Вместо портрета учителя

Один из лучших учеников Ивана Крамского – Илья Репин – по просьбе создателя картинной галереи в Острогожске Глеба Яковлева прислал в 1908 году свою работу «Иуда Искариот в Гефсиманском саду», которую и сегодня можно увидеть в Острогожском историко-художественном музее.
Впервые о Крамском Репин узнал, работая в селе Сиротине Воронежской губернии (ныне это в Троицком районе Луганской области Украины) над возобновлением старого иконостаса в богатой каменной церкви. Вместе с восемнадцатилетним Репиным трудились мастера из Острогожска. Узнав, что Репин готовится поступать в академию художеств, острогожцы не преминули похвастать тем, что в академии учится их земляк Иван Крамской.
На следующий год Репин поступил в рисовальную школу, где по воскресеньям в классе гипсовых голов преподавал Крамской. Когда однажды в свой адрес Репин услышал похвалу от учителя, он в ответ рассказал Крамскому о запомнившейся встрече с его земляками. После этого Крамской и Репин подружились. Репин часто бывал дома у своего учителя.
Когда в начале прошлого века Острогожский энтузиаст Глеб Яковлев решил создать картинную галерею в память о великом земляке Крамском, первым, к кому он обратился за помощью, был Репин. Причем Яковлев в письме просил Репина написать портрет Крамского. Начать переписку по созданию галереи именно с Репина Яковлев решил, ошибочно предполагая, что семья Крамских проживает за границей.
Когда письмо было подписано большой группой Острогожской интеллигенции и отправлено, состоялась беседа одного из острогожских художников с семьей Вадима Брюллова, проживавшего в Острогожске инженера-путейца, внучатого племянника выдающегося живописца Карла Брюллова. Супруга Вадима Павловича – Екатерина Николаевна, узнав об отправленном Репину письме, заметила: "Но ведь Репин в контрах с Крамским и никогда портрета не напишет, и зачем же вы обращались в Репину, когда семья Крамских жива: находится в Петербурге, и я с ними знакома с детства".
Портрет Репин действительно писать отказался, но идею Яковлева поддержал, ответив на его обращение следующим образом: «Я чрезвычайно польщен вашим любезным отношением ко мне … В общем, этот скромный памятник (художественная галерея) великому самобытному русскому художнику и доблестному гражданину трогает до слез».
В 1908 году в подарок Острогожской картинной галерее Репин прислал свою только что написанную работу «Иуда Искариот в Гефсиманском саду». Сегодня эта картина по-прежнему находится в галерее, которая составляет основу нынешнего Острогожского историко-художественного музея имени Крамского.
Имеющийся в музее паспорт картины свидетельствует, что писал ее Репин под впечатлением от повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», вышедшей в 1907 году. В паспорте отмечено также, что лицо Иуды имеет сходство с чертами писателя Всеволода Гаршина.
Эти факты много значат для понимания и глубокого восприятия произведения Репина. Образ Иуды, созданный Андреевым в его повести, отличается от привычно прямолинейного: «Иуда – предатель». Писатель изображает предательство Иуды исполнением божьей воли, необходимым условием распятия Христа и его последующего воскресения. Андреевский Иуда – единственный из всех апостолов остается с Христом до его смерти и вслед за ним сам уходит из жизни со словами: «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус». В повести Иуда показан изгоем среди апостолов, но изгоем, постоянно упрекающим их, заставляющим сомневаться в чистоте своих помыслов и дел. Именно упрек и обреченность постарался изобразить на своей картине Репин. Это и заставило художника придать облику Иуды черты своего друга писателя Всеволода Гаршина. Репин в 1887 году на пятнадцатой выставке передвижников представил портрет, на котором Гаршин был изображен сидящим за столом с рукописями. Человек с холста смотрел на посетителей выставки с молчаливым укором. А через год душевнобольной Гаршин бросился с лестницы в пролёт, после чего вскоре скончался.
На картине Репина Иуда изображен за мгновение до самоубийства.
Подарок великого художника Острогожской галерее уцелел, несмотря на неоднократную возможность пропасть. В год размещения его в галерее грабители похитили шесть полотен. С началом Великой Отечественной войны картина была эвакуирована вместе с Воронежским музеем изобразительных искусств. Многие оставшиеся в Острогожске экспонаты тогда погибли под фашистскими бомбами. Вновь «Иуда» Репина занял свое место в галерее только в 1957 году, а через 20 лет прошел реставрацию в Художественном научно-реставрационном центре им. Грабаря.


Рецензии