили, — подумала княжна. — Вчера мы так громко кричали на ленивого брата, а отец с матерью так секли его хворостиной, что он кричал и визжал на всю деревню».

Она уже наполнила одно ведро водой, как вдруг увидела, что к колодцу подошёл крепкий парень в ветхой одежде и в лаптях, но походивший на красивого, храброго воина. Он ласково смотрел на княжну, и, улыбаясь, сказал:
— Здравствуй, красавица.
Она вздрогнула, увидела, что он любуется ей, и почему-то вспомнила сон.
— Здравствуй, мОлодец! — отозвалась княжна. — Не ты ли один из странников, которые пришли к нам в деревню и творят тут чудеса?
— Так люди говорят.
— А как зовут тебя?
— Евсей. А тебя как величают?
— Настенькой кличут. Можешь сотворить чудо для меня?

Евсей достал из кармана еловую шишку, показал её, затем положил на ладонь. Закрыл ладонь и снова открыл. Шишка исчезла. Потом он поднёс руку к уху, и шишка снова появилась в руке, будто достал он её из уха. Настя засмеялась:
— Это игра. Шутка. Так скоморохи детей забавляют, а творить настоящие чудеса ты не можешь.
— Ты права. Но мы помогаем людям, попавшим в беду. Некоторые люди называют это чудом.
— А мне ты можешь помочь? — спросила Настя.
— Вечером приходи вон к той большой берёзе, что стоит на краю деревни. Ты расскажешь мне о своей беде. Авось, я придумаю, как помочь тебе.

Когда Настя вернулась домой, мать готовила еду, сестра помогала ей, старший брат с отцом пилили дрова, а младший запрягал лошадь, собираясь куда-то поехать. Весь день семья старалась трудиться, хотя старший брат всё время стонал и охал — так ему всё это было непривычно и тяжело. А к вечеру все так устали, что задремали и не заметили, как Настя, накинув полушубок, заспешила к берёзе, где её ждал Евсей.
— Пошли гулять по лесу, — сказал он ей, — чтобы нас не заприметили.

Гуляя с Евсеем, Настя рассказала, как по вине отца семью сослали в эту глухую деревню.
— Скажи, Евсей, почему я должна страдать за грехи своего отца? В чём я виновата? Мой жених сразу позабыл обо мне. И хотя я ему послала три письма, он мне не ответил. Неужели он хотел жениться на мне только ради богатства, которое мы утеряли?
— Плохой у тебя был жених. Забудь его. Это не твой человек. Ты найдёшь свою судьбу.
— Мой отец и старший брат не смогут стать крестьянами. И тогда я должна из-за них остаться здесь навсегда? И почему я должна быть только крестьянкой? Я могу быть учительницей и учить деревенских детишек. Жаль, что здесь нет школы.

Евсею было жалко княжну. Они гуляли при свете луны, любовались звёздами и долго не могли проститься. Евсей смешил Настю, подражая Пафнутию, показал несколько разных купцов, правителей, встречавшихся по пути, и крестьян. Княжна от души смеялась и на время забыла о своих печалях и заботах. Но Евсей не сказал ей, что он скоморох и зачем пришёл в эту деревню. Они приглянулись друг другу. На прощание Евсей сказал Насте:
— Я приеду к тебе через год. Если твои брат и отец не изменятся, а у тебя не будет жениха, и ты дождёшься меня, я увезу тебя с собой. И хоть я не богат, но сделаю тебя счастливой. И я сдержу слово.
И перекрестился.
— Послезавтра утром, до первых петухов, мы уйдём из деревни. Прощай, красавица, — сказал Евсей и поцеловал княжну.

Когда Настя поздней ночью подошла к своему дому, она увидела мать, сидевшую на пороге и державшую в руке кочергу.
— Куда ходила, блудница? Где ты была? Мы обыскались тебя!
— Матушка, я только попрощалась со странником! Утром они уже уходят. Не думай обо мне плохо.
Княгиня заплакала и сказала:
— Прости, дочка, отца и меня за то, что тебе досталась такая судьба. Но ты сама вольна выбирать себе будущее, если оно тебе подходит. Пошли в дом. Ничего не сказывай братьям и отцу.
Всю ночь Насте снился красивый, светловолосый Евсей...

Когда наши странники вернулись к нам, они рассказали о том, как живёт в Кисловке князь Трубицын, и как Евсей умудрился влюбиться в княжескую дочь. Я удивился Евсею:
— Разве ты не женат?
— Нет. Была у меня невеста, но она не захотела выходить замуж за скомороха и вышла за моего друга, который был портным.
— А если княжна узнает, что ты скоморох? Она тем паче не пойдёт за тебя! Подумай — скоморох и княжна!
— А ты-то женился на царевне, крестьянский сын! — сказала моя Евдокия. — Уж лучше княжна будет с Евсеем жить, чем в этой деревне пропадать из-за своего подлого отца!

Я задумался. Нужно будет попросить царя, чтобы он позволил княжне обучать детей крестьян. Царь разрешил крестьянам из разорённых князем Трубицыным деревень и сёл не платить три года никаких податей. Вскоре жизнь их станет легче, и они забудут свои обиды на князя. А об обучении крестьянских детей царь не подумал?
— Если ты женишься на княжне, — сказал я Евсею, — и увезёшь её в столицу, то будет ли она довольна и после не замучит тебя попрёками? Не станет говорить, что ты обманул её, когда узнает, что ты скоморох? А сколько появится любопытных и злых сплетников, которые будут мешать вам, ведь все помнят, в какой роскоши она жила раньше!
— Но иначе ей придётся ещё шесть лет ждать в деревне и отчаиваться! — сказал повар Серапион.
Все скоморохи задумались.
— Она сказала, — тихо произнёс Евсей, — что ей не нужен дворец, и что она готова уехать со мной в другое место, где станет учительницей, и никто не будет знать, что она княжна. Как и все скоморохи, я заработал немало денег в Старограде и могу купить дом даже в столице и жить безбедно. Мой отец хорошо делал сапоги, я всегда помогал ему и легко могу стать сапожником.
Я огорчился, вздохнул и спросил:
— Кто у нас ещё не женат?
— Пафнутий и Сысой, — сказала Фёкла.
— Пафнутий? — удивился я. — Неужто ни одна девушка не полюбила такого даровитого лицедея?!
— Многие люди, — ответил мне Пафнутий, — в столице меня не приветили, запрещали показывать смешных людей, особенно бояр, купцов и князей. Все в народе знали о жадности и хитрости бояр Колдобина и Тонколаева, но когда я показал их на площади, слуги и стражники побили меня и едва не посадили в темницу. Только князь Чуйский спас меня. А когда ты взял меня с собой, Степан, тут уж я разгулялся, показывал в действах всё, что могу. Особо привольно мне было в Старограде, где купцы привечали меня, как диковину заморскую! Без тебя, Степан, я бы пропал в столице. А правитель Косарев даёт свободу лицедеям. Если я останусь в Старограде, то буду волен и защищён, ведь Косарев и знатные купцы хотят меня видеть, и переманивали к себе. Нил Филаретович Лыков со своей женой Глафирой Стратоновной, богач Козлов и правитель Косарев обещали мне построить скомороший балаган для меня и моих друзей. Я бы взял к себе Евсея, он знатный танцор, играет на всех дудках, и лицедей неплохой, может и в действах быть незаменим. Мне бы пригодился, ему бы не пришлось сапоги тачать. И был бы он в Старограде всеми уважаем и не беден.
— Почему ты мне не сказал о том, что тебя просили остаться в Старограде, где ты будешь хозяином балагана? — спросил я.
— Я бы сказал тебе об этом позже, после твоих великанов. Позвал бы я к себе и огородника Леонтия с семьёй. Я вижу, большой дар есть у него. Да и огороды его были бы в чести в Старограде.
Высокий, худощавый, длиннорукий огородник Леонтий подскочил, вытаращив глаза, и стал быстро, взволнованно ходить по избе. Он был похож на аиста и скоморохи засмеялись.
— Вот видите, какой он забавный! — сказал Пафнутий. — В эти дни началась бурная весна. Земля отогрелась, и здесь, в Ольховке, мужики вышли в поля, а бабы — в огороды. Леонтий пошёл по дворам, помогая крестьянкам. Ходил и в поля к мужикам, и даже им, знающим своё дело, советами помогал. А когда он говорит о своих любимых растениях и цветах, то находит такие удивительные слова, что люди заслушиваются его, почти так же, как сказителя в Старограде, когда он пел былины, или как тебя, Степан, когда ты говоришь о птицах и зверях. И на волынке не хуже Сысоя играет.
— Так ты и Сысоя хочешь взять? — испугался Даниил.
— Я пока ещё не решился, — ответил Пафнутий, — но задумка есть.
— Скомороший балаган — такого и в столице нет! — удивился сказитель Макар Емельянов.
Вот те на! Я стоял, как громом поражённый. Глядя на меня, скоморохи улыбались.
— Я бы пошёл к тебе, — сказал Пафнутию Евсей. — Да и Насте в Старограде работа найдётся. Там и поженимся.
— Ты не знаешь, дед Игнат, — сказала Фёкла, — что у Пафнутия в Старограде и зазноба появилась. Флёнушка, дочь купца Шишкина, двоюродная сестра Глафиры, ходила с ней на все наши действа. И глаз не могла оторвать от Пафнутия.

Я вспомнил девушку, которая всегда ходила с Глафирушкой, красивую, с длинной, русой косой до пояса. Увидев, как ловко Пафнутий показывает разных людей, она сделалась его обожательницей и бывала во всех домах, куда приглашали нас.
— Флёна Никифоровна умна и много знает о лучших лицедеях других стран, где побывала с отцом, — сказал Макар Емельянов. — Она иногда даже давала советы Пафнутию. И после показа действ они часто уходили гулять вдвоём по Старограду. А ты и не заметил, был занят другим делом, всё старался разыскать как можно больше даровитых детей для своей школы в столице. И сколько тебе удалось найти?
— Больше дюжины, — ответил я. — Бывал не только у купцов, но и у простого люда. И подружился с людьми из других народов, живущих в городе. И нашёл там детей ловких и умных.
— Скоморохи, — сказал Даниил, — скажите мне открыто, кто хочет поселиться в Старограде, а кто хочет остаться со мной?

Повар и плотник сказали, что ни в Старограде, ни в столице они жить не хотят, а вернутся в свои родные сёла, да они и не настоящие скоморохи.
— Я не решился, — сказал Сысой Даниилу, — останусь ли с тобой или уйду к Пафнутию. Но хочу тебя успокоить — в столице ещё есть немало скоморохов и ты их хорошо знаешь. А пока мы должны поехать с дедом Игнатом к великанам и вернуться в столицу, как и обещали ему.
Все согласились с ним.
Красный Кабанчик сидел рядом со мной и улыбаясь, смотрел на всех скоморохов. Я погладил его умную морду и спросил:
— А ты не собираешься жениться? Может, и ты нашёл невесту, а я не заметил?
Скоморохи засмеялись.
— Пока не нашёл, — ответил Кабанчик. — Когда закончится наше путешествие, и мы вернёмся в моё село Коростелёво, уж тогда и женюсь. Хрю.
— Мы многое повидали и узнали, — сказал я, — бОльшую часть работы уже сделали. Нам осталось недолго путешествовать. А когда мы вернёмся в столицу, я щедро награжу вас. А после сами решайте свою судьбу. Через год я поеду с Евсеем в Кисловку, посмотреть, как живёт князь с семьёй и посватаю Евсею княжну Настасью. А если младший сын князя станет толковым и дельным крестьянином, помогу и ему. Нельзя забывать, что его дед и прадед хорошо послужили нашей стране. Свадьба будет в Старограде. А там, может быть, и ты, Пафнутий, на своей Флёне женишься, и мы с женой побываем на ваших свадьбах.
—  Мы всех пригласим, — сказал Пафнутий.
— Завтра едем к великанам, — сказал я. — Готовьтесь в дорогу.


2017 г.
(Продолжение следует)


Рецензии