Раввин Таращанский

Раввин Моше, сын раввина Шауля Таращанского, родился в Кременчуге,на Украине.Его семья происходит из Белоруссии, где проживало несколько поколений по фамилии Барац. Его дядя, раввин Нахман Натан Таращанский, был ученым,автором книг,который писал и публиковал очерки и научные исследования по Торе и Талмуду.
Раввин Моше был учеником выдающегося раввина - Исраэля Яакова Явеца, раввина Кременчуга, который занимался его воспитанием и обучением. Моше Таращанский учился в детстве с большой настойчивостью и усердием, он преуспел по всем аспектам Торы и хасидизма. Он был назначен преподавать Тору авторитетными раввинами своего поколения, в том числе Нецивом из Воложина, раввином Иехиэлем Михлом Эпштейном, автором книги «Арох ха-Шулхан» и раввином Мордехаем Довом,адмором из Горностайполя. 
С юности рабби Моше занимался делами раввината Кременчуга, который был центром изучения Торы, городом мудрецов и знатоков.

Моше Таращанский женился на Саре Рейзл, дочери раввина Шломо Карлинера из Тульчина. Она была доброй женщиной, которая преуспела в мудрости и благодетели. Сара Рейзл умерла в 1932 году. 
Раввин Моше много времени посвящал вопросам деятельности раввината, общественным нуждам, а также продолжал усердно изучать Тору, и исследовать различные галахические вопросы, связанные с различными областями. Он опубликовал брошюру по тринадцати принципам под названием «Сод Эмуним». 
Раввин Моше участвовал в различных переписках с величайшими цадикам поколения, в том числе с Нецивом, раввином Рафаэлем Шапиро из Воложина, раввином Хаимом Берлиным, раввином Ицхаком Этингером из Львова, раввином Ицхаком Эльхананом из Ковно, раввином Моше Нахумом Йерушалми, раввином Зеевом - Адмором из Рахмистровки, раввином Мордехаем Довом, Ребе Горностайполя, и Адмором из Радзина.
После Октябрьской революции рав Таращанский избегал покидать свою общину, и прилагал максимум усилий для сохранения искры иудаизма в Кременчуге, в соответствии с указаниями раввина Хаима Озера Гродзинского из Вильно. Раввин Моше продолжал работать, вначале открыто, а затем в подпольных условиях. Он отвечал на многие галахические вопросы, вопросы, касающиеся еврейского права.
В 1926 году Таращанский был одним из организаторов Конференции раввинов в Коростене, несмотря на преследования и угрозы.
В 1930-х годах чрезвычайно усилились гонения и преследования, и было невозможно продолжать раввинскую деятельность, потому Моше Таращанский получил разрешение раввина Кука иммигрировать в Палестину, находящуюся под британским мандатом. Но советские власти не позволили ему покинуть Советский Союз.

Накануне нацистского вторжения в Советский Союз, раввин Таращанский и его семья оставили все свое имущество в Кременчуге, и покинули город. С собой удалось взять только талит и тфиллин, а также некоторые его письма, заметки и неоконченные работы, а также письма от великих раввинов его поколения.
Во время поездки рабби Моше скончался, 22-го Тевета, в Саратове, в возрасте восьмидесяти четырех лет. Его тело было доставлено в Эрец Исраэль и погребено. На его надгробии было написано: "Знаменитый и уважаемый раввин, рабби, учитель из города Кременчуга, Моше, сын раввина Шауля Таращанского".
Несколько его рукописей были сохранены зятем - раввином Шмаей Мариновским, и его семьей, в Самарканде и Ташкенте, до их иммиграции в Израиль, в 1967 году. Его сын, раввин Шломо Таращанский, опубликовал эти письма в своей книге "Зихрон Моше" (Бруклин, 1971).


Рецензии