Что такое честь?

Пришла я однажды к хорошей приятельнице в гости. Сидим на кухне и пьём чай. Вернулся из школы её сын Денис, десятиклассник, красивый, рослый парень, умница необыкновенный. Все школьные предметы на лету схватывает, в компьютере разбирается лучше многих специалистов – профессионалов. Ко всем прочим достоинствам весёлый и смелый молодой человек с очаровательной улыбкой, способной расположить в один миг кого угодно.
Пока я любовалась Денисом, он умудрился задать вопрос, от которого я поперхнулась чаем.

-Мама, нам сочинение нужно написать по теме «Что такое честь?» Я совершенно не понимаю, о чём здесь писать?!
Прокашлявшись, я утёрла слезы, выступившие у меня на глазах, и неуверенно спросила.

-Денис, ты правда не знаешь, что такое честь или просто решил приколоться над старыми тётками?

-Тётя Наташа, какие тут шутки? Я уже нашёл определение в интернете.
«Честь – это общественно моральное достоинство, которое вызывает и поддерживает чувство гордости (в том числе и за Родину)» - Прочитал он и уставился абсолютно непонимающим взглядом на нас обеих. Вид у парня был настолько комичен, а определение чести абсолютно непонятное даже нам, рождённым и выросшим в СССР, что мы невольно расхохотались.

-О, Господи, несчастное поколение! – Выдохнула я. - Или, наоборот, счастливое уже тем, что им и разочаровываться до глубины души, как нам, не придётся, в предательстве и двуличности. Эта новая молодёжь и не ждёт больших посулов от жизни, как мы в своё время от нашей великой коммунистической партии, что все мы будем жить в счастливом коммунизме. Наши великие советские правители подло бросили свой народ и быстро перекрасились в другие цвета и названия, откровенно наплевав на свою честь и достоинство!

-Как я понял, они не выполнили свои обещания перед людьми, и потому потеряли честь и своё лицо? – Уточнил Денис.

-Всё правильно. Но самое ужасное, что они предали, то есть и не пытались до конца отстаивать свои идеи, не боролись до конца. А лишь почувствовали более удобную для себя лазейку в жизни, подло нырнули туда, где местечко потеплее и денежное. Вот что главное!

Это как солдат, который защищает свою землю, бежит с поля боя. Он тоже теряет свою солдатскую честь.

-Или офицер, оставивший своих солдат, трусливо покидает позицию. Он этим порочит свою офицерскую честь. – Привела свой пример Людмила.
В мою голову от этой подсказки хорошая идея пришла.
-Люда, у тебя же есть фотография, где твой дед с несколькими товарищами – такими же царскими офицерами. Принеси её!

Она быстро нашла нужное фото и подстелив на стол салфетку, выложила её.

-Смотри, Денис, на лица этих молодых людей! Сколько в них спокойного благородства и достоинства! Эти юноши вряд ли струсят в бою, обидят женщину или ударят старика.

-А мне кажется, что у них ещё очень умные лица! – Заметил парень.

-Ещё бы! Какую честь и благоразумные поступки можно ожидать от дебилов или психически нездоровых? – Фыркнула Людмила. ; Они и способности к этому не имеют. Надеюсь, что мой сын будет стараться соблюдать свою честь во всём.

-Я не трус и прятаться за спины товарищей в Армии не буду! – Заверил Денис, внимательно вглядываясь в старое фото своего прадеда.

-Так ведь честь проявляется не только в бою! – Вздохнула Людмила. – Бывает честь школьника, когда он достойно учится и выходит из стен школы грамотным и воспитанным человеком, а не последим оболтусом и разгильдяем, которому под силу лишь коровам хвосты крутить на ферме.

-Или честь отца, настоящего мужчины в доме, когда он не увиливает от забот по воспитанию своих детей и не сваливает все проблемы, в том числе и по заработкам, на свою несчастную жену – слабую женщину. – Добавила я с грусть.

-А я бы ещё добавила о девичьей чести и женской, хотя в современном мире это немодно. Эта чёртова сексуальная революция исказила всё представление о морали и чести. – С сердцем сказала Людмила и посмотрела на меня.

-Раньше об этом надо было говорить! – Буркнула я. – Сейчас парень уже сформировался, как личность. Может и не понять нас.

-Говорите, раз заикнулись! – Снисходительно согласился Денис.

-Нормальная девушка бережёт свою честь с молодости, а не спит с разными мужчинами, как шлюха! – Выдала Людмила.

-Вот сказала, так сказала! Может, надо сначала объяснить по – человечески причину, а не оскорблять девчонок, которые стали жертвами пропаганды с Запада. – Заметила я.

-А чего тут объяснять, если и так всё ясно! Наши предки не глупее нас были и замуж дочерей своих непорочными отдавали!

-Да прямо уж так! Тоже всякое случалось. И блудили до свадьбы. И младенцев, рождённых до брака топили и в землю тайком, как котят, закапывали. Но, конечно, такое редко случалось! – Не утерпела я.

-У меня, кроме моего мужа, не бывало ни кого! – С гордостью сказала Людмила.

-Честь и хвала тебе за это! – Серьёзно ответила я и снова обратилась к Денису.

-Ты не против если я поясню, почему девственность и чистоту свою девушки хранили до самой свадьбы с супругом?

-Выкладывайте до кучи о этой самой чести! – Кивнул парень.

-Дело в том, что наши предки, действительно, во многом были умнее нас. Накопленные знания за многие поколения становились мудростью и передавались устно детям и внукам.
Каждому мужчине, будь он из крестьян или дворян голубой крови, хотелось, чтобы его род продолжился и всё нажитое передавалось по наследству родным, а не доставалось чужим дяде с тётей.
А женский организм природой настроен на то, чтобы быть запрограммированным на самого первого мужчину. Иными словами, если даже родиться ребёнок от другого мужчины, он всё равно будет настроен на первого по многим параметрам. Я понятно объяснила?

-Ого- о- о! – Удивлённо протянул Денис.
Комментировать свои мысли он не стал. Но видно было, что эта новость его глубоко поразила. У него даже взгляд изменился, как будто он смотрел внутрь себя. Затем глаза снова стали сфокусированы.

-Значит, чтобы не опозорить себя, человек должен держать своё слово?

-Прежде всего любой человек сначала должен думать о том, что он обещает. И ни в коем случае не позволять себя унижать ни – ко – му! Иначе потеряешь своё достоинство, свою честь, а вернуть утраченное вряд ли снова получится. – Подвела итог Людмила.

-Кажется, я понял… Мама, ты мне о прадеде расскажешь? Я склоняюсь написать сочинение именно про него и показать фотографию всему классу! – Денис сел обедать.

Когда я шла домой, всю дорогу думала с глубоким сожалением о том, сколько хороших, лучших сынов и дочерей нашей многострадальной России погибло в бесконечных войнах, ГУЛАГах, переехало в другие страны. Великое множество людей, которые не только имели точное представление о чести, но и жили с нею и умирали, не роняя своего достоинства! И Душа моя плакала об этой невосполнимой потере.  Мощь любой страны определяется не только количеством боевых ракет, но и сильными людскими ресурсами, способными на сильные поступки, которые живут по законам Чести!


Рецензии