Открытие сердца

                Открытие Сердца.
Борьба за понимание Анатомии и Физиологии человека имела не менее трагичный и напряженный характер, чем битва за истинную Астрономию. Особенно это касается Кровеносной системы. В чем была суть конфликта, который продолжался столетиями, и задержал развитие медицины?
Древнеримский врач Гален исследовал трупы мертворожденных младенцев. В их сердце были отверстия, которые соединяли правый и левый отделы. Эту врожденную патологию Гален принял за норму. Пример злосчастной ошибки врача, которая погубила многих. Как выглядит движение крови?
Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка сердца легочной артерией. Она несет венозную (обедненную кислородом) кровь к легким. От легких оттекает уже артериальная кровь, попадающая в левое предсердие. Затем от левого желудочка начинается большой круг, снабжающий кислородом и питательными веществами весь организм. По венам большого круга кровь возвращается в правое сердце, и два круга замыкаются.
О людях, которые помогли человечеству разгадать эту нехитрую схему, наш короткий рассказ.
     1553 год. Женева. В центральной церкви стечение народа, как во время выступления рок-группы. Пламенный оратор, не жалея голосовых связок, учит людей жить. Это – Кальвин. Внезапно он узрел кого-то в толпе, выставил жирный палец, и заорал визгливым голосом:
- Хватайте его, это – Сервет, безбожник, арианиц.
Через час Мигель Сервет стоял перед судом.
- Великий Гален сказал, что кровь из правого отдела сердца проникает в левый; ты отрицаешь это?
- Никто не видел этих мифических дырок между желудочками и предсердиями.
- Ты споришь с истиной,  которая освещена веками!
- От количества времени она не перестает оставаться глупостью. Да и какая разница для церкви? Течет кровь от правого желудочка к левому через легкие, вам то что?
- Мы защищаем истину. Но ты к тому же отрицаешь Троицу, что скажешь?
- Мне достаточно одного Бога.
- Ты против решений Никейских соборов?!
- Я плевал на них, и на тебя отвратительный поп.
- Сжечь… сжечь… сжечь…
Кальвина трясло, лицо его исказилось от гримасы ярости.
- Хоть какую-то память о себе оставишь.
Утром толпа заполнила центральную площадь Женевы; все ждали восхитительного зрелища казни. Появилась тележка, на ней полулежал приговоренный в костюме для аутодафе. Он не мог двигаться, и солдаты возвели его на костер, привязали к столбу. Огонь загорелся, и стал лизать тело несчастного. В этот момент Кальвин соскочил с самого лучшего для обзора места и побежал к костру.
- Почему он не орет и не дергается? Он что мертвый? Да это не он!
Люди с удивлением взирали на проповедника милосердия, который так мечтал увидеть мучения человека.
А враг протестантского вождя, между тем, пересекал Альпы, направляясь в Парму. Мигель Сервет превратился в Везалия; это стоило не очень дорого.
        Парма. В харчевне встречаются два человека.
- Что такой невеселый, ты же сегодня доктором стал?
- Обозвали сумасшедшим, делать там нечего, принес? Пойдем в кабинет.
- Видишь Стефан, его убили жуткой смертью, а сердце все бьется. В полости перикарда немного жидкости; так я и думал. А вот смотри – перегородка, и не одной дырочки. Как там Тициан?
- Лучше всех.
- Гений, а устроился: такое редко бывает. Ну, к делу. Нам надо сегодня последние рисунки сделать. Мне нужна хорошая печень; надо показать, что в печень входят сосуды с кровью, а затем выходят из нее.
- Получается, что никакого образования крови в печени не происходит?
- Она меняется, но не образуется. Так что есть?
- Девку одну вздернули, мужа зарезала.
- Скорее всего, ей надо было денег за это дать, но короче, что стража?
- Спят пьяные.
Напротив живодерни, от которой шел отвратительный запах, была устроена виселица. Ветер раскачивал труп в белой рубашке. Везалий остановился, что-то дрогнуло в нем; она была красива, а скоро будет искромсана скальпелем. Секундная слабость. Быстро перерезали веревку, сняли, положили в мешок, и потащили добычу домой.
Только началось вскрытие, раздался резкий стук в дверь.
- Откройте, именем Иисуса!
- Инквизиторы, нам конец.
- Взяли, положим на кровать, на живот. Ложись рядом, быстро.
Вошли стражники.
- Это что здесь? Баба? Спит.  Видать, вы ее переутомили. Ладно ребята, пошли.
  Пришлось сжечь все работы. Потом бегство на Восток, все дальше и дальше, до Иерусалима. Везалий стоял на коленях перед стеной плача и вопрошал Господа, за что он посылает такие мучения. Затем – Голгофа. Здесь Везалий попросил у Небес прощения; он понял, что его боли ничто по сравнению со страданиями Иисуса.
На обратном пути в Средиземном море корабль, на котором плыл наш герой, попал в шторм, и он был выкинут на необитаемый остров. Это был – остров Зенон. Везалий обошел его по кругу и улыбнулся: вот так и кровь уходит и возвращается на то же место, и жизнь наша, и мысли…
В центре острова он обнаружил могилу Уильяма Гарвея, врача из Англии. Судьба! А вот и корабль пришел, который понес британского ученого потрясать мир.


Рецензии
Да, истина дороже всего.

Людмила Гладкая   28.08.2019 05:52     Заявить о нарушении
Прекрасные слова, которые греют душу, и дают надежду

Владимир Белошапкин 1   10.09.2019 04:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.