Встреча одноклассников

       Говорят, преступника тянет к месту совершенного им преступления. Если говорят, то, наверное, знают. Но что человека совершенно определенно тянет к местам, где он провел детство и юность - установленный факт. Вернуться туда, где жил, дружил, любил, потерял родных, близких. И тянет человека посетить кладбище, где похоронены родители, всплакнуть, привести в порядок могилку. Пусть даже для этого надо проехать, пролететь полсвета.
       Дина Даян, родом из Еревана, вполне состоялась сразу в нескольких ипостасях. Во-первых, Дина была замужем и имела десятилетнего сына, то есть в семейном плане никаких недоразумений не возникало. Во-вторых, карьерный рост ее превзошел все мыслимые ожидания. К сорока годам Дина занимала пост начальника департамента в одном, важном государственном учреждении. Заметим, не где-то там в бывших совковых республиках, а в колыбели мирового империализма, то бишь, в Соединенных Штатах Америки. Грубо говоря, все госслужащие этой страны разделяются на пятнадцать категорий. В свою очередь, каждая категория делится на десять ступеней. Таким образом, наивысшей является принадлежность к десятой ступени пятнадцатой категории, а наинизшей - к первой ступени первой категории. Даян принадлежала к восьмой ступени четырнадцатой категории, что свидетельствовало о ее несомненной квалификации и, что еще важнее, о количественных характеристиках получаемой зарплаты. Для сравнения скажем, что подобной зарплаты вполне хватит, чтобы содержать семью, иметь роскошную машину и в год несколько раз выезжать на курорт. Но ведь это не все! Муж Дины, американец чистых кровей, также был не лыком шит, работал в частной фирме и зарабатывал в полтора раза больше жены. Таким образом, по степени обеспеченности семья входила в узкие 0,1% самых обеспеченных семей Америки. Естественно также, что семья жила в полном соответствии с финансовым положением, имея прекрасный трехэтажный дом в центре города, четыре машины (в том числе две - представительского класса) и соответствующий пакет акций самых различных компаний. В-третьих, семья отличалась приверженностью к здоровому образу жизни. Отец-буржуин играл в гольф, чему исподволь приучал и сына, мать следила за фигурой, правильно питалась и занималась фитнесом. Нечего и говорить, что сынишка, помимо гольфа, занимался также бейсболом и плаванием, но, в отличие от местных рябятишек, отличался драчливым характером, что нравилось родителям-республиканцам. В отпуск семья путешествовала по белу свету, побывав в европах, азиях, не говоря уже о родной стране, в частности, на курортах Флориды и Калифорнии. И вот, настал день, когда Дина окончательно решила.
- Все. В этом году никаких курортов, никаких европ. Надо показать ребенку мою историческую родину. Надо совместить полезное с приятным.
С точки зрения Дины полезным в предстоящем вояже было приобщение ребенка к тем ценностям, на которых она воспитывалась. Надо было показать мальчику, в каких условиях она росла, в какой школе училась, как тогда жили, ели, спали и так далее.
- Одним словом, это как бы посещение большого музея. Как высокопарно выражаются, музея под открытым небом.
Советский поэт Самуил Маршак писал...
В ту же минуту
Трещит аппарат:
— Четыре каюты
Нью-Йорк — Ленинград..
Сейчас это не так. Сейчас заходишь в интернет, находишь соответствующий сайт и преспокойно покупаешь билет, без всяких походов на аэровокзал и очередей. (О, как эти советские кассирши при всевозможных вокзалах возненавидели этот интернет, созданный происками капиталистов и лишивший их немалых доходов.) И вот, билеты заказаны, распечатаны. Вещи собраны, сданы в багаж и после суток утомительного полета лайнер приземлился в аэропорту столицы независимой Армении (в том смысле, что в мировом масштабе от нее ничего не зависит).
Не будем описывать традиционное посещение обязательных достопримечательностей Армении, походы на вернисаж, дегустация шашлыков, стерлядок и прочих вкусностях в местах, для того предназначенных, а сконцентрируемся на встрече одноклассников Дины, чувствовавшей потребность пообщаться с людьми, с которыми проучилась в школе все десять лет.
       Встречу назначили за городом, в основном, потому, что один из одноклассников, взявшийся за организацию мероприятия, приходился родственником владельцу "объекта". Сначала все шло просто отлично. Вспомнили, как Луиза Арамовна, толстая химичка, которую никто не любил, грохнулась на пол и сломала ногу, как ее отвезла скорая помощь, а в дверях носилки стукнулись о косяк и как все радовались. Потом вспомнили, как практикантка английского языка описалась и как за эту парту никто больше не хотел садиться. Много чего вспомнили. И много выпили. И тут Оганян Олег, который нынче преподавал в институте философию, обратился к Дине.
- А твой сын по-армянски говорит.
- Нет.
- Совсем не говорит?
- Совсем.
- Ай-ай-ай. как же это ты, а?
- Ну, знаешь ли, причины две. Во-первых, ни у него, ни у меня нет времени, а во-вторых, не думаю, что это хорошая идея. Пусть лучше тратит время на что-то более полезное.
Тут-то общество напряглось.
- Так ты хочешь сказать, что знать родной язык - это бесполезная и ненужная вещь?
- У него отец - американец, и сам он американец, так что для него родной язык - английский.
Изрядно опьяневший Олег всплеснул руками.
- Вот! Вот почему наша бедная страна в таком состоянии! Люди не только уезжают, но и полностью забывают свою родину. И почему? Да все просто. В погоне за длинным рублем. И им кажется, что здесь, на родине, они не могли бы зарабатывать столько же, сколько там. Вот возьми меня. Я - доцент в политехе. И пожалста. В этом году мы поехали отдыхать в Болгарию. Варны. А на следующий планируем поехать в Испанию. Интересно было бы узнать, можешь ли ты позволить себе отдохнуть, например, в Европе?
- Но ведь я же купила билет не куда-нибудь, а в Ереван?
- Дина, это не то, сама знаешь. Ты приезжаешь сюда, как к себе домой. За гостиницу не платишь, в рестораны не ходишь. Денег особо не тратишь.
Дина была женщиной скромной. Ну, не принято в Америке выпячивать свое богатство. Да, дома у богачей отменные, равно как и машины. Но вот одеваются они скромно и ведут себя соответствующим образом. Так что, следуя своей привычке, она была одета в потертые джинсы с кроссовками и простую хлопкобумажную блузку, в то время, как все девицы были разодеты так, словно вот-вот начнется великосветский бал. Да и охоты спорить у женщины не было.
- Рада за тебя. Но ты пойми, если бы армяне со всех концов света съехались бы в маленькую Армению, то им здесь не нашлось бы ни места жить, ни еды, чтобы есть.
- Ладно, но я не об этом. Вот я спросил тебя, а можешь ли ты позволить себе поехать в отпуск куда-нибудь во Францию, например?
Терпенье Дины лопнуло.
- Да, Олег, могу. И в прошлом году мы отдыхали именно в Европе. Во Франции, в Англии и Бельгии. Зимой мы несколько дней провели на Гавайях, а весной у меня была командировка в Сингапур, так что позволить себе все это я могу.
- Это, интересно, какой у тебя ранг на службе, - встрял в разговор низенький, бородатый Андрей, которого Дина еще в школе недолюбливала, - например, у меня вторая ступень тринадцатой категории. Надеюсь, ты понимаешь, что это значит?
- Немного понимаю. У меня, к твоему сведению, восьмая ступень четырнадцатой категории. А ты, в свою очередь, понимаешь, что это такое?
Бородач мигом протрезвел.
- Да это же... Это... Друзья, давайте все вместе выпьем за нашу одноклассницу. За тебя, Дина. Я горжусь знакомством с тобой.
Однако, прежнего веселья не получилось. Обстановка накалилась и Дина женским чутьем поняла, что надо уходить.
- Что ж, было приятно. Жаль, что мне надо идти. Всего, девочки, всего, мальчики.
У выхода Андрей ее нагнал.
- Дин, ты на Олега не обижайся. Знаешь, почему он на тебя так взъелся? На днях ему отказали в визе в Америку, вот он и затаил обиду и на посольство, и на все, что связано с Америкой.
- О кей, проехали. Ты не мог бы вызвать такси?
Всю дорогу Дина размышляла.
- Господи, ну как же много в людях зависти. И это - мои одноклассники? Все! Никаких встреч.
И, кстати вспомнился спектакль "Горе от ума", на который она ходила в Русский театр вместе с покойной матерью.
- Карету мне, карету!
На следующий день с раннего утра планы поменялись. Дина с сыном уехала на неделю в Батуми, на море и приехала лишь за день до вылета.


Рецензии