C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Высокий полёт генерала Нобиле

 
Часть 4 (Окончание)*
Закончившаяся летом 1928 года катастрофой экспедиция к Северному полюсу на дирижабле «Италия» могла поставить жирную точку в биографии талантливого конструктора и полярного исследователя Умберто Нобиле. Но «время первых» ещё только начиналось. Судьба уготовила тщедушному на вид итальянцу новые удивительные приключения, где слава и смерть были его неразлучными спутниками.
 
Человек-бульвар
Я стою на тротуаре широкой улицы, по сторонам которой возвышаются новые жилые многоэтажки. Недавно высаженные молодые кустарники и деревья обещают со временем спасительную тень. Новые детские площадки, новые павильоны магазинов…Всё, что меня окружает, нацелено в будущее. Именно таким, всегда устремлённым к новым горизонтам, и был неутомимый Умберто Нобиле – инженер-новатор, исследователь, писатель, политический деятель, часть жизни которого связана с нашей страной. Мой взгляд останавливается на синей вывеске на фасаде ближайшего дома с названием улицы: «Бульвар имени Умберто Нобиле». Да, именно так. Этот бульвар находится в микрорайоне Центральный относительно молодого подмосковного города Долгопрудный.
Здесь, тогда ещё в маленьком посёлке, с 1932 по 1936 годы, в специально построенном для итальянских специалистов двухэтажном деревянном особняке Нобиле жил со своей юной дочерью Марией и верной Титиной. И именно об этом этапе своей жизни Нобиле позднее напишет в книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями»: «…Пребывание в России принадлежит к счастливейшим периодам моей достаточно трудной жизни».
После личного согласия Сталина он был приглашён в Советский Союз для работы в качестве технического руководителя «Дирижаблестроя» и создания новаторских дирижаблей. На родине разжалованному генералу делать было нечего. Попавший после неудачной экспедиции к Северному полюсу, которая привела к гибели семи членов экспедиции и девяти спасателей, включая «полярного волка» Руаля Амундсена, в немилость к диктатору Бенито Муссолини, он чувствовал себя под недобрыми взглядами фашистского истеблишмента более чем неуютно. Посетив в 1931 году СССР и получив приглашение поработать в Стране Советов, Нобиле принял окончательное решение приехать к нам в страну только на следующий год, после внезапной кончины любимой супруги. Тогда он еще и представить себе не мог, что спустя годы он отправится в Америку, затем вновь вернётся на родину, будет восстановлен в звании генерала, почти до 75 лет станет читать лекции в университетах США, Италии, Испании и Японии, напишет 23 книги – учебники, справочники, научные монографии, мемуары.

Рекорды и драмы
Первоначально советское правительство планировало строительство 425 дирижаблей за пять лет. Позже план был сокращен до 50 дирижаблей. Однако к 1940 году, когда строительную базу в Долгопрудном окончательно закрыли, было сооружено только 14 дирижаблей. Непосредственно под руководством Умберто Нобиле и небольшой группы итальянских техников и рабочих на «Дирижаблестрое» было построено пять воздушных судов его фирменной полужесткой конструкции. Самым большим стал дирижабль «СССР В-6» объёмом почти в 19 тысяч кубометров, крейсерская скорость которого составляла 113 км/час. Именно на нём был установлен 4 октября 1937 года мировой рекорд по продолжительности беспосадочного полёта, который составил 130 часов 27 минут. Нобиле сам неоднократно руководил полётами этого гиганта. Даже когда необходимость в консультациях экипажа отпала, когда молодые советские командиры и штурманы полностью освоили особенности вождения этого дирижабля, он продолжал летать. Некогда запавшие в его душу слова легендарного полярника Фритьофа Нансена не давали покоя: «Все мы ищем в жизни «иных берегов»…Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь».
Мог ли предположить неутомимый итальянец, что ставшая ему столь близкой большая часть команды дирижабля «СССР В-6» трагически погибнет в феврале 1938 года в ходе спасательной операции. Они летели вызволять из ледового плена членов первой советской полярной экспедиции во главе с легендарным Иваном Папаниным и врезались в гору в районе Кандалакши. Ещё один дирижабль, построенный по проекту Нобиле – военный «СССР В-10» , потерпит катастрофу в августе 1938 года в небе над будущим столичным районом Бескудниково и унесет жизни семи членов экипажа… **
В самом начале декабря 1934 года в Смольном был убит руководитель ленинградской парторганизации, член Политбюро, Оргбюро и секретарь ЦК ВКП(б) Сергей Миронович Киров. Это стало началом Большого террора, который коснулся и окружения Нобиле. Позднее он напишет в своих мемуарах: «В течение первых четырех лет моего пребывания в России, с 1931 по 1935 год, руководство "Дирижаблестроем" передавалось из рук в руки по крайней мере шесть раз. Вот фамилии следовавших друг за другом начальников: Пурмаль, Фельдман, Матсон, Флаксерман... Все это прекрасные, благонамеренные люди, которые старались сделать лучшее, на что они были способны в тех трудных условиях, в которых протекала их работа в "Дирижаблестрое"».
Начались аресты не только начальников и советских инженеров, но и итальянских специалистов. Однако Нобиле продолжал работать и даже читать лекции студентам ДУКа – Дирижабельного Учебного Комбината и Московского дирижаблестроительного института, будущего Московского авиационно-технологического института (МАТИ).
 
Бездна не поглотила
Умберто Нобиле оказался везучим человеком. Он, тяжелораненый, сумел выжить в арктической пустыне после крушения дирижабля «Италия». Удалось ему обмануть смерть и в феврале 1933 года, когда он оказался на операционном столе в Кремлёвской больнице. Позднее он опишет эту историю в своих мемуарах.
«Хирургическое вмешательство пришло слишком поздно. Около недели я находился на грани жизни и смерти, и скорее ближе к последней. Тем более, что однажды моя старая переводчица Эсфирь Иосифовна спросила меня: "Не пригласить ли к вам священника?"
На следующий день, одна из моих медсестер открыла дверь комнаты, где я лежал при смерти, указывая на высокую внушительную фигуру, торжественно облаченную в церковное одеяние. Потом я узнал, что это был монсиньор Эуген Нево, епископ, живший во Французском посольстве, который пришел, чтобы принять от меня священную клятву. Месяцем позже моя медсестра, комментируя визит епископа, сказала: "Была большая сенсация!" Действительно, прелат до сих пор никогда не бывал в Кремлевской больнице.
Меня лечили и выхаживали так, как это не могло быть сделано где-либо еще во всем мире. Доктора и медсестры делали все возможное, чтобы вывести меня из критического состояния и ускорить процесс моего выздоровления. Меня никогда не оставляли одного, хотя бы на момент, как днем, так и ночью.
Каждое утро и каждый вечер, в течение многих дней, лучшие хирурги и врачи Москвы собирались у меня для консультаций. Среди них приходил и врач Горького доктор Левин, который впоследствии, в 1938 году, был отдан под суд вместе с Тухачевским и расстрелян».

Живой и мёртвый талисман
Главной достопримечательностью поселка дирижаблестроителей в начале 1930-х годов стал не Нобиле, и даже не его дочь-красавица, которая была в центре внимания всей местной молодёжи. Восхищение и удивление жителей Долгопрудного вызывала Титина, с которой хозяин любил прогуливаться вечерами по деревянным настилам, специально положенным на непролазную уличную грязь. Фокстерьер с необычайной судьбой действительно заслуживал внимания. Да и как иначе, если голодная и бездомная собачка, подобранная в 1925 году на узких римских улицах, дважды со своим хозяином летала на дирижаблях к Северному полюсу – в 1926 году на «Норвегии» и в 1928 году на «Италии».Титина совершила со своим хозяином триумфальное турне по Европе, присутствовала на торжественных приёмах, которые давали полярнику лидеры многих стран, включая Муссолини и Черчилля. Её мордочка украшала первые полосы ведущих газет мира. В честь неё называли печенье, зубной порошок и мыло. Она уцелела во время трагической катастрофы итальянского дирижабля и со своим хозяином долгое время прожила на дрейфующей льдине, а затем была вывезена на большую землю шведским лётчиком на маленьком самолёте-этажерке. Именно после этого приключения от скудной пищи у неё выпали все зубы, но Нобиле не мог оставить своего питомца без поддержки. Блистая вставной золотой челюстью, Титина восседала со своим хозяином в ложе Большого театра, семенила по московским, а затем долгопрудненским улицам, заставляя прохожих недоумённо оглядываться. Сам Нобиле считал Титину своим талисманом. Причем он так верил в то, что она действительно приносит ему удачу, что уже в США, где он жил во время Второй мировой войны, скончавшаяся в итоге Титина не была захоронена. Лучшие тогдашние американские таксидермисты изготовили великолепное чучело Титины, которое усадили на добротную подставку из благородного ясеня. До конца жизни своего хозяина она верно «сидела» на его рабочем столе. И, кто знает, может быть, эта вера генерала Нобиле в свою четвероногую спутницу придавала ему сил и энергии. Он умер в 93 года, успев увидеть и оценить советско-британско-итальянский художественный фильм «Красная палатка», в котором рассказывалось о его трагическом полёте на дирижабле «Италия» к Северному полюсу и где дальний-предальний родственник Титины сыграл роль отважной путешественницы.***

*Окончание. 1 - 3 части опубликованы в журнале "Чудеса и приключения" №№4-6 за 2019 г.
**Автор благодарит сотрудников Долгопрудненского историко-художественного музея за содействие в подготовке материала
*** Расширенная версия текста ( с иллюстрациями) будет опубликована в №7/2019 журнала "Чудеса и приключения"


Рецензии