Бриллианты в холодном городе. Илзе Лиепа
Одни встречи с актрисами следовали за другими, передача выходила за передачей. Я жил в Москве, работал в нескольких местах одновременно и каждый месяц старался хоть ненадолго съездить в родной Питер. Напряженный график, особенно летний, не всегда это позволял. Меня это радовало: больше работы – больше денег! Но иногда в съемках возникали паузы, причем поистине МХАТовской длины. Я скучал, я не умею обходиться без своего любимого занятия. А тут… «Портрет актрисы» временно не понадобится, кто-то кого-то снял в той же стилистике, и мы должны уступить эфирное время им. На родной Шаболовке тоже затишье. Продюсеры язвят: «Гуляйте больше по Москве! У нас такой красивый город, столько музеев!» Я мысленно отвечал: «Сами вы гуляйте!» и соображал, что делать. На подмогу пришла старая знакомая Лена Голосова. Когда-то мы вместе делали детские передачи в Ленинграде. Спустя 15 лет Лена стала шеф-редактором одного глянцевого издания в столице. Однажды утром раздался ее звонок, и Лена предложила мне сделать пару материалов со звездами. Я согласился без раздумий.
Каков же был мой ужас, когда, приехав на встречу в редакцию журнала, я прочитал на входе его название. «Ювелирный мир»! Я-то здесь причем? Но Лена развеяла мои сомнения. Конечно, специфика издания диктует направленность разговора. Но… Почему бы и нет? К сожалению, не всегда мы можем принимать решения даже в собственной жизни. И не всегда можем отвечать за то, что, казалось бы, происходит лично с нами. Я не знаю, что отвечать на вопрос: «Зачем ты так подстригся?» Я не стригся, меня подстригли. Мне тоже не нравится. А что мне было – мастера за руки хватать? Или другой мой «любимый» вопрос, которым меня доводят просто до исступления: «Почему закрыли вашу передачу?» Дорогие мои, милые мои зрители! Спасибо вам, мне тоже вас не хватает. Но неужели вы думаете, что мне самому кто-то объясняет, почему передачи моей больше не будет? И когда будет новая – неизвестно… Занятие журналистикой (я надеюсь, то, чем я занимаюсь, можно так именовать) раскрепощает, освобождает, придает уверенности в себе. Мне всегда нравилось писать, но долгие годы, посвященные телевизору, практически отучили меня от этого. И тогда, в редакции «Ювелирного мира» я вдруг захотел проверить, в какой я форме. Звездные знакомые у меня имелись в избытке. Я вспомнил, как настойчиво и безрезультатно одна великая балерина добивалась от меня темы, на которую она еще никогда не разговаривала. Тогда так ничего и не вышло. А сейчас такая тема пришла мне в руки сама. Для второй публикации я выбрал знаменитую балерину. Меня пугали: «Она не дает интервью!» Ах, лучше бы мне этого не говорили! Закройте эту книгу и прочитайте на обложке название. И вот уже я стою у салона ювелирного центра «Кристалл», что на Большой Пироговской улице. Илзе подъезжает. Железной рукой балерина ведет свой «Питикрузер» по Москве, уже светящейся ночными огнями.
Илзе Лиепа или Принцесса
Она удивительна и неподражаема, прекрасна и уверена в себе. Дочь одного из королей танца ХХ века, великого Мариса Лиепы, нынешняя прима Большого театра. Принцесса Илзе Лиепа, танцовщица, привыкшая удивлять. И удивить ее саму невозможно. Но можно попробовать. Есть в Москве место, способное поразить самое смелое воображение. Именно туда приглашена венценосная гостья.
Авто резко тормозит. Балерина хочет посмотреть на смоленские бриллианты, о которых она столько слышала, путешествуя по свету. Я, уже зная, что, увидев их, она может лишиться дара речи, спешу задавать вопросы…
- Илзе, я думаю, что в вашей семье просто не может не быть фамильных драгоценностей…
- Да, вы правы. Хотя я считаю, что в каждой семье есть фамильные реликвии. Они могут быть не так уж дороги по цене, суть в другом – это память о близких нам людях. У моей мамы есть два замечательных кольца, которые ей подарила свекровь по случаю рождения детей – это аметист в окружении бриллиантов и сапфир с бриллиантами. И это до сих пор самые дорогие ей вещи. Моя мама – женщина изысканная, она любит и умеет носить драгоценности. Иногда я беру у нее что-нибудь напрокат.
- А знаменитый Марис Лиепа дарил своей дочери ювелирные украшения?
- О, безусловно. Самый дорогой подарок он сделал мне на мое тридцатилетие. Уже после своей смерти.
- ???
- Да, он оставил кольцо друзьям и попросил вручить, когда мне исполнится 30, со словами «Доченька, пусть это кольцо всегда будет с тобой, оно так же прекрасно, как ты сама!» Это одно из самых сильных впечатлений в моей жизни…
Илзе признается, что почти ничего сама себе не покупает. Сначала ей делал подарки отец, потом – брат, теперь - муж. Как-то крестная подарила балерине изумительные старинные серьги, и, помня об этом, Илзе делает подарки своим крестным дочерям – их у нее пять!!! А еще она любит серебро, крупные камни, ей нравятся сапфиры и жемчуг.
Нам приносят несколько футляров с драгоценностями. Илзе раскрывает их, подолгу рассматривает сияющую красоту, словно ведя с потрясающими камнями немой диалог. Они достойны друг друга. Я вспоминаю фильм «Фантомас», так поразивший мое детское воображение. Так и представляю себе, как мы с Лиепой лихо расплачиваемся за бриллианты чеком, выходим, садимся в авто и уезжаем, а чек в руках владельца магазина становится вдруг чистым бланком…
- Илзе, а каково вообще ваше отношение к драгоценностям?
- Такие красивые вещи, как смоленские бриллианты, я вижу впервые. А вообще-то в моей жизни все диктует профессия. Я встаю рано, прихожу в театр, первая половина дня проходит в репетициях. Естественно, там я снимаю все драгоценности, даже если надевала их с утра. А вот мой отец и на сцене носил дорогие украшения. Когда он танцевал Красса в «Спартаке», на нем всегда была завязанная узлом золотая цепь и фантастический изумруд на пальце. Кстати, когда отца не стало, этот изумруд исчез из семьи. Никто не знает, куда… В этих украшениях отец остался на портрете кисти Александра Шилова.
Илзе встает, как-то по-особенному складывает руки, и камни начинают играть еще ярче. Фотограф молча восхищенно щелкает затвором. Мы подходим к витрине. В ней выставлены дорогие изделия с особо крупными бриллиантами. Балерина замолкает на полуслове. Она действительно поражена. Таких изумительных камней она еще не видела. Притихшая и прекрасная, она примеряет эти великолепные кольца – одно за другим, потом – шутя, все сразу. От этой сверкающей красоты в салоне становится как будто светлее. Илзе примеряет кольцо с бриллиантом фантазийной огранки «Принцесса» - 7 карат в белом золоте, кольцо «Лорд Лесли» с уникальным круглым бриллиантом 14 карат 57 граней, гарнитур из серег и кольца с огранкой «изумруд». А я узнаю, что ювелиры смоленского «Кристалла» используют целую серию фантазийных огранок, каждая из которых заставляет камень играть по-своему: «круглая», «груша», «овал», «маркиз», «сердце», «принцесса», «изумруд», «балет»…
- Я люблю камни. У каждой женщины есть свой «роман с камнем». Ведь камень – материал живой, он несет и энергетику, и информацию. А искусство ювелира, по-моему, в том, чтобы при огранке подчеркнуть качества камня. Я много слышала о мастерстве смоленских ювелиров, но никогда не видела подобных камней. Они достойны самых красивых женщин мира.
Илзе была искренне рада тому, что Россия не только в области балета «впереди планеты всей». И действительно, мы лучше всех в мире танцуем. Мы лучше всех в мире граним бриллианты. «Я не видела ничего прекраснее смоленских бриллиантов!» - восторженно произносит балерина.
Восторженный стиль моих публикаций стал притчей во языцех. Но успех был, и мы продолжали. С моей руки гостями «Ювелирного мира» стали Бари Алибасов, Олег Газманов. И, наконец, Алла Пугачева. События этого периода подробно изложены мной в предыдущей книге под названием «Интервью номер один». Короче говоря, ювелирная история у меня пошла. И … прошла. Телеканалы вдруг оживились, меня опять-таки одновременно позвали на работу в несколько мест, и я принял сразу все предложения. А вскоре уже меня самого стали расспрашивать, как одеваться, чем душиться и что смотреть по ТВ. Давясь от смеха, но с самым серьезным видом я раскрываю публике свои кулинарные секреты и предъявляю миру чашку, из которой я кушаю утренний кофий…
2000, 2005
Свидетельство о публикации №219061600879