Сначала сидеть, потом ходить

(Конспект разбора по 1Ин.2:12-14 у меня занимает пять страниц, попробую поделиться им в несколько приемов, вот первый фрагмент – о связи этих стихов с предшествующим контекстом).

В начале послания Иоанн сказал, что у него три цели написания послания: 1) чтобы между христианами было общение (1:3); 2) чтобы радость христиан была совершенной (1:4) и 3) чтобы христиане не согрешали (2:1).

Каждый раздел послания как-то помогает достижению этих целей. Всего в книге пять разделов, сейчас я перечислю два из них с подпунктами: сначала Павел писал про принципы общения с Богом, их два – выйти из духовной тьмы и жить в Божьем свете (1:5-7), признавать свои грехи и очищаться (1:8-2:2), а сейчас мы разбираем стихи во втором разделе – про практику общения с Богом, здесь есть такие подразделы: послушание Богу (2:3-5), подобие Христу (2:6), любовь к ближним (2:7-11), духовный возраст (2:12-14), отделение от мира (2:15-17), верность истине (2:18-22).

Только что Иоанн писал о хождении во свете и любви к ближним (2:9-11), а сейчас говорит получателям письма о том, кем они являются и что случилось в их жизни (2:12-14). Думаю, связь такая: правильной христианской жизни и любви к ближним поможет осознание того, кто мы есть и что с нами сделал Бог. Знание о положении перед Богом уже защищает от согрешения.

В Рим.6 Павел несколько раз говорит о знании, с этого начинается освящение и практическое изменение.

По этому принципу построено послание Ефесянам, вторая часть этого послания, как это обычно бывает у Павла, содержит практические наставления о правильной христианской жизни, а в первой, рассказав сначала о том, что сделал Бог для нашего спасения, он пишет о нашем положении и состоянии перед Ним:

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:1-10).

У Вочмана Ни есть маленькая книжечка по посланию Ефесянам, кажется, называется «Сидеть. Ходить. Противостоять». Он делит послание на три части по трем этим глаголам (все три берет из текста послания, второй из них в нашем переводе не виден, но в греческом тексте он есть, если я правильно помню): первая часть говорит о том, чтобы сидеть на небесах, занимать положение спасенного во Христе человека, вторая – о хождении в истине в практической жизни, третья – о противостоянии сатане (концовка послания). И одна из основных идей его такая: у нас не получится ходить, т.е. практиковать христианство, и тем более не выйдет побеждать в духовной брани, если мы не займем и не осознаем прежде свое положение во Христе на небесах. Сначала «сидеть», потом все остальное.

Понимание своего положения, сознание своего статуса влияет на образ жизни. Представим себе рядового солдата и генерала. Солдат, когда его позовет знакомый, может запросто сигануть через забор. Если же генерала окликнет знакомый, едва ли он перемахнет через ограду – он степенно пройдет через калитку.

В луче прожектора мы не будем вести себя так, как действовали бы в темноте (ковыряться в носу или касаться не принадлежащих нам вещей). Причем у христиан дело не только в страхе разоблачения; во свете Божьем им видно, каков Бог, видны законы любви, и в этом свете поступать не по любви противоестественно.

Хорошая иллюстрация: Неемия. Когда его уговаривали перестать делать правильное дело, которое он делал, он ответил: «Может ли бежать такой человек, как я?» (Неем.6:11). Когда мы много размышляем о Божьем Слове и о своем положении перед Богом, а потом встретимся с приглашением к греху, первой реакцией будет: «Может ли согрешить такой человек, с которым Бог делает то и это?»

18.06.2019


Рецензии