de omnibus dubitandum 111. 40

ЧАСТЬ СТО ОДИННАДЦАТАЯ (1902-1904)

Глава 111.40. ГЛИНКА ЮЛИАНА...

    Среди белоэмигрантов существовало твердое убеждение относительно той дамы, которая привезла русский рукописный вариант «Протоколов» и передала его Сухотину. Это была Юлиана (или, по-французски, Юстина) Глинка. {J. Fry. Ор. cit., р. 87–89}.

    О ней тоже многое известно, и все свидетельства совпадают. Юлиана Дмитриевна Глинка (1844–1918) была дочерью русского дипломата, который завершил свою карьеру, будучи послом в Лиссабоне.

    Сама она была фрейлиной императрицы Марии Федоровны, принадлежа к высшему свету, прожила большую часть жизни в Петербурге, вращалась в кругу спиритов, группировавшихся вокруг мадам Блаватской, {Елена Петровна Блаватская (1831–1891) — русская теософка и спиритка, автор книги «Тайная доктрина»}, и растратила все свое состояние, оказывая им материальную поддержку.

    Но существовала и другая, тайная сторона ее жизни. Находясь в Париже в 1881–1882 годах, она принимала участие в той игре, которую впоследствии так блистательно вел Рачковский, — выслеживание русских террористов в изгнании и выдача их местным властям.

    Генерал Оржеевский, который был заметной фигурой в тайной полиции и потом стал заместителем министра внутренних дел, знал Юлиану с детства. Но на самом деле она мало подходила для подобной работы, постоянно враждовала с русским послом и, наконец, была разоблачена левой газетой «Le Radical».

    Судя по статье, опубликованной в газете «Новое время» от 7 апреля 1902 года, эта дама тогда же предприняла неудачную попытку заинтересовать «Протоколами» сотрудника этой газеты.

    Существуют веские основания полагать, что Юлиана Глинка и Филипп Степанов действительно принимали участие в первой публикации «Протоколов».

    Следует, наконец, разобраться с самим названием этой фальшивки. Вполне логично ожидать, чтобы в «Протоколах» загадочных правителей-заговорщиков называли «мудрецами еврейства» или «мудрецами Израиля».

    Но должна же существовать какая-то причина для столь абсурдного названия, как «сионские мудрецы», и такая причина, конечно, существует.

    Как известно, I Сионистский конгресс в Базеле был расценен антисемитами как гигантский шаг к мировому господству.

    Бесчисленные издания «Протоколов» связывали этот документ с самим конгрессом; и вполне вероятно, что если конгресс и не послужил причиной фабрикации этой фальшивки, то, по крайней мере, дал ей название. Конгресс состоялся в 1897 году. {В конце XIX века возник и развился так называемый политический сионизм — движение, выдвинувшее своей целью создание еврейского «национального очага» (впоследствии — государства) в Палестине.

    Создателем политического сионизма принято считать венского журналиста Теодора Герцля. В своей программной брошюре «Еврейское государство» (1896) он провозгласил идею о необходимости создания еврейского государства как единственного средства разрешения еврейского вопроса. Он стал инициатором создания Всемирной сионистской организации (ВСО).

    Первый конгресс ВСО состоялся в 1897 году в Базеле, где была принята программа политического сионизма (Базельская программа). Она определила задачи создания для евреев правоохранного убежища в Палестине, развития там еврейской общины, укрепления еврейского национального чувства и самосознания, имея в виду, конечно, в качестве основной цели создание в будущем еврейского государства}

    Не подлежит сомнению, что «Протоколы» были сфабрикованы между 1894 и 1899-м, а точнее, между 1897 и 1899 годами. Страной, где они были сфабрикованы, бесспорно, была Франция, как об этом свидетельствуют многочисленные ссылки на французские события.

    Местом фабрикации, как можно предположить, был Париж, но в этом уточнении можно пойти и дальше: одна из копий книги Жоли в Национальной библиотеке испещрена заметками, которые удивительно совпадают с заимствованиями в «Протоколах».

    Таким образом, эта работа была проведена в то время, когда в суде рассматривалось дело Дрейфуса, между его арестом в 1894 году и оправданием в 1899-м, а возможно, как раз во время споров, которые буквально раскололи Францию. {Обвинение офицера французской армии еврея Дрейфуса в государственной измене послужило в те годы поводом для широкой антисемитской кампании}.

    И все же фабрикация фальшивки — дело рук кого-то из России или человека, принадлежащего к русскому правому политическому крылу. Можно ли в таком случае быть уверенным, что это было сделано по приказу главы охранки в Париже, зловещего Рачковского?

    Как мы уже говорили, существуют довольно веские основания так считать, и тем не менее вопрос не так прост, как кажется.

    Политическим покровителем и начальником Рачковского был Сергей Витте, всемогущий министр финансов России, и враги Витте, естественно, становились врагами Рачковского. Несомненно, однако, что именно враги Витте приложили руку к «Протоколам».

    Когда Витте в 1892 году занял пост министра финансов, он поставил своей задачей продолжение миссии, начатой Петром Великим, а затем забытой его наследниками: он решил превратить отсталую Россию в современную державу, не уступающую странам Западной Европы.

    В течение десятилетия производство в стране стали, угля и чугуна возросло более чем вдвое; строительство железных дорог, которое в те времена было самым верным показателем индустриальной мощи, шло такими быстрыми темпами, которые были достигнуты только в Соединенных Штатах.

    Но быстрый экономический рост нанес серьезный удар по тем классам, чьи доходы были связаны с сельским хозяйством; в этих кругах Витте ненавидели. Кроме того, в 1898 году наступил серьезный экономический спад, который принес немалые потери даже тем, кто уже получил значительные выгоды от экономических достижений.

    На Витте оказывали сильное давление, добивались, чтобы он отказался от политики сдерживания инфляции, даже если это будет означать отказ от только что введенного золотого стандарта. Он сопротивлялся, что способствовало дальнейшему падению его популярности.

    Возможно, «Протоколы» использовали в кампании против Витте. В них, например, утверждается, что спады и кризисы используются «мудрецами» как средство достижения контроля над денежным обращением и возбуждения недовольства среди пролетариата и, как мы уже отмечали, они также утверждают, что золотой стандарт приводит к банкротству любую страну, которая его устанавливает.

    Более того, если сравнить «Диалог в аду» с «Протоколами», то обнаруживается, что единственными экономическими и финансовыми рассуждениями, заимствованными из книги Жоли, являются именно те, которые можно приложить к особенностям развития России в период правления Витте.

    Намерения не вызывают сомнений: представить Витте как инструмент в руках «сионских мудрецов».

Источник: Норман Кон*. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов».

*) Норман Руфус Колин Кон (англ. Norman Rufus Colin Cohn; 12 января 1915, Лондон, Великобритания — 31 июля 2007, Кембридж, Великобритания)(см. фото) — еврей, британский историк. Профессор Сассекского университета (1973-80, эмерит). Член Британской академии (1978). Автор монографий «Внутренние демоны Европы: расследование, навеянное великой охотой на ведьм» (второе издание Внутренние демоны Европы: демонизация христиан в средневековом христианском мире), «Погоня за Тысячелетним царством: революционные милленаристы и мистические анархисты Средневековья» и «Благословение на геноцид: миф о всемирном заговоре евреев и „Протоколах сионских мудрецов“. О чем с ним можно спорить если он ЕВРЕЙ!..
Родился в семье еврея и католички (читаешь и обхохатываешься, папа-юрист и т.п. еврейские перлы – Л.С.). Изучал лингвистику в колледже Крайст-Чёрч Оксфордского университета, который окончил и где затем занимался исследованиями до 1939 года. Служил в армии, в частности в разведке. После демобилизации в 1946-51 года лектор французского в Университете Глазго. В 1951—1960 годах был профессором французского языка в Ирландии и Ньюкасле (в последнем — в Королевском колледже Даремского университета, до 1963 года).
С 1963 года директор университетского центра, в 1973—1980 годах — профессор Сассекского университета, затем эмерит.
В 1986—1989 годах — приглашённый профессор Королевского колледжа Лондона.
Был избран членом Британской академии по рекомендации Исайи Берлина.
Умер от болезни сердца.
Роберт Прайс отмечает, что в книге «Cosmos, Chaos and the World to Come: The Ancient Roots of Apocalyptic Faith» (1993) Кон представляет, что первым введшим в религию идею «Судного дня» («Страшного суда») был Зороастр
Жена первая (1941—2004) — историк Вера Марковна Бройдо** (1907—2004), дочь меньшевиков Марка Исаевича Бройдо (1877—1937) и Евы Львовны Гордон (1876—1941, расстреляна).

**) Вера Бройдо (1907–2004) была писательницей еврейского происхождения и летописцем "русской" (кавычки мои - Л.С.) революции.
Родилась в Санкт-Петербурге в 1907 году, дочь двух еврейских революционеров. В 1914 году, когда Бройдо было семь лет, ее семья погрузилась в жизнь изоляции и страха, когда ее мать, известная Меньшевик Ева Бройдо, была приговорена к ссылке в Западной Сибири за противостояние войне. Память о пребывании в Сибири и пережитые там переживания никогда не покидали ее. Бройдо покинула пустоши Сибири и перебралась в Германию благодаря усилиям своего отца Марка. Она никогда не видела свою мать после того, как Ева добровольно вернулась в подполье Социал-демократической партии в России в 1927 году, и позже дочери сказали, что она была казнена.
Во время своего пребывания в Берлине в 1920-х годах Бройдо встретила художника-авангардиста и дадаиста превратилась в светского фотографа Рауля Хаусмана и стала его любовницей и музой, живущая в тесном союзе с ним и его женой Хедвиг в модном районе Шарлоттенбург Берлина с 1928 по 1934 год.
В 1941 году Бройдо вышла замуж за британского еврея-историка Нормана Кона. У них был сын Ник Кон, который впоследствии стал писателем. Когда она приехала в Великобританию со своим новым мужем, Бройдо заняла нишу среди русских эмигрантов и продолжила писать книги о женщинах-революционерах, меньшевиках и своих самых сильных произведениях, автобиографию, посвященную ее детству в России и ее путешествию через Европу в Великобританию. Побывав в Дерри в Северной Ирландии, она позже поселилась в Лондоне, а затем в Хартфордшире. Работала переводчиком и редактором:

Сочинения:
Апостолы террористов: женщины и революционное движение в России Александра II. Морис Темпл Смит, ООО 1978
Ленин и меньшевики: Преследование социалистов при большевизме. Westview Press, 1987.
Дочь революции: воспоминания о русском девичестве. Констебль, 1999.
Воспоминания революционера. Oxford University Press, 1967.

Дочь - Бройдо, Ева Львовна.
Сын — рок-критик и журналист Ник Кон.
Скончалась в 2004 году в возрасте 97 лет в Стивенэйдже, Англия.

Вторая жена (2004—2007) — Марина Войханская.


Рецензии