Фифа
Венечку, когда она брала себе, хозяева выдали его за годовалого померанца, точнее, сказали, что ему один год и два месяца, хотя он был и тогда уже великоват. Но вырос он с тех пор почти вдвое, и Ната с ветеринаром потом прикинули, что, скорее всего, было ему тогда, когда он у неё оказался, максимум месяцев 7, ну или 9. К чему была эта путаница в возрасте, она так и не поняла, продавали пёсика за копейки, ведь хорошую помесь шпица, за такие деньги и не купишь.
Фифа думала, что он, её Венечка, хотя бы на половину дворянин, что её вполне бы устроило, иммунитет лучше и всё такое. Но никаких отклонений от породы в собаке не обнаружилось, он даже до среднего шпица не дорос. Короче, её запросы на наличие у себя породистого пса были удовлетворены по всем статьям. Правда, она всё сомневалась, всё думала, что обманули не только с возрастом, опасаясь, что с прививками проблемы будут и с не правильным подбором корма, она ведь всегда и во всём в жизни действовала только по инструкции, хоть и скрывала это от окружающих, боясь осуждения за чрезмерную заботу о себе и о своём Венечке. Да, и вообще, мало ли что о ней скажут или подумают её подружки, у которых тоже были породистые домашние животные. Но вроде всё обошлось, и как она говорила потом, имея в виду Венечку, не себя, конечно же, «Здоровье и аппетит у нас отменные…»
Когда первый раз, собирались они на стрижку к личному грумеру померанца, то сначала Фифа так сильно расстроилась, накануне позвонили, и визит к парикмахеру отложился, так что пошли они только на следующий день, где-то в час дня. Пёсик страшно волновался, такое событие, как поход к личному имиджмейкеру, было же впервые в его жизни.
«Мы волнуемся» — Всё щебетала в трубку Фифа своей подруге Свете, у той, конечно же, тоже было что-то из породистых, то ли собака, то ли кот. — «Парень у меня с характером, чужих не приемлет. Даже продавцы удивились, тому, что он меня выбрал и принял сразу». — Всё продолжала делиться с подругой особенностями своего Вени Ната, забыв, что вроде покупала собачку у хозяев, а не в зоомагазине, тем не менее, она всегда с гордостью добавляла:
«У нас взаимная любовь с первого взгляда…»
Вот и в этот раз не забыла повторить о том, что у них с собакой за любовь, добавив:
— Нам повезло с грумером, — снова делилась она со Светой, уже после того, как всё состоялось и Веня был острижен по всем правилам собачьей модной жизни. — Знаешь, хотя экзекуция длилась два с половиной часа, но, Светка! Результат того стоил, ты даже не представляешь, как же он стал хорош?!
И Ната тут же посмотрела на собачку, с уставшим измученным видом, лежавшую у её ног, с тоской во взгляде, а вовсе не с любовью, глядевшего на неё снизу вверх, и ещё больше умилившись от такого его взгляда, добавила:
— К нашей мимимишности прибавилось не только несколько ми, но и освободило от ненужности.
В общем, она хотела ещё сфотографировать бедного Венечку, чтобы похвастаться перед всеми своими подругами, не только сообщить Свете про все их собачьи мимишности, но по всему было видно, что фотомодель находилась не в духе, «Да, и пока он шёл домой, то просто уже устал от комплиментов…» - подумалось ей и она даже успокоилась, но тут же вспомнив, что-то ещё, не удержалась и присовокупила ка уже сказанному, всё придирчиво оглядывая пса со всех сторон:
— Впрочем, попа явно, всё ж великовата!
На следующий день она уже снова щебетала, болтая с другой своей приятельницей, такой же фифой, как и она сама, не будучи всё в состоянии успокоиться, про венечкины новые мимишки, и всё тараторя и тараторя, и снова и снова рассказывая знакомую историю теперь Нине про то, как Венечка оказался у неё.
— Нееее, мы преданные. — Уже безо всякого сомнения, всё качала головой Ната. И продолжала начатое по десятому разу повествование:
— Долго таяло собачье сердце. Что-то было в детстве, и ветеринар, и соседи, и даже грумер сегодня заметила.
Произнеся иностранное словечко, так ласкавшее её слух, она тут же снова заговорила про модную стрижку, растроганно прощебетав:
— Такой испуг, то ли от предательства, то ли из-за жестокости, даже не знаю. Он, Нина, представляешь, к родителям, в гости-то шёл с удовольствием, а погладить себя не разрешил. Представляешь? — Снова в удивлении переспросила подругу Ната.
— Я даже пошутила, что он аутист, — продолжила она, почти не останавливаясь. - Или, сказала я им, хозяин должен быть один, когда папа с мамой чуть обиделись.
— Вот таким я его взяла…
Снова сделала она старое резюме, будто поставила точку в этой истории и жизнь Венечки уже закончилась. И тут же, опять почти не переводя дыхания, то ли просто так, то ли вновь вспомнив о своей с Венечкой взаимной любви с первого взгляда, она продолжила свои рассуждения, желая выглядеть перед подругой как можно лучше:
— Да и как их не любить - то? Они и в плохих проявлениях такие искренние.
И тут уже любвеобильная Фифа вспомнила про кошку Марусю, что жила у родителей, которой было шесть с половиной лет, и о том, что она вообще, уникальный экземпляр. На этом месте её, как Остапа понесло, потому что она уже без остановки, всё так же, не переводя дыхания, ещё раз проговорила слово в слово всю историю с подменой возраста Венечки, потом про то, что он всё же дворянином оказался и потом, конечно же, всё остальное, не забыв добавить где-то слышанное, о том, что да, собакам после трёх лет нормальные хозяева прививки не делают.
— Конечно, много выкачивания денег в платных клиниках, — уже чувствуя себя философом, продолжила рассуждать на темы жития-бытия Ната. — Но мы своего ветеринара знаем более двадцати лет, она ещё студенткой животных лечила. — Уточнила она и для верности прибавила с ноткой гордости в голосе, не совсем, правда, понятно за кого, за себя или за благородную студентку:
— Она стольких на лапы поставила. Лишнего не сделает, плохого не посоветует, здесь у меня доверие полное.
Потом ещё, что-то про корма, про то, что кошка у них, сказав своё « у нас», кроме влажного корма ничего не ест, что её, Нату-Фифу сильно огорчает, но она, Маруська, жуткая привереда, пользует родителей, а те ей потакают.
И на этих словах Фифа с досадой покачала хорошенькой головкой, и прибавила:
— Все мои аргументы бессильны. А Венечка, практически не ест сухой, он у него в качестве снеков или чипсов, сначала поест, а потом хрустит. Всё, Нинок, пора бежать, потом созвонимся. Но он такой мимимишка стал… уй… Я так его обожаю! Уй…
Впрочем, она и в самом деле обожала своего Венечку, всегда говоря, что только любовью и взаимным уважением можно сгладить шероховатости и вредности его характера.
Но вот с любовью к людям у неё было всё совсем иначе.
***
Зная, что животные, по идее, не отдают отчёт своим поступкам, а люди, зачастую, не только не работают над своими недостатками, но и кичатся ими, превознося их в ранг своих достоинств, когда порою говорят, вот такое я дерьмо! — не зная ответа на свой вопрос, что это глупость, тщеславие или деградация личности, с удовольствием говорила о своём неумении любить.
Она так считала, что любить не умеет. И потому с сознанием дела рассуждала на темы понимания собственной правоты и непогрешимости, имеющейся в каждом человеке, считая, что такое свойственно только людям не развитым и не далёким. Сама же себя к таким не относила, считая, что образованна, не только умна, работая бухгалтером в какой-то мелкой фирмочке, не сумев закончить филологический факультет, отучась немного в вузе, но успев нахвататься разных имён, и терминов, чтобы можно было бравировать якобы имеющими знаниями.
Там же в Питере вышла замуж за человека актёрской профессии, столкнулась с тем, что любить не умеет, сказать, что не хочет, не смогла, сказала только, что не дано. Не дано ей умение любить людей, вот только собак может, своего Венечку, к примеру, ну, чуть-чуть родительскую кошку Маруську. Чтобы любить, надо быть талантливым, всё не уставала повторять она, тем самым поясняя, почему не захотела детей, всё рассуждая философски на темы общественного мнения…
Говорила о том, что людям зрелым, в противовес тем, не развитым и не далёким, свойственно самокопание и самоанализ.
— Но не мне тебе, рассказывать, что такое общественное мнение. — Всё вела беседы Фифа, сидя с очередной своей приятельницей в кафе, после длительного марафона по магазинам.
— Ведь если женщина признаётся в своём осознанном нежелании иметь ребёнка, — думая в этот момент о себе, продолжила она, — то в глазах обывателей, она становится монстром, нравственным уродом. А когда ты начинаешь аргументировать свой выбор, доброжелатели скажут : но ты же воспитаешь по- другому, лучше. И тогда легче придумать, какую- нибудь сказку, чтобы избежать не нужных советов.
— Впрочем, это я о себе. Я сделала свой выбор. — С гордостью за сделанный выбор добавила она и вспомнила все свои разговоры с бывшим мужем на эти темы. Когда так и не смогла полюбить, говоря вечно о каком-то уважении к мужчинам, и о том, что они –то всё ждали от неё чего-то большего.
А на самом деле, этим мужчинам хотелось просто любви. Уважать их могли и сотрудники на службе. И потому к годам сорока, Ната признавалась, с усмешкой в голосе говоря, что у неё даже ни одной душещипательной истории нет, чтобы рассказать. Тем не менее, Фифа была горда за себя, что сумела в этом, в своём неумении любить, в отсутствии какого-то там таланта, признаться не только самой себе, а сделать открытое признание, не скрываясь за маской лицемерия и не придумывая каких-то сказок, почему не захотела, и почему рассталась в итоге с мужем, вернувшись обратно в свою родную Тулу.
— А сколько людей, которые боятся сделать то же самое, им кажется это уродством, аномалией, опять же отталкиваясь от общественного мнения, так называемых норм и отсутствия нормального примера. — Почти с осуждением говаривала она тоже на публику.
Впрочем, чего ей было стесняться, она же почти каминг аут совершила в том, что не способна любить и дарить свою любовь людям, если только собакам, и может быть, котам.
«Отсюда и исковерканные судьбы…» — Заканчивала, она, как правило, одной и той же фразой эти свои пространные рассуждения на темы любви и дружбы.
Тем временем её мать, Виктория Евдокимовна, была даже два раза за мужем, и очень любила своего второго мужа, отчима своей взрослой уже дочери. Он был, как и бывший супруг Фифы, актёром, играл вроде ведущие роли в местечковом театре. Занимался тем, что пописывал небольшие рассказики о своём детстве. Его друг, тоже актер, пытался даже продвигать их каким –то образом, но в 90-х такая литература, вообще-то, не имела спроса. Позже, он уже стал писать только в периоды кризиса и в алкогольном забытьи, разумеется, эти опусы пожилого уже человека к литературе имели весьма сомнительное отношение. Скорее это, всё был единый манифест из его рассказов, или из стенаний по потерянной России и про её пророков. Правда, мысли при этом, порою проскальзывали у него глубокие и искренние, но снабжённые большой долей пафоса. В общем, соавторство с беленькой водочкой, явно дало о себе знать, но мать Фифы продолжала любить его, не смотря на то, что уверенными шагами наступала деградация на его седую голову, и он так и оставался, по сути, никому не известным актёром, с зарплатой в 25 тысяч рублей, хотя Ната, говоря об отчиме, всегда отказывалась долго рассуждать на темы признания и самообразования творческих людей, считая, что отчима незаслуженно обидели, те самые люди, которые возомнили себя мерилами мироздания и которым уж точно не надо высшего образования, они и так всё знают, каждый раз забывая при этом о том, что и сама этого высшего образования не имела, работая бухгалтером в мелкой фирмочке.
Но это не мешало ей, выносить безапелляционные суждения о других людях, путаясь в своих же собственных высказываниях и рассуждениях, думая при этом, что окружающие этого не замечают, называя, почему-то её только Фифой и никак иначе.
— Никогда не любила Москву, да и толком там не бывала, всё проездом и наездом. Мне ближе Питер. — Делилась своими противоречивыми впечатлениями от жизни Фифа.
— А Ригу и Юрмалу люблю, хотя бывала мало. В детстве и пару раз относительно недавно.
— Про невнимательность, это про меня. Зрение плохое, а в очках по улице ходить не могу. Лица не запоминаю вообще, для меня что африканец, что китаец, что славяне, все на одно лицо, не страдая расизмом хотя бы на глазок, — прикидывала она, упражняясь дальше в словоблудии.
— Плохое зрение, моя отговорка. — Продолжала изощряться она в своих суждениях обо всё и о себе в том числе.
— Невнимательность характерна для интровертов, людей творческих, погруженных в свой мир, «бытовуха» им не интересна. — С уверенностью убеждала она опять кого-то там, в очередной раз строя из себя Фифу.
— Но каким боком тогда я?
Пиком моей невнимательности было… Я не заметила сгоревший соседний дом. – Кокетливо и одновременно в ужасе закатив к небу глаза, вдруг вспомнила она.
— Стереотипы наоборот не люблю, — говоря только что об особенностях интровертов, продолжала она. — Я реалист и если и "творец ", то только от слова « вытворяю»
И она вытворяла, умудрялась в поездке потерять свой багаж, не запоминала лица людей, только их одежду, учитывая не только тот свой марафон по бутикам. Говоря о том, что запоминает ландшафты и архитектурные ансамбли, могла запросто не найти дорогу от своего дома к родительскому, называя всё это топографическим кретинизмом или прозопагнозией к невнимательности и зачастую к равнодушию.
И если Льюис Кэрролл в своей «Алисе в Зазеркалье» описал такое явление, как невозможность распознавания лиц, когда герой этой сказки Шалтай-Болтай предупреждает Алису о том, что при следующей встрече он не узнает её, так как не может отличить её лица от лиц других людей, то Фифа, употребляя этот же термин применительно к людским качествам, считала, что не только не способна любить, но и не способна распознать человеческое равнодушие с невнимательностью.
Говорила о любви, как об эгоизме, и о её разных формах, как о любви к самой любви или к самому этому чувству, и в тоже время, любила в этой жизни только себя и свою собаку, дворянина померанца, и потому получалось, что была эгоисткой по отношению к самой себе и к своему Венечке, осуждая такое проявление любви.
Знала, успев пройтись по верхам психологии и философии, учась в вузе, о том, что в мире слишком много говорят о любви, и очень мало умеют любить, сами того не осознавая. И снова о том, что любовь это талант, это дар и что даётся он только избранным.
Сама себя к этим избранным, конечно же, не относила, чувствовала, что холодна и не способна на какие-то великие чувства к кому-нибудь, кроме как к самой себе и к своему померанцу Венечке, иногда в таких ситуациях вспоминала о матери и отчиме, иногда о друзьях, но всегда при этом оставалась Фифой. Фифой, которую звали Ната.
Она и с лица была такая равнодушная белая акула, с ничего не выражающими глазами, за которыми скрывалось та самая прозопагнозия ко всему людскому, не только к человеческим лицам, она не просто обладала чисто символически синдромом Шалтай Болтая, не умея различать внешности людей, она в упор не видела за этими лицами ничего остального, того, чем наделен вообще-то каждый человек, не только равнодушием и невнимательностью.
Зато прекрасно, как ей казалось, разбиралась в тряпках, будучи заядлой, уже даже профессиональной шопоголичкой, не зная простых вещей, того, что во всех магазинах её родного города Тулы, на вешалочках висят вещи исключительно китайского производства, пусть и с пришитыми бирочками от Армани с Гуччи, и потому с упорством знатока брендов могла зайти в какое-нибудь подобие бутика, перемерить там весь имеющийся ассортимент брендовых тряпок, а узнав, что он китайский, наморщить фифочный носик, и пойти в соседнюю лавку, где менее совестливые предприниматели тот же товар назовут европейского качества, и там с готовностью заплатить за первый попавшийся ширпотреб, а потом долго и взахлеб рассказывать таким же фифам, как она сама, о том, как в этом- то магазине, с немецкой и польской одеждой первые, примеренные ею брюки, сели на неё как влитые, «лекала то известные, брендовые...» — добавит, с пафосным уважением к брендовым лекалам, как всегда, она.
Точно так же покупала Фифа одежду для своего Венечки, он же, всё ж, к её счастью, оказался дворянином, не простым "мешаным" шпицом, но в их городе, по её словам, было так мало одежды для животных, всё привозилось под заказ, обменять потом было всегда проблемой. Да и у них в обществе фиф, только йорки почти все одеты, ну, пудели тоже мерзнут, и им тоже полагается, а у таких собак, как её Веня, подшерсток как у медведя, и им не особо надо. Короче, на предложение в интернет- магазине в таком случае заказать, она, делая губки мимишками, всегда говорила:
— У нас шпицы, почему-то все без одежды. У Венечки, хоть ноги и длинные, но пузико всё равно всегда грязное. Комбинезон так и так надо бы купить, но с интернет- магазинами я стараюсь не связываться, с размером и качеством не угадаешь, цена хорошая, но доставка… В Тулу доставляют, либо по почте, либо курьерской службой, но в любом случае без примерки и без возврата. Мало того что носись потом по городу и возвращай товар, так жди ещё, когда тебе деньги возвратят, да и на пересылке примерно тысячу потеряешь.
Опять оправдательно произнеся кучу противоречий, со смысловой абракадаброй, добавила Ната, которая на самом деле, была не просто профаном в компьютерах, или «чайником», а вообще, в них ничего не смыслила, освоив только бухгалтерскую программу и на этом всё, поэтому, конечно же, ей ничего не оставалось, как придумывать кучу несуществующих препонов, почему бы в интернет- магазине Вене комбинезон не заказать, а лучше купить с рук, и потом носиться с высунутым языком по городу и одежду, купленную на шпица, пытаться впарить владельцам овчарки или пекинеса.
— Вот почему я в магазине покупаю, там хоть пощупать можно. Если бы у нас была доставка с примеркой, тоже пользовалась бы. Но с азиатской продукцией у меня никогда не складывалось. Вот Польша, Германия… и потом, по магазинам пошляться люблю, скукоту развеваю.
Вот про это и разговор. У нас, не смотря на близость Москвы интернет- торговля развита плохо, без доставки и примерки. — По какому разу повторит она. — Но с предоплатой, если закажешь подороже, замучаешься с возвратом. А зарплаты мизерные, а цены особенно в центре города кусаются, когда гости из Москвы к нам приезжают, шалеют.
А ещё я психологией, как и философией не увлекаюсь, Монтеня люблю, он у меня в настольных книгах, Фромма, Ортега-и-Гассет, пожалуй тоже. Ну и Хайдеггера, Бодрийяра из интереса общего и для развития.
А потом опять про Веню, и про любовь Фифы к нему и к себе, всё так ж страдая не прозопагнозией к равнодушию и невнимательности, а просто, будучи сама равнодушной, или больше бездушной Фифой по имени Ната, сильно смахивающей даже внешне на белую акулу, морда с глазами которой не выражала абсолютно ничего, никаких эмоций, чего уж тут говорить о какой-то любви, странно, что она ещё имела дар эгоистично любить себя и своего Венечку, на остальное дара видно, просто не хватило, потому что, была к тому же она просто Фифой.
14.06. 2019 г.
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №219061600646