Стройбат

    В начале июля 1966 года, мы, новоиспеченные специалисты, только что защитившие дипломы Стерлитамакского строительного техникума, собрались у кассы получить подъёмные по направлению распределения обязательной трёхгодичной отработки в других городах. Поступило сообщение, чтобы все ребята срочно ехали в военкомат. Кассу закрыли, и всех нас отправили к военкому. Повезло тем, кто получил подъёмные. Таких хотя и забрали в армию, но подъёмные они не сдали. Офицер нам разъяснил, что Министерство обороны СССР запросило Министерство образования направить к ним дипломированных выпускников – строителей. Как впоследствии узнал, в 1960 году ликвидировали ГУЛаг (Главное управление лагерей). Этот вакуум военных работ необходимо было заполнить. Холодная война и противостояние политических лагерей остались. Осталось и строительство военных объектов. Рабочую силу, вместо лагерей с заключёнными, постепенно сменяли другой категорией. До войны существовали Особые строительные части (ОСМЧ), например ОСМЧ –50 по строительству предприятия № 850 (завод «Авангард») в г. Стерлитамаке, выпускавшего военную продукцию. 13 февраля 1942 г. Постановлением Совнаркома СССР были созданы военно-строительные отряды – ВСО (стройбаты), которые занимались восстановлением объектов на освобожденных территориях от немецко-фашистских оккупантов. Но этих сил, выполнявших работы на гражданско-военных объектах, было не достаточно. Поэтому для военного строительства были созданы 12 августа 1956 г. стройбаты из солдат, призванных на службу в ряды Советской армии (они достигали в 1980 году до 400 тысяч человек, что намного превышало численность других родов войск: пограничных - 220 тыс. чел., ВДВ – 60 тыс. чел., морской пехоты – 60 тыс. чел). Призывники, попадавшие в стройбат, не имели строительных квалификаций. Они в основном из среднеазиатских республик СССР, лиц имевших судимость, не прошедших по здоровью в другие рода войск.
    Строевые офицеры занимались муштровкой, а специалистов по строительству катастрофически не хватало. Их и начали брать с гражданки. Это ИТР (инженерно-технические работники) со строек и, как мы, новоиспечённые специалисты, к тому же призывники. Помню, как был глубоко удивлён увиденным случаем. Шёл невзрачный капитан, а навстречу ему щеголеватый подполковник – комбат нашего стройбата. Увидев капитана, подполковник перешел на парадный шаг с отданием чести. Капитан шёл, как и прежде, обычным «гражданским» шагом. Встретившись, капитан протянул руку и стал спрашивать. Подполковник что-то сказал и вот тогда послышался строительный мат капитана. Подполковник стоял на вытяжку. Впоследствии, уже работая с капитаном, узнал, что его, бывшего на гражданке начальника управления, призвали в армию и дали пока капитана, а должность как начальнику треста (кстати, замечательный человек и грамотный строитель).
    И вот мы, новобранцы – бывшие студенты строительного техникума, в год празднования 200-летия родного города Стерлитамака, летом (а тогда призывали осенью) поехали в поезде одни без, как обычно, сопровождающего офицера. Нам выдали только сопроводительные документы. Доехали до города Петровска Саратовской области без сильных пьянок и приключений. Здесь нас разобрали «покупатели» из разных частей, определили по стройбатам на службу и прикрепили для производства работ к военно-строительным подразделениям (ВСП) на должность. Вскоре стройбат, где служил, стал готовиться к передислокации. В связи с этим задал вопрос в ВСП, где был на должности мастера, кому сдать дела по объекту. Мне ответили: не уезжать, так как Министерство обороны не зря требовало нас, молодых специалистов, у Министерства образования. Доложил об этом в стройбате. В ответ услышал: принял присягу, не поедешь по приказу – пойдешь под трибунал и в дисбат, а затем будешь дослуживать оставшийся срок опять у них в стройбате. Естественно испугался и уехал со стройбатом где числился по прохождению службы. В дальнейшем был во взводе (это считалась бригада), служил и работал каменщиком, плотником и т. д., делал, что прикажут. Зимой кидали снег с места на место (лишь бы не сидели). При очередном переезде на новый объект меня, узнав, что я молодой специалист и был уже мастером, поставили старшим по растворо - бетонному узлу. Они, в основном, выдавали бетон на площадки ракет. Стартовые позиции ракет были хорошо замаскированы и невидны на фотосъёмках сверху и в близи. Откатные по рельсам крышки над «дурами», как называли ракеты, имели растительность окружающего ландшафта. При устройстве оголовков для ракет, бетон необходим был как хлеб. И если хлеб требуется постоянно, то и бетон непрерывно для того, чтобы получился монолит. Работали постоянно, только солдаты операторы менялись для отдыха, ИТР спали в операторной. «С очередным переездом стройбата, уже учёный прошедшей угрозой дисбатом, заручился письмами от ВСП. Но, как всегда, из имевшихся на счёте у меня денег не стало ни чего. Оклад мастера был, как и на гражданке, 100 руб. в мес. В начале службы 50% от заработанных выдавали на руки, остальные зачисляли на счёт за вычетом расходов (затем в виду пьянок выдачу уменьшили). Я превратился, как и почти все, в должника. Это стало в виду того, что старшина уехавшего стройбата проставил во всех графах моей ведомости выдачу обмундирования, питания, стирку, кино и т. д. Нам начислялась зарплата, из которой высчитывали всё т.е. «ведомственную задолжность»
    На втором году службы ВСП с прикреплёнными стройбатами перебросили с Саратовских степей, где вели строительство ракетных районов с красивыми названиями: Солнечный, Лазурный и т.д., в г Куйбышев (сейчас г. Самара) на окраину – Кряж для строительства военного учебного центра. Был мастером-прорабом по строительству военного профилактория в городе, трёхэтажных казарм, КПП, танкодрома и других сооружений. В городе мастерами были и гражданские. Водители на грузовых и легковых автомобилях, в отличие от степей Саратовской области, были гражданские. Они выручали в трудные минуты солдатской жизни. Подвозили до города, привозили на наши деньги всё, в том числе и спиртное на праздники. Было время, когда сходили с ума от проходивших в кинотеатрах фильмов про Фантомаса. Увольнительные давали не всем и не всегда, тем более в вечернее время. И вот здесь выручали эти шоферы. Покупали на наши деньги билеты, подвозили ко входу кинотеатра и забирали у дверей назад, от нежелательной встречи с военными патрулями. Осенью последнего года службы поступил на подготовительное вечернее отделение КИСИ (Куйбышевский инженерно-строительный институт). Но, в виду отдаленности и его посещения в вечернее время, отсутствия иногда увольнительной, КИСИ не всегда посещал и в конечном итоге вынужден был прекратить занятия.
    Заканчивался 3-ий год службы а приказ уже был о двухгодичной службе, и нам дали аккордные работы. По их выполнению демобилизовали весной 1969 г. Уезжая, получил заработанные деньги. Они впоследствии помогли мне приобрести подарки, костюм, и мотоцикл Восход, другой лучше техники в РСФСР не было (хотя в Прибалтике уже были в магазинах «Явы» и «Ижи», а легковые автомобили покупали с рук).
    В интернете много неоднозначных комментариев о стройбате – «Королевских войсках» (тогда я этого термина не слышал). Было плохое и хорошее. Стройбат был непрестижным родом войск, к военному делу имел формальное отношение. От стройбата уклонялась основная часть молодых призывников. Это было связано с тем, что там проходили службу не с оружием, а с лопатами, кирками, мастерками и ножовками. Против существования стройбата выступало и военное руководство. Ещё в 1956 году Министр обороны Г. Жуков и начальник Генштаба В. Соколовский докладывали, что использование труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, т. к. по ст. 132 воинская служба должна проходить в рядах вооруженных сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств. Основная часть работавших в бригадах- взводах (кроме ИТР, сварщиков, механизаторов и т. д.) имела небольшую зарплату и за вычетом «ведомственной задолженности - питание, обмундирование, стирка, кино и т. д.» становились должниками. А задолженность при демобилизации списывалась. ВСО состояли в основном из среднеазиатских и кавказских национальностей, не обученных строительным профессиям после школ. Здесь же проходили службу и лица, попадавшие под заключение, но «вовремя» ушедшие в армию, а также судимые и не прошедшие по состоянию здоровья в другие рода войск. Производственная деятельность и материально-бытовое обеспечение в строительных частях была крайне неудовлетворительной. Были случаи не поставки хлеба в воинскую часть из-за нехватки финансовых средств на её счету. Стыдно было в КИСИ сидеть на лекциях среди парней и девчат в затрёпанной, невзрачной солдатской форме. Но стройбат дал мне закалку, пригодившуюся в дальнейшей жизненной и производственной деятельности. После армии работал мастером. Вёл работы на заводе «Авангард» и по строительству школы в Золотоножке Стерлитамакского района. Подготовительное отделение КИСИ помогло поступить на вечернее отделение Уфимского филиала нефтяного института. Работая по специализации института на заводах, помимо эксплуатации, курировал строительно-монтажные и ремонтные работы ряда объектов. Навыки каменщика, плотника и других строительных специальностей помогли самому мне при строительстве гаража, садового домика и дома на выделенном участке земли. Выйдя на пенсию, снова работал прорабом-руководителем вахты по окончанию работ на Приобской ГТЭС (газотурбинной электростанции) и с дальнобойщиками.
    Дедовщины, о чём сейчас много говорят, не было даже у нас в стройбате.  не считая того, что до принятия присяги, старослужащие предлагали нам, добровольно «шух не глядя», т. е. обмен за спиной неизвестными, зачастую неравноценными вещами. Иногда подковыривали «Вешаться надо… вам, как в морфлоте, три с лишним года служить...», т.к. дело было летом, а с осени начинался отсчет службы. Раньше были сильные моральные устои, изменившиеся в связи с политической перестановкой в стране в сторону капитализма, где на первом плане бизнес, а отсюда вражда и жестокость.
    Работая на Севере, по вахтам, на строительстве «кустов» (так там называют нефтяные скважины), ГТЭС и других строительных объектах, с удивлением понял, что эта работа ничем не отличается от стройбата. По вахтам на строительные работы ездит в основном спившаяся безработная молодёжь с обанкротившихся упразднённых колхозов-совхозов, живущая там за счет пенсионеров. Едут, как правило, на «хозяйских» Газелях (строительно-монтажные организации и уже нефте-газовые объекты – частные) без остановки более суток (чтобы исключить случаи добавки не хватившего спиртного и, естественно, драк). Эти, физически трудно-длительные переезды для одного водителя тяжело переносимы без сна в ночное время. Некоторые едут на своей технике. Много аварий и даже, как говорят врачи, с летальным исходом. Материально-бытовые условия ещё хуже стройбатов. Телевизоров и приёмников нет, только наушники от сотовых и кто с собой привёз ноутбуки. Вкалывают по двенадцать часов в сутки, работают и в выходные. За питание (где есть столовые) высчитывают с зарплаты, как и за проезд. Баня из сколоченных щитов, в которой холодно зимой. Зарплата на Московском уровне. Но и её некоторые не получали. Штрафы, особенно за пьянку, много «съедали». Плохо было строителям из других областей, т. к. в случае болезни, увольнений и т.д. они не могли приехать за деньгами. Выдавали зарплату не сразу и не полностью.
    Ну и, конечно, про «любовь-морковь» Жизнь есть жизнь. Мы были молодые и, естественно, мечтали о многом. Некоторые в увольнении, другие в самоволке, а часть - с теми, которые приходили сами и даже группами-знакомились и двое, из уехавших в армию бывших студентов, вернулись в родной город в 1969 году со своими половинками-жёнами.


Рецензии