Психика
Внешнее пространство помимо материальных трудностей имеет и свойство внешней оценки поведения, коррекции. Часть программ личности, заставляющих принимать внешнюю оценку — полезна, как для самого ребенка, так и для общества (например, негативная оценка действий, причиняющих кому-то боль, утрату).
В процессе развития человека оцениваемые неудовлетворенными в детстве потребности — недополученные пища, внимание, принятие, любовь, безопасность, уважение и др. образуют «пробой» в психике. В период взросления эта рана обрастает социальными программами и в итоге формирует личность (совокупный комплекс программ).
Изменить завязанные друг на друге программы, рефлекторно активируемые, имеющие длинную историю формирования — задача не просто сложная, но и трудоемкая.
Часто одна сильная травма, полученная в раннем возрасте, полностью определяет дальнейшее поведение человека — приводит к серьезным когнитивным, то есть связанным с развитием таких функции как внимание, восприятие, мышление, память, решение задач, воображение, искажениям. Личность всей своей деятельностью стремится залатать эту рану.
Результатом такого развития будет являться усложнённый, но всё же ребенок с чувством неполноценности. Память дефицита мотивирует поведение. Значительная часть поведения человека имеет автоматизированную программную природу, поэтому исполнение программы не прекращается и после реального закрытия пустот.
В результате взрослого человека преследует ощущение недостаточности внимания, любви и др. Он бесконечно выискивает и вытягивает то, что подходит для восполнения мнимой пустоты, из окружающей среды. Часто по характеру своего взаимодействия с миром активный человек с психотравмой — потребитель, нередко способный выстраивать сложные поведенческие схемы, ловко прикрываться высокими ценностями.
Сам он не очень понимает, что делает, из-за постоянного ощущения неполноценности (рефлекторно имитируемой устойчивыми программами) — не осознает подлинных мотивов, не в состоянии дать себе объективную оценку. Следовательно, объективно, адекватно действовать.
Психокоррекция состоит в обретении способности наблюдения за своим поведением, способности к дистанцированию: означает интеллектуальное движение выхода за пределы личности, с возможностью комплексной оценки, целенаправленного вмешательства, управления. Происходит адекватная оценка окружающего мира.
Работа эта, в первую очередь, стратегическая. И главное правило стратегического мышления гласит: чтобы тщательно проанализировать объект, нужно от него дистанцироваться. Дистанцироваться от своих автоматизмов, встать на уровень наблюдателя.
В итоге, чем выше личностное развитие, тем меньше желаний, и выше сбалансированность психики, а программы, обслуживающие старые травмы, переработаны. Возникает недефицитарная мотивация даже в условиях дефицита — умение ответственно контролировать свои действия, адекватность, произвольная переключаемость, отсутствие острых потребностей, приближение к объективности.
Устранивший психологические пустоты и проработавший психотравмы человек имеет гармоничное, масштабное, объёмное развитие, многофункциональную личность, способность самомотивации, несравнимо более сложное восприятие и поведение. Действия его носят преобразующий, созидательный характер, ведь отсутствует потребность в заполнении внутренних пустот.
Свидетельство о публикации №219061701681