Лунное ожерелье 4
Прошло два дня после первого похода, усталость, полученная от хождения по горам, ушла. За это время супруги успели полностью восстановиться, окончательно акклиматизировались к местным природным условиям; их кожа покрылась загаром и перестала реагировать на палящие южные солнечные лучи.
Погода приятно радовала их – стояла солнечная без дождей и сильного ветра. В эти дни было отрадно нежиться на солнышке, загорая и плескаясь в приветливых водах Черноморского побережья. Загорать старались лишь утром, до десяти и после четырёх часов вечера; когда солнце не так сильно припекало – в это время они чувствовали себя комфортно под её лучами. А когда солнечный жар досаждал, они проводили время в саду; беседка, расположенная в двух шагах от домика, была чудесно обустроена и оплетена виноградом.
Днём чаще всего находились дома: читали, расположившись на креслах в саду, смотрели телевизор; иногда выходили в посёлок посмотреть местные достопримечательности. Временами на ночь глядя ходили полюбоваться морским закатом и мерным звуком прибоя – им очень нравилось смотреть заход солнца на море в эти тихие, тёплые вечера.
Время шло, отдых и ленивое лежание на пляже с каждым днём всё сильнее начинали утомлять Ивана Алексеевича, и он загрустил; время от времени затевая разговор с супругой о следующей вылазке в горы.
Поначалу Валентина Васильевна всё отнекивалась, но под упорными уговорами мужа согласилась на очередной поход.
Решили ещё денёк позагорать на море, а потом отправиться в очередную экспедицию, сделав её более длительной; может даже остаться в горах с ночевкой. Узнали со слов хозяйки Ольги, что недалеко располагается туристическая база, буквально в трёх часах ходьбы от посёлка Солнечный. Иван Алексеевич убедил супругу посетить этот комплекс отдыха.
Решение о походе было принято, им оставалось уточнить маршрут по карте, и можно было начинать подготовку. Туристическая база отдыха со странным названием «Арабелла» находилась высоко в горах, в восточной части от посёлка.
За всё то время, что они находились здесь, супруги множество раз пытались поговорить с местными жителями о военном времени и о действиях оккупационных войск в их крае. Осторожно расспрашивали о погрузках и разгрузках большого количества ящиков, и их транспортировке в горы. Выведывали, аккуратно спрашивая: может, их родственников немцы задействовали на работах в период боевых действий. Но всё было тщетно; старожилы, в основном женщины, на все их вопросы отвечали неохотно и переводили тему разговора на послевоенные годы.
Одна бабушка, которой было лет сто, часто сбивалась, а иногда и повторялась, рассказывая, как было страшно на войне, вспоминала частые бомбёжки и гул самолётов; но по заданному вопросу от неё так ничего и не услышали, хотя она прожила всю оккупацию здесь. Посовещавшись на досуге, о сокровищах решили не расспрашивать, а просто довериться воле случая – а там будь что будет.
Свечерело; с удовольствием поужинали, удобно расположились в своей тенистой беседке – около часа мирно беседовали, разглядывая проявляющиеся звёзды на небосводе. На пляж сегодня после обеда не ходили, а вот на завтра запланировали большую развлекательную программу – понырять на глубину в море с маской и ластами.
На следующий день, встав пораньше, заспешили к морю; прибрежная полоса территории пляжа была уже частично занята.
Отошли подальше от лежащих на песке людей, и Иван Алексеевич начал опробовать подводное снаряжение.
С собой они взяли только самое необходимое для погружения в море – подводную маску с трубкой и ласты. Штормов в этих местах не было давно, вода, переливаясь кристальной чистотой, манила в свои глубины замысловатыми видами кораллов и водорослей.
Отплыв метров на тридцать от берега, Иван Алексеевич начал нырять в море; глубина здесь была небольшая, метров десять, может, чуть больше. Видимость была превосходной; отчетливо можно было увидеть, как вокруг него мелькает мелкая рыбешка.
На самом дне были видны зеленовато-желтые кораллы, да шевелились длинные, как волосы у русалки, водоросли. Было ещё много валунов, покрытых мхом; иногда он замечал полупрозрачных, медленно проплывающих медуз.
Иван Алексеевич не стал нырять на самое дно – возраст всё-таки не тот, что в молодости, да и не было особой нужды в этом.
Изначально, по приезде сюда на отдых, у него было большое желание поохотиться с подводным ружьём, но он не смог купить его здесь, в поселке. А ехать за ним в город Севастополь поленился. Так что пришлось на этот раз обойтись без подводной охоты и довольствоваться тем, что есть.
Немного поплавал на глубине, он вернулся к супруге и начал уговаривать её посмотреть подводную красоту. Она сначала отказалась, но потом всё-таки решилась. Погружение сильно впечатлило её, но любование подводным миром продлилось недолго; под водой до её руки коснулась медуза, и она стремглав выскочила на берег, наглотавшись солёной воды в суматохе. Сидя на берегу, она долго обмывала место прикосновения медузы, переживая, что будут ожоги на коже. Супруг успокоил её, сказав утешительно: «От таких маленьких бесцветных обитателей глубин ожогов не бывает». Время было ближе к обеду и они засобирались домой, довольные своими погружениями и увиденными подводными красотами.
В полуденный зной решили разнообразить свой отдых и сходить в местный музей; местонахождение которого ещё вчера расспросили у хозяйки.
Музей нашли быстро, он находился прямо в центре поселка; с виду это был обычный жилой дом с большой, слегка выцветшей вывеской.
Заведующую этого музея звали тётя Даша, она здесь была одновременно и руководителем музея, и техническим работником, а также занимала должность экскурсовода.
Экспозиции размещались в трех залах. Первый зал был посвящён Великой Отечественной войне. Подборка предметов военных лет, размещенная на стеллажах впечатляла: там находились разнообразные экспонаты – начиная от личных вещей матросов, солдат и командного состава военных лет до осколков подводных мин и мелких частей затонувших кораблей, как советских, так и немецких.
Внимательно, стараясь не пропустить ни одного слова, прослушали содержательный рассказ тёти Даши и узнали, что борьба с немецкими оккупантами за полуостров Крым продолжалась на протяжении почти трёх лет, которые условно были разделены на два этапа:
Первый этап – активные боевые действия регулярных частей вермахта и Красной армии (октябрь 1941 – июль 1942 и апрель – май 1944);
Второй этап – оккупация (декабрь 1941 (фактически с августа 1942) – апрель 1944), когда основным противником немецких сил были партизаны.
Побывали ещё в двух залах музея, где находились разнообразные морские находки, которые были найдены на глубине моря или же были выброшены волнами на берег после сильного шторма.
А третья комната была историческим повествованием поселка Солнечный с подробным описанием жизнедеятельности посёлка со дня его основания в 1930-х годах в Крыму, когда, как и в целом по стране, развернулась индустриализация. Поселок Солнечный был официально зарегистрирован в 1935 году. В этом же году кустарное рыболовецкое производство посёлка было переоборудовано в более крупное рыболовецкое хозяйство. Представленное очень подробно и поэтапно было отражено на размещенных здесь фото, а также в статьях и различного рода публикациях прошлых лет.
Иван Алексеевич с большим интересом и восхищением рассматривал всё, что находилось в музее. Он даже попросил у заведующей разрешения сделать несколько снимков понравившихся предметов и старинных вещей; всю военную экспозицию фотографировал полностью, так его это увлекло и взволновало.
Супруги были сильно впечатлены увиденным и остались очень довольны собой – что смогли выбрать время и не поленились сходить в музей.
Сердечно поблагодарив тётю Дашу, они пошли к своему жилищу отдыхать, в уже полюбившуюся им беседку с виноградником.
Сегодня им ещё предстоит собрать вещи для завтрашнего похода.
К вылазкам в горы Иван Алексеевич относился очень серьёзно и всегда скрупулёзно готовился в дорогу, всякий раз повторяя: «Горы ошибок не прощают». «Решено окончательно, завтра в путь, – воодушевлённо проговорил он, – нас ждут горы и загадочные, таинственные приключения!»
*Конец 4 главы. Продолжение следует
Свидетельство о публикации №219061701534
весь путь был со знакомством местности старые люди много знали о местах прошлого.Иван Алексеевич не пытался повторять,что мог делать дома .Теперь был близок путь в горы,готовились серьезно......... Спасибо ,хороший рассказ!
Нинель Товани 14.06.2023 07:00 Заявить о нарушении
Александр Харипанчук 14.06.2023 16:16 Заявить о нарушении