Цена молчания

Некой местностью правил мудрый Совет Старейшин.

Однажды один из старцев ушёл в лес собирать целебные травы и не вернулся. А через некоторое время в селение явился мерзкий карлик с сообщением от тёмного колдуна. Он сказал, что это его хозяин пленил мудреца и в обмен на его жизнь выдвигает своё требование. Колдун желал получить один из магических секретов.

Тогда одиннадцать чародеев собрались на совет, а вместо отсутствующего старца решили пригласить его ученика для поддержания магического числа и сохранности силы Круга Двенадцати Магов. Они посчитали, что знаний, полученных Эйшей, — так звали этого юношу, — уже достаточно, чтобы Круг замкнулся. Чародеи сказали об этом Эйше, и он пришёл в назначенный час.

И вот сидят мудрецы и решают, как им быть, и Эйша среди них. Первым выступил с предложением один из самых авторитетных магов:

— Давайте посмотрим, многое ли мы теряем, выдав этот незначительный секрет, когда на карту поставлена жизнь нашего брата и сила Круга.

— Что может сделать один колдун, даже обладая этим секретом? Но когда мы будем снова вместе, нам ничего не стоит разрушить чары слуги Сатаны, если он вдруг решит воспользоваться полученным знанием, — поддержал его другой старейшина.

Эйша погрузился в раздумье. Если тёмный маг не может заставить Учителя выдать ему нужный секрет — а уж Учитель-то тоже понимает, что поставлено на карту, — то почему все присутствующие не учитывают решение его наставника и не задумываются о его мотиве?

Он хотел об этом сказать, но промолчал. Ещё он хотел напомнить, что Учитель предупреждал о недопустимости вступать в сделки с тьмой. «Тьма никогда не выполняет своих обещаний, — часто повторял он. — Вся природа тёмных построена на лжи и обмане, и дай им лизнуть хоть палец — они откусят руку по самый локоть».

Много предложений было ещё высказано мудрецами, но все они казались Эйше неправильными. «Как же они не осознают, что нельзя давать колдуну ни единого шанса?! — думал он. — Я тоже понимаю, что Учитель может погибнуть, моё сердце тоже переполняется болью при мысли, что ждёт наставника в случае его отказа говорить».

На ум приходили слова Учителя: «Я не боюсь смерти. Что есть смерть? Это лишь переход из одной формы существования в другую. Если мне придётся расстаться со своей бренной оболочкой, я легко приму это. Люди боятся лишиться тела и, цепляясь за земную жизнь, по глупости совершают непростительные ошибки. Они могут долгие десятилетия верно служить Свету, а когда на карту ставится их привязанность к телу — способны, поддавшись страху, перечеркнуть весь свой пройденный путь. А чего, собственно, бояться? Что пришёл конец этого воплощения? Значит, выходят сроки, назначенные тебе Творцом, чтобы ты в материальном мире взял все уроки, необходимые для роста твоего духа».

И об этом хотел сказать юноша, но снова промолчал. Он подумал, что уж это старейшины знают и без него и, высказывая свои предложения, обязательно всё учитывают. «Кто я такой, чтобы магам высочайшего ранга напоминать такие прописные истины? Учитель вложил в меня многое, но эти мудрецы знают больше меня в тысячу раз».

И Эйша, слушая слова старейшин, всё размышлял и размышлял.

Как-то раз Учитель обмолвился, что большое количество знаний не всегда гарантирует принятие правильного решения. Если личные мотивы заглушают голос сердца — горе любому, на какой бы высокой ступени он ни стоял. Также Учитель говорил, что суть эволюции в том, чтобы те, кто придут после нас, на фундаменте наших знаний возвели новое, более совершенное построение. Новаторский дух должен гореть в сердце всегда и открывать всё более широкие горизонты. Когда-то и мы со своими пониманиями и представлениями вынуждены будем признать, что время наше вышло, если не сумеем идти в ногу с эволюцией. Ведь так часто случается, что привычная форма мышления устаревает и рамки, сковавшие сознание, не позволяют больше видеть истину…

И об этом подумал Эйша, но предположил, что это не тот случай. Он побоялся выглядеть в глазах старцев жестоким или показаться наглым юнцом, не почитающим их мудрость. Но сердце протестовало против того, что говорилось на Совете.

Настал час принимать решение. Все были согласны с выдачей секретного знания. Эйша ещё мог что-то изменить, но промолчал.

Утром следующего дня к тёмному колдуну отправился посланник.



Прошло несколько дней, а Учителя всё не было. Эйша, снедаемый сомнениями и тревогой, лишился сна. По утрам он выходил на дорогу и высматривал своего наставника.

Однажды, присев на тёплый камень и разморившись на солнышке, юноша не заметил, как задремал. Во сне ему явился Учитель.

— Чему я учил тебя, Эйша? — спросил он. — Разве я дал тебе знания, чтобы ты в решающий момент молчал?

Эйша увидел, что стоит на лестнице в огромной библиотеке и ищет какую-то книгу. Тут же пришло понимание, что эта библиотека — кладовая его сознания. Все книги в ней — знания, что открыл ему наставник — были покрыты толстым слоем пыли.

В памяти всплыли моменты, как когда-то Учитель учил его избавляться от ограничений сознания. Юноша вспомнил, как впервые усвоил Закон Иерархии.

— Учитель всегда прав, — однажды говорил наставник целый день и на жизненных примерах показывал, как нужно поступать в силу Высших Законов в тех или иных случаях.

А на следующий день половину из всего этого он сделал иначе. Эйше это показалось противоречащим тому, что ему говорилось вчера. Но он вспомнил, что Учитель всегда прав и, даже не попытавшись разобраться, принял всё как есть. И промолчал.

— Всё ли тебе было понятно сегодня, Эйша?

— Да, Учитель, — смиренно ответил он.

— И у тебя не возникало вопросов в течение дня?

— Был вопрос, Учитель. Я не мог понять, почему вы вчера утверждали одно, а сегодня поступили по-другому. Но я вспомнил, что вы никогда не ошибаетесь, и просто принял происходящее как должное.

— Меня интересует, Эйша, почему ты не спросил о том, что тебя смутило. Я вижу, туман заволакивает твоё сердце. В тебе угасло стремление к познанию. Я намеренно создал противоречия, и потому я действительно прав. Но ты мог бы и «поспорить», — пошутил наставник. — Я хотел, чтобы ты научился размышлять и самостоятельно принимать решения, но ты не извлёк урок, ты лишь слепо повиновался. Но ты ведь не телёнок на привязи, идущий за хозяином, ты свободный дух, который несёт ответственность за каждый шаг в своей жизни. Научись находить истину. Что ты станешь делать, когда меня не будет рядом, когда ты останешься с этим миром один на один?

Эйша проснулся. Дорога всё так же была пуста. Он поплёлся домой, размышляя: «Слуга тьмы получил что хотел, но Учителя по-прежнему нет… Я был прав: с тьмой не может быть компромиссов».



На следующий день мрачнее тучи вернулся посланник, ведя за собой под уздцы лошадь, запряжённую в телегу. В ней лежало изувеченное тело Учителя. Обуглившиеся шрамы говорили о том, что его пытали калёным железом, а вырванный язык подтверждал стойкость Учителя и его умение идти до конца.

Круг из одиннадцати магов погрузился в скорбь. Эйша был возмущён происходящим и своей близорукостью. Тысячи слов Учителя пронеслись у него в голове: «Не привязывайся к формам… Дух бессмертен… Никогда не сдавайся… Ищи и действуй... Забудь авторитеты, в Истине все равны... Помни, что и последний может быть первым…»

Он смотрел на поникших чародеев, их печальные лица, и думал: «Не этого ли ждал тёмный колдун, прислав тело Учителя? Маги сидят в бездействии. Круг теряет силу. А я снова молчу, сокрушаясь потерей и своей ошибкой. Учитель жив, он жив во мне, а я молчу… Нет, не быть этому! Пусть говорит его голос во мне! Пусть торжествует Свет, а не тьма!»

Эйша встал и заговорил…


Рецензии