Неизвестный социализм. Введение, ч. 1

1.ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

От всех остальных ныне существующих биологических видов Homo sapiens резко отличается приобретенной в ходе эволюции потребностью в ПРОГРЕССЕ, т.е. в неуклонном улучшении рукотворных условий его существования. Самым наглядным проявлением этой человеческой потребности является феномен ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА, состоящий в непрестанном поиске более эффективных по сравнению с уже известными способов решения важных для людей проблем, будь то, например, более точные и менее трудоемкие способы математических расчетов, более производительные орудия труда или же прогрессивные юридические законы, более точно выражающие общественные интересы.   

Подчеркнем: сказанное выше относится ко ВСЕМ "измерениям" прогресса человечества, в том числе и к прогрессу общественных отношений. Если есть хоть малейшие основания для недовольства существующей общественной системой, неизбежно появятся желающие тем или иным способом устранить ее недостатки, а то и вовсе заменить существующую систему более совершенной, ибо такова, отметим еще раз, видовая специфика Homo sapiens. А так как недостатки капитализма у всех на виду, идеи о его замене более разумной организацией общества просто не могут не возникать у части представителей человеческого рода. Особую популярность давно уже приобрела мысль, что огромному большинству людей гораздо выгоднее не КОНКУРИРОВАТЬ, к чему их принуждает капитализм, а честно, товарищески СОТРУДНИЧАТЬ друг с другом. Такова суть ИДЕИ социализма, о которой один из ее страстных пропагандистов, «утопист» Роберт Оуэн (1771 – 1858), писал:

«Эта перемена с корнем вырвет и окончательно уничтожит во всем мире старую, негодную и жалкую систему, сеявшую невежество, бедность, индивидуальное соперничество, распри и национальные войны. Вместо нее будет введена разумная общественная система, при которой навсегда прекратятся соперничество, раздоры и войны, и люди с самого раннего детства будут приучаться содействовать счастью друг друга».

Но изобретательство не сводится к одному лишь генерированию прогрессивных идей; его главное дело – КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ (технических либо социальных), посредством которых и должно быть обеспечено воплощение исходной идеи в реальность. К сожалению, в ЭТОМ смысле социализм всё еще остается чем-то НЕИЗВЕСТНЫМ, а стало быть, и НЕДОСТИЖИМЫМ, ибо, как справедливо заметил Маркс в «Капитале», даже

«…самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».

Но тем более нелогично то, что Маркс, взявший на себя роль теоретика социализма, не нашел нужным предварительно «построить его в своей голове», считая "сочинительство утопий" пустой тратой времени. У этой роковой, как теперь ясно, ошибки марксизма был, разумеется, свой "теоретический фундамент", в соответствии с которым прогрессирующее общество больше напоминает именно пчелу, не отдающую себе отчета в своих действиях, нежели архитектора, СОЗНАТЕЛЬНО стремящегося воплотить в жизнь задуманный и разработанный им самим проект. То есть, по мнению Маркса, общественный прогресс – не результат сознательных усилий хотя бы части общества, а фатально неизбежное следствие ГОСПОДСТВУЮЩИХ над обществом неких объективных законов бытия. Исходя из чего, Маркс и утверждал в предисловии к «Капиталу», что

«Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, – а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, – не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов».

Таким образом, если верить Марксу, надо не КОНСТРУИРОВАТЬ новые общественные отношения, а стремиться ОТКРЫТЬ в наблюдаемых тенденциях тот «естественный закон» развития общества, который один только и обусловливает содержание грядущих перемен, не зависящих от чьих бы то ни было "конструкторских" потуг. Однако непреложный факт состоит в том, что едва ли не все марксистские прогнозы, построенные на этой теории, были опровергнуты историческим опытом. Откуда следует одно из двух: либо подлинная суть пресловутого «естественного закона» так и осталась не раскрытой, либо такого закона просто не существует. Но в обоих случаях мы приходим к одному и тому же выводу: МАРКСИЗМ КАК «НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ» СЕБЯ НЕ ОПРАВДАЛ. Что, конечно, не является аргументом в пользу той альтернативной точки зрения на социализм, которая излагается в данном сочинении. Однако уже тот факт, что она существует – дополнительный аргумент ПРОТИВ отождествления социализма с марксизмом.   

Более того, признание несостоятельности марксизма – ключ к верному ответу на вопрос, почему был провален «социалистический эксперимент» в СССР, к осуществлению которого приступили в Октябре 1917 года хоть и не ортодоксальные (таковыми были меньшевики), но всё-таки марксисты. Дело в том, что те экономические и политические цели, которые они изначально перед собой поставили, исходя из постулатов марксизма, неосуществимы в принципе. Обусловленные этим неудачи заставили большевиков отказаться в своей практической деятельности от некоторых марксистских догм и, не имея чем их заменить, частично реставрировать дореволюционные методы и формы управления. Причем это относится не только и даже не столько к НЭПу, который имел, по крайней мере, внятное обоснование и был адекватно охарактеризован Лениным как государственный КАПИТАЛИЗМ, сколько ко всем последующим "моделям социализма" в СССР, которые можно охарактеризовать одним словом: ЭКЛЕКТИКА. То есть, искусственное соединение органически чуждых друг другу элементов, сохраняющее относительную стабильность только под внешним давлением. В данном случае – под давлением страха партхозаппарата перед «сталинскими репрессиями». И потому, как только источник этого давления отошел в мир иной, созданная им "система" тут же стала разлагаться. Вся история СССР с 1953 по 1991 год – история этого разложения, которая учит одному: жизнеспособной может быть только такая "модель социализма", которая не содержит в своей "конструкции" системных противоречий.

Цель данного сочинения – представить своего рода "эскизный проект" именно такой "модели социализма", свободной от внутренних "нестыковок", присущих как социализму по Марксу, так и советскому «реальному социализму». Но вначале сформулируем "техзадание" для этого проекта, исходя из того, что социализм – САМЫЙ РАЦИОНАЛЬНЫЙ общественный строй, на фоне которого капитализм со своей главной "фишкой" – свободной конкуренцией в экономике и политике – выглядит не лучше, чем бодибилдер в роли акробата: эффектная форма без адекватного содержания.


Рецензии