Художница

Анне Алексеевне едва исполнилось пятьдесят пять, как ей предложили написать заявление по собственному желанию. Она много лет проработала главным бухгалтером, а вот теперь оказалось, что ее место давно приглянулось другой сотруднице.

Директор, отводя глаза в сторону, стал что-то говорить о том, что пенсионеры не могут занимать руководящие должности, о том,  что есть негласная установка свыше, чтобы давали дорогу молодым и перспективным.

Анна Алексеевна вздохнула и написала заявление об увольнении по собственному желанию в связи с наступлением пенсионного возраста. Было обидно, но такова жизнь, как говорят французы. Дома делать было нечего. За неделю отчистила весь кафель, отмыла до блеска плиту, перестирала шторы. Чем заняться? Можно было сидеть с соседками на скамейке и обсуждать жильцов дома, но не хотелось. Хотелось трудиться и радоваться жизни.

Сын предложил матери заботиться о внуках. Внуки в заботе не нуждались, они были достаточно самостоятельными молодыми людьми  пятнадцати и тринадцати лет. Анна Алексеевна понимала это и отказалась.

Как сложилась бы дальше ее жизнь,  никто не знает. Скорее всего, плакала бы от своего бессилия что-то изменить, но однажды…

Однажды молодая пенсионерка шла вдоль реки по тропинке и увидела девушку, которая увлеченно рисовала. Женщина подошла ближе, разговорились. Весь вечер Анна Алексеевна думала о молодой художнице. И вдруг ей так захотелось рисовать, что не было сил сопротивляться этому желанию. Она взяла обычную школьную тетрадь и карандаш, принялась по памяти воспроизводить реку и кувшинки на ней. Получалось коряво, но сам процесс доставлял удовольствие.

На следующий день женщина вновь отправилась к реке, в надежде встретиться с художницей. Не ошиблась, девушка была на месте, она устанавливала мольберт.

Анна Алексеевна поздоровались и спросила,  может ли художница давать ей уроки.  Смущаясь, сообщила, что много платить за занятия не в силах, но заплатит обязательно. Рассказала свою историю, пояснив, что силы есть, а работы нет.

Девушка, может быть, и удивилась этой просьбе, но не отказала, предложила работать вместе, а в ходе творчества давать советы начинающей коллеге. От платы деликатно отказалась.
 Почти каждый день они встречались. Со временем рука стала тверже, рисунок четче, работы более удачные. Пенсионерка поверила в себя, но вот сыну и невестке открыться не решалась. Так дети и жили в неведении, чем занимается их матушка.

Прошло жарко лето, осень с ее красотой и серыми дождями, выпал снег, засыпав тропинку у реки. Теперь общение с художницей в основном было по телефону, но дома Анна Алексеевна продолжала творить. Это были незамысловатые акварельки, но чистые, легкие, воздушные.

Перед новым годом художница сама позвонила Анне Алексеевне и напросилась в гости. Она внимательно рассматривала работы, некоторые откладывала в сторону, а другие аккуратно раскладывала на столе. Затем попросила разрешения взять их на месяц себе.

- Я все верну, - клятвенно заверяла художница.
-  Так я и подарить могу, - отвечала пенсионерка, - мне только вот эту жаль, с лилиями.
Но девушка была убедительна, обещала все вернуть в сохранности, с лилиями тоже.

А в конце января к Анне Алексеевне пришел молодой человек и принёс несколько пригласительных билетов на выставку в картинную галерею.

- Что это? – Спросила оробевшая Анна Алексеевна.
- Известная в нашем городе художница Наталья Талицкая   выставку организует, там будут кроме ее картин и работы начинающей художницы.

С волнением шла Анна Алексеевна по указанному адресу. Действительно, на одной из стен висели ее акварели, но они были в рамочках, под стеклом, с табличками, на которых написаны ее фамилия и имя.

Женщина ходила по залу и удивлялась, что ее акварельки в одной комнате с картинами, как оказалось, известной художницы.

Наталья заметила женщину и сказала, обращаясь к корреспонденту, находившемуся рядом с ней:
-Сегодня не только мой праздник, хочу вам представить мою коллегу, начинающую художницу.
И подвела корреспондента к Анне Алексеевне.

Корреспондент профессионально переключился на новый объект, стал задавать вопросы о том, как давно она занимается живописью, в каких они отношениях с Натальей Талицкой, ведь не бывает так, чтобы в одном зале выставлялись работы известной и начинающей художниц.

Женщина молчала, в глазах ее были слезы, в горле - ком. Она была благодарна своей наставнице, которая вопреки всем негласным указаниям сверху, поняла, что с наступлением пенсионного возраста жизнь не заканчивается, что нельзя пенсионера выбросить прочь, как отработанный материал, жестоко сказав: «В ваших услугах мы больше не нуждаемся».

Как важно, чтобы в трудный для тебя момент рядом оказался человек неравнодушный.


Рецензии
Прекрасная работа. Спасибо автору. Давно на пенсии, но без дела не сижу Поговорку придумал: Если старикам не болеть, то и делать нечего.
Согласен. Не всё от нас зависит, но, мы не можем ждать милости от правительства и милость нам не нужна.Дерзайте. Ведь не вся ещё жизнь прожита.

Валерий Семченко   04.10.2019 09:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.