Народные музыкальные инструменты

МУЗЕЙ АДЫГСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Народные музыкальные инструменты в музее Замудина Гучева

Мир народных музыкальных инструментов велик и разнообразен. Каждый народ имеет свои инструменты, в игру на которых музыканты той или иной национальности вкладывают душу. Каждый народный музыкальный инструмент схож с голосом народа, его тональностью. Между тем, кажется, что, обучаясь игре на них, через мелодию и песни познаешь традиции и культуру народа. Именно так знакомятся с адыгами, их обычаями, музыкальными традициями и народным песнопением гости Замудина Гучева, приезжающие из разных стран мира в Адыгею. Уникальный музей адыгского народного творчества, созданный им в поселке Гавердовский (г. Майкоп),  всегда радушно встречает своих посетителей и позволяет им открыть для себя особенности адыгской музыкальной культуры и старинного народного песнопения адыгов.

Не важно, приехали ли туристы из Франции, Бельгии, Южной Африки, Индонезии и даже Австралии, каждый из них может попробовать свои силы как в игре на адыгских народных музыкальных инструментах – шичепшипе, пхачич, камыле и горне, так и исполнить свою национальную мелодию на старинном инструменте своего народа. За долгие годы мастер-исследователь традиционного искусства адыгов, заслуженный художник Республики Адыгея, преподаватель фольклорного отделения Адыгейской республиканской детской школы искусств им. К.Х.Тлецерука, автор нескольких уникальных изданий о культуре адыгов Замудин Гучев собрал в своем музее большую коллекцию музыкальных инструментов разных народов мира. И хотя гости музея могут увидеть её лишь в конце, она вызывает у них не меньший интерес, как и коллекция народных музыкальных инструментов адыгов, с которыми мастер-исследователь знакомит их во время познавательной и очень увлекательной экскурсии.

Знакомясь с особенностями игры на старинной адыгской скрипке – шичепшине и на старинной адыгской флейте – камыле, гости музея адыгского народного творчества узнают также секреты их изготовления в современных условиях. Каждый раз народный мастер Замудин Гучев старается показать пошагово весь технологический процесс их создания. Часто  ему удается на ходу приобщить посетителей музея к старинному адыгскому песнопению и даже исполнить с некоторыми из них старинную песню. А гости, охотно аккомпанируя мастеру на пхачич и подпевая ему жъыу во весь голос, даже не зная языка, начинают понимать адыгский народ всем сердцем.

Правда, порой бывает так, что не только Замудин Гучев удивляет своих гостей разных национальностей, приобщая их к самобытной адыгской музыкальной культуре, но и они способны удивить его, искусно играя на своих народных музыкальных инструментах из коллекции его музея. Оживляя старинную домбру или диковинный инструмент из Индонезии, они позволяют им говорить голосом их народа, передавая через самобытную музыку свой национальный колорит. А когда музей мастера наполняется голосами разных народов, когда в нем звучат старинные мелодии разных стран, то познавательная экскурсия  о народном творчестве адыгов становится незабываемым интернациональным концертом, объединяющим музыку разных народов мира.

Безусловно, большой интерес представителей других стран к старинной адыгской музыке заставляет мастера-исследователя Замудина Гучева задуматься о том, что уже пришло время обучать иностранных студентов игре на народных музыкальных инструментах адыгов и сделать это обучение доступным на международном уровне. И, возможно, его уникальное издание  «Учимся играть на шичепшине» (2014 г.), переведенное на английский язык, а также подготовка и публикация нового издания, посвященного обучению игре на камыле, на адыгском, русском и английском языках, внесут свой вклад в развитие нового вида туризма в Адыгее, так называемого «музыкального туризма». А когда к нам начнут приезжать со всей России и изо всех стран мира все те, кто хотел бы обучаться адыгской музыкальной культуре на профессиональном уровне, давая при этом концерты на музыкальных инструментах своего народа, тогда Адыгея может претендовать стать мировым центром народной музыки. И это еще раз подтвердит то, что самобытная адыгская культура занимает достойное место в мировой культуре, обогащая её и взаимодействуя с культурами разных народов.


Рецензии