Святые отцы Церкви о теории эволюции

Священное Писание свидетельствует, что животные и растения с самого начала сотворены такими, какие они есть и сейчас -  именно «по роду» их (Быт. 1 гл.), и потом  уже отнюдь не эволюционировали, то есть не меняли своей природы.
Человек также соделан Творцом раз и навсегда, по природе навеки одним и тем же.




             СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СОТВОРЕННОСТИ МИРА И ОБ ЭВОЛЮЦИИ



Свт. Афанасий Великий:

“Безсловесные животные не то, что разумный человек; ангелы не то, что престолы, и престолы не то, что власти.
Напротив того, хотя все они — твари, однако же, каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает.” (На ариан слово второе)
«Все роды сотворены сразу, вместе, одним и тем же повелением». (Против ариан, Творения, т. 2)

Свт. Василий Великий:

«Отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им.
И таким образом, что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне». (Беседы на Шестоднев)

Свт. Феофан Затворник:

«Других увлекает широкий путь страстей: «не хотим, говорят, знать положительных заповедей… нам нужна естественность осязательная».
И пошли вслед её.
Что же вышло?
Приложились скотом несмысленным.
Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных?
Вот куда заходят!..»
(Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия)

Прп. Иустин (Попович):

«Потому предал их Бог срамным сластям и они удовлетворяются не небесным, а земным, и только тем, что вызывает смех дивола и плач Ангелов Христовых.
Сласти их в заботе о плоти: в отрицании Бога,в полностью биологической (скотоподобной) жизни, в назывании обезьяны своим предком в растворении антропологии в зоологии» (Православная Церковь и экуменизм)

Прп. Варсануфий Оптинский:

«Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь — борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побеждённые обрекаются на гибель, а победители торжествуют.
Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в неё люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга — и всё это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления» (Беседы с духовными детьми)

Прав. Иоанн Кронштадтский:

«Недоучки и переучки не верят в личного, праведного, всемогущего и безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ, и потому живут и действуют так, как будто никому не будут давать ответ в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти.
В ослеплении они доходят до безумия, отрицают самое бытие Божие, и утверждают, что всё происходит через слепую эволюцию (учение о том, что всё рождающееся происходит само-собою, без участия Творческой силы).
Но у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням».
(Новые грозные слова)

Сщмч. Фаддей (Успенский):

«Не верующий в Бога человек из круговращения мировой пыли хочет объяснить происхождение мира, в котором в каждой былинке, в устройстве и жизни каждого малейшего существа вложено столько разума выше понимания человеческого.
Ни одного живого зерна многовековая мудрость человеческая не смогла создать, а между тем всё дивное разнообразие в мире неверие пытается объяснить из бессознательных движений вещества».
(Радуйтесь!)

Сщмч. Владимир Киевский:

«Не из Божиих рук, (говорит дарвинизм),  произошёл человек; в бесконечном и постепенном переходе от несовершенного к совершенному он развился из царства животных и, как мало имеет душу животное, также мало и человек…
Как неизмеримо глубоко всё это унижает и оскорбляет человека!
С высшей ступени в ряду творений он низводится на одинаковую ступень с животными… Нет нужды опровергать такое учение на научных основаниях, хотя это сделать и нетрудно, так как неверие далеко не доказало своих положений.
Но если такое учение находит для себя в настоящее время всё более и более последователей, то это не потому, что будто бы учение неверия стало неоспоримо истинным, но потому, что оно не мешает развращённому и склонному ко греху сердцу предаваться своим страстям.
Ибо если человек не бессмертен, если он не более как достигшее высшего развития животное, то ему нет никакого дела до Бога.
Братие, не слушайте губительных ядоносных учений неверия, которое низводит вас на степень животных и лишая человеческого достоинства ничего не обещает вам, как только отчаяние и безутешную жизнь!»
(Где истинное счастье: в вере или неверии?)

Сщмч. Иларион (Троицкий):

«Идея прогресса есть приспособление к человеческой жизни общего принципа эволюции, а эволюционная теория есть узаконение борьбы за существование…
Но святые Православной Церкви не только не были деятелями прогресса, но почти всегда принципиально его отрицали».
(Христианства нет без Церкви)

Прп. Иустин (Попович):

«Потому предал их Бог срамным сластям и они удовлетворяются не небесным, а земным, и только тем, что вызывает смех дивола и плач Ангелов Христовых.
Сласти их в заботе о плоти: в отрицании Бога,в полностью биологической (скотоподобной) жизни, в назывании обезьяны своим предком в растворении антропологии в зоологии» (Православная Церковь и экуменизм)



                СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ТВАРИ ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ АДАМА



Карфагенский собор (123 прав.):

«Признано всеми епископами карфагенские церкви, представшими на святый собор, которых имена и подписания внесены в деяния, яко Адам не смертным от Бога сотворен.
Аще же кто речет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества: да будет анафема.»

Карфагенский собор (124 прав.):

«Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная…»

Свт. Василий Великий:

«Тебе, диким животным и птицам, говорит Писание, (даны) плоды, растительность и травы…
Мы видим, однако, множество диких животных, которые не едят плодов.
Какой плод принимает пантера, чтобы напитать себя?
Каким плодом может удовлетвориться лев?
Тем не менее, эти существа, подчиняясь закону естества, были питаемы плодами.
Но когда человек изменил свой образ жизни и нарушил границу, ему предписанную, Господь, по потопе, зная, что люди изнурены, позволили им употреблять любую пищу: «яко зелень травное дах, вам все» (Быт. 9, 3).
Чрез это позволение другие животные также получили свободу есть все.
С тех пор лев плотояден, с тех же пор гриф высматривает падаль.
Ибо грифы еще не озирали землю в то самое время, когда появились животные; действительно, ничто из того, что получило именование или существование, еще не умерло, чтобы грифы смогли бы его есть.
Природа еще не разделилась, ибо она была во всей своей свежести; охотники не занимались ловом, ибо это не было еще в обычае у людей; звери, со своей стороны, еще не терзали свою добычу, ибо они не были плотоядными…
Но все следовали жизни лебедей, и все щипали траву на лугах…
Такова была первая тварь, и таково будет восстановление после».
(Беседы на Шестоднев)

Свт. Иоанн Златоуст:

«Что значит — суете тварь повинуся?
Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине?
По твоей вине, человек.
Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы…
Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и когда тело твое будет нетленным и тварь последует за ним и сделается соответственною ему».

Прп. Макарий Великий:

«Адам поставлен был господином и царем всех тварей…
По его пленении, пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрез него воцарилась смерть над всякою душою».

Прп. Григорий Синаит:

«Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною, но после подпала тлению, повинувшись суете, по писанию, не волею, но не хотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама (Рим.8.20).
Обновивший Адама и освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их». (Добротолюбие, т. 5)

Прп. Симеон Новый Богослов:

«Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения.
Рая тогда еще не было.
Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его.
Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще, и поставлен Творцом Богом как царь бессмертный над нетленным миром — не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами.
[После преступления Адама] не проклял Бог рая, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою.
Бог повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему и, сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем чтобы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною.
Прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нее взят и создан человек, — так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обновиться и стать нетленными и тленным телам людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном жилище.
Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая?
Но после Богом подчинена тлению и покорилась суете человеков».

Катехизис свт. Филарета Московского:

«Такими ли сотворены видимые твари, как они выглядят сейчас?
Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас.
При сотворении всё было хорошо, т.е. чисто, прекрасно и безвредно».




ИСТОЧНИК:
Священник Алексий Шляпин




                ПРИМЕЧАНИЕ:



19 прав. VI Вселенского Собора предписывается толковать Библию «не инако, разве как изложили Светила и Учители Церкви в своих писаниях».

Чин Торжества Православия:
“Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен, и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывают: анафема”.
“Глаголющим Бога не быти дух, но плоть: или не быти его праведна, милосердна, премудра, всеведуща, и подобная хуления произносящим анафема”.
“Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы сохраняем определения отцов. – Прибавляющих что либо к учению кафолической Церкви, или убавляющих от него, мы предаем анафеме”.

Эволюционисты подпадают под постановления Константинопольского Собора 1084 г (по делу Иоанна Итала):
“Тем, которые выдают себя за православных, а между тем бесстыдно, или паче, нечестиво, привносят в учение православной кафолической Церкви нечестивые мнения языческих философов о душах человеческих, о небе, о земле и прочих тварях, анафема.

Тем, которые слишком высоко ценят так называемую мудрость языческих философов и вслед за ними принимают переселение душ человеческих или думают, что они, подобно душам бессловесных животных, разрушаются и обращаются в ничто, а за сим уже и отметают воскресение и суд, и последнее решительное воздаяние за дела настоящей жизни. Анафема.

Тем, которые умствуют, что материя безначальна, равно как и идеи, или собезначальна Творцу всего Богу, вопреки рекшему: “небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут”, полагают, что небо и земля, и прочие творения вечны и безначальны, и останутся неизменными, тем, говорим, сами наводят на головы свои проклятие Божие, анафема.
Тем, которые вместо того, чтобы с чистою верой, в простоте сердца и от всей души признавать за несомненные события великие чудеса, совершенные Спасителем нашим и Богом, нетленно родившей Его Владычицей нашей Богородицей и прочими святыми, силятся посредством мудрований софизмов выставлять оные невозможными или перетолковывать так, как им кажется, и упорствуют в своем мнении, анафема.

Тем, которые слишком дружелюбно приемлют языческие науки и изучают их не для одного только образования себя, а следуют и преподаваемым в них ложным мнениям, принимая их за истинные; и кои до такой степени прилепляются к сим мнениям, как к имеющим какое-нибудь твердое основание, что увлекают к ним и других тайно, а иногда и явно, и научают тому не обинуясь, анафема.

Неправо изъясняющим богомудрые изречения св. учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатью Святого Духа изложенного, анафема”.


Рецензии