Взрослые увлечения. Глава 13. Карты
(События происходили в 60-х годах прошлого века, юг Западной Сибири,
шахтерский г.Осинники, жилой район шахты 9, ул.Островского ...)
В карты Шурка играет непревзойдённо , на зависть местным уркам и блатным , девятовской шпане и пенсионерам , - любителям поиграть в картишки .
С самого начала игры , ещё при первой раздаче , всю колоду из тридцати шести карт , четырёх мастей , он "держит" в уме . Битая карта "выбрасывается" из головы , остаются лишь те , которые в прикупе или на руках у игроков .
Игра в "Очко" и "Ази" забавляет Шурку ; он развлекается , как кот , играющий с пойманной мышкой .
В тёплые вечера собираются на улице Островского , у ограды , разделяющей огороды Барышникова и Рябова . Играют за невысоким столиком с придвинутыми скамейками , чурками ; на кон ставят по пять копеек , идёт раздача ...
Через пару часов Шурка выигрывает более десяти рублей и объявляет "старикам - разбойникам" , что ему пора учить уроки . Играющие возмущаются , но всё по правилам ; парень имеет право заявить о выходе из игры . Попыхивая папиросами , пенсионеры - шахтёры просят удачливого игрока дать им на бутылку водки .
Шурка бросает на стол три рубля и уходит домой .
Что только не делали с Шуркой партнёры по карточной игре , какие препятствия не выдумывали конкуренты : то допускали к игре с суммой не менее одного рубля , то не менее трёх ; заставляли парня перед игрой показать все наличные деньги . Шурка выворачивал карманы , выставлял на показ рубли и садился играть за стол .
Выигрывал он всегда ; широко улыбался , был весёлым и независимым ; щедро одаривал проигравших и просящих ...
В жилом районе шахты 9 открыто баловались в карты на деньги . Каждая улица имела свои злачные места для проведения игр в "очко" , "буру" , "ази" или в "дурака" . Около бараков стояли вкопанные столы и скамейки , где мужики , пили курили и играли .
Такой был досуг шахтёров , свободных от работы и домашних дел . Кто скажет , что это не так , тот не знает той жизни и с таким человеком бесполезно спорить об этом . Возможно , он прожил где - то в уюте и в тепле , в благоустроенной квартире со всеми удобствами за стеной .
Неисправимый картёжник презирает аферистов , мошенников , барыг и прилипающих проходимцев . Он уважает человека , прошедшего через многие трудности в жизни .
Карточные игры на деньги всегда имеют особый оттенок . Они не подчиняются существующему законодательству .
Авторитетами преступного мира были придуманы свои , "внутренние" , достаточно жёсткие правила о том , что деньги надо отдавать . Если бы игроки повсеместно стали нарушать эти правила , и им бы всегда это сходило с рук - тогда игра попросту потеряла бы смысл .
Картёжники по своей сути грешны , а долги свои отдавать должны - это железный закон в их сообществе . Долги в преступной среде называются святыми .
Отдать долг для истинного картёжника превыше всего . Проигравший чувствует себя , как ... белогвардейский офицер , идущий в психическую атаку .
При таком раскладе поступают так : или отдают долги , или отыгрываются , или расстаются с жизнью .
Свидетельство о публикации №219061601800
Владимир Оленин 2 17.06.2019 13:13 Заявить о нарушении
У этого "виртуоза" жизненный путь сложился так:
- восьмилетняя школа,
- горный техникум,
- служба в рядах СА,
- рабфак,
- металлургический институт,
- ПО "Атоммаш",
- пенсия ...
С добрыми пожеланиями - Александр.
Александр Бочаров 55 17.06.2019 16:16 Заявить о нарушении
1.В старших классах уроки литературы вела Валентина Петровна (далее в тексте В.П.) - миниатюрная, с сильным и уверенным характером дама. Соответственно и работу свою любила безоглядно - можно сказать фанатично. Например, того, что в основе преподавания лежит гнилой принцип социалистического реализма не замечала. Не замечала, потому что, вероятно, была коммунисткой - занимала должность завуча старших классов. Имела свой кабинет на первом этаже который делила с завучем младших классов Сафошкиным Владимиром Анатольевичем - мужчиной с почти квадратной фигурой, о котором ходили слухи, что в школу он перешёл из НКВД.
2.Изучение книги Н.Островского "Как закалялась сталь" проходило у нас на высокой пафосной ноте. В.П. несомненно искренне верила, что Павка Корчагин герой с которого следует брать пример а не горемыка. Что стало с этим пафосом через 50 лет? Кто такой Н. Островский с его Павкой? Образец для подражания? Или он лох которого образцово показательно кинули? Поясняю мысль: были три товарища по партии - Н.Островский (с его лирическим героем Павкой), Б.Ельцин, М.Горбачев - три строителя коммунизма. И два последних наглядно и убедительно предали первого. Несчастный человек которого надо жалеть - а В.П. восхищалась им (и приглашала нас восхищаться).
3.На такой же пафосной ноте проходили мы и поэму "Евгений Онегин". Очень уж энергично В.П. убеждала нас в том, что эта поэма нечто очень большое красивое и существенное. До сих пор вспоминаю поэму с неприязнью и даже с некоторым ужасом. Ну да - Пушкин любил сочинять стихи, и это у него хорошо получалось. Да - талант! Но "Евгений Онегин" не более чем сказка среди других сказок Пушкина, например, сказка о царе Салтане. Герои в Евгении Онегине - сказочные герои - сказочно далёкие от той реальности в которой жил я. А вот стихи из сказки Руслан и Людмила - это да!. По моему это самые красивы стихи в мире: у Лукоморья дуб зелёный; злотая цепь на дубе том: и день и ночь там кот учёный всё ходит по цепи кругом...
4.Стремясь привить любовь к поэме "Евгений Онегин" В.П. дополнительно к программе задала на дом учить наизусть кусочек этой поэмы - не очень большой, но и не маленький. Проверяла исполнение не на уроке литературы и не выборочно, а поголовно у всего класса и в своём кабинете. В кабинет весь класс, конечно, не влазил и В.П. водила нас в него группами. В моей группе была и отличница Танька Байдикова. Домашнее задание Танька выучила твёрдо: декламировала громко, без запинок, с большим чувством и В.П. тоже громко и с большим чувством сказала ей: спасибо!... Порадовала Танька свою учительницу.
5. Помнится ещё один случай на эту тему. Проходим письмо Татьяны Онегину. В.П. проверяет домашнее задание - выучить наизусть это письмо. Вызывает Наташку Рыбкину - рыжую тихую ученицу. О таких сейчас говорят: тёлка. Во время урока всегда идёт небольшой шум - всё таки в классе около 40 человек. И вот Рыбкина встаёт и своим тихим неуверенным голоском начинает: я к вам пишу- чего же боле? что я могу ещё сказать?... и так это у неё проникновенно и хорошо получилось, что весь класс замер и воцарилась абсолютная тишина...Концовку письма Наташка выучила не твёрдо, стала путаться в рифмах и смазала впечатление.
6.Точно не помню "Тихий дон" мы, кажется, проходили. Этот герой Мелехов - тоже мне - образец для подражания - дурак дураком. А был бы он умным - не стал бы героем книги - о нём бы нечего было написать Шолохову. А "Поднята целина" мы точно проходили. Там три дурака учат жить людей по новому. Сами все трое - заметьте - бездетные. Нагульнов вообще припадочный. Что они понимают в жизни? Каков их жизненный опыт? Первая мировая война, потом гражданская война. К этой категории людей можно отнести и Гитлера. Он тоже получил воспитание в окопах первой мировой войны и тоже учил людей жить по новому. Дома есть книга "Поднятая целина". Вся нашпигована закладками тех страниц где описан Щукарь. Яркий и интересный персонаж. С удовольствием иногда перечитываю те страницы.
7.Много проходили М.Горького. Согласен - при советской власти он деградировал. Не хватило сил сопротивляться ей. Жизнь вообще штука бессмысленная - этот железный факт разрушает идеалы человеколюбия. Не всем до конца жизни хватает сил сохранить эти идеалы. На мой взгляд Горький полноценный и большой писатель, создавший несколько шедевров мировой литературы, например, "Страсти мордасти". Великолепны и зарисовки той России в которой ему пришлось жить в молодости. Я ему благодарен. Цитата: - Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и всё!
8.Всё что надо было сказать школьнику Лев Толстой сказал в своём романе "Война и мир". Кое-что хорошо повторил в романе "Анна Каренина". А "Воскресение" у него совсем не получилось. Эту книгу вообще не надо было издавать, а не то, что проходить в школе. В зрелые годы решил разобраться: может я в школе чего не понял? Пробовал перечитать - не смог - мура.
9.На уроках истории СССР выдавали нам больше вранья. Но враньё на уроках литературы сильнее цепляло за душу - было более токсичным. Сейчас я бы писал для Валентины Петровны (В.П.в тексте) большие и красивые сочинения. А в те времена (середина 60х) чётко сформулированных мыслей о литературных произведениях у меня не было. Было смутное недоверие и недовольство уроками литературы - как, впрочем, и другими уроками. Это потом - со временем - возникнет и укрепится в голове мысль, что школьные годы чудесные... Но уроки ведь были противной и тяжелой обязанностью. Учёба доставляла много неприятных переживаний. Интересными уроками для меня - о которых вспоминаю всегда с благодарностью - были ботаника Надежды Михайловны и география Екатерины Васильевны.
Владимир Оленин 2 26.06.2019 15:46 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за обширные воспоминания о периоде школьных лет!
Тепла и света Вам и Вашей семье!
С уважением - Александр.
Александр Бочаров 55 29.06.2019 14:15 Заявить о нарушении