Правда и фантазии о Великом Крае 1 глава

 Правда и фантазии о Великом Крае (1 глава).

                Пролог.

Шестнадцатый век двигался к концу. Царь Иван четвертый (никакой не Грозный, это прозвание имел его отец) с упорством маньяка занимается уничтожением Русского государства. Наняв самых отпетых подонков из своей и окрестных стран, создает опричнину, террор которой погрузил страну в омут ужаса. Уничтожает население. В разгар борьбы с подданными, начинает войну с ослабленным орденом Ливонских рыцарей. Шведы и поляки естественно вступаются, что приводит к военной катастрофе. К тому же, Москву сжигает крымский хан Дивлет-Гирей. Храбрый в войнах с женщинами и детьми царь, позорно бежит. Татарин шлет ему оскорбительные письма, называя, в том числе, трусливой собакой. Царь предлагает на откуп победителю Казань и Астрахань, в общем , особо не нужные Государству, но они и Крымскому правителю не угодны.

В этот момент, когда силы народа, прежде всего моральные,  были на исходе, происходит удивительное событие, поднявшее дух нации.

Потрясающе, но факт; казацкий атаман Ермак с войском в пятьсот человек одолел многотысячную орду Кучума. Покорил Сибирское ханство -  мощный осколок Великой Золотой Орды, и преподнес  его в дар царю.
 
     Кучум сумел отомстить, вначале убив атамана по кличке Золотое Кольцо, затем самого Ермака. Но эти насильственные акты не изменили соотношения сил. После гибели вожака, движение русских к Востоку не остановилось. Через полвека  был  достигнут берег Тихого Океана. Первыми в его волнах омыли ноги казаки.

Среди них был Филя; друг  и названный брат Степана Разина, по прозвищу – Большой. Он знал о предательстве, которое готовили старшие казаки, есаулы.  Филя сообщил.  Степан  не понял его предупреждения, скорее всего из-за беспробудного пьянства.  Избежавший царского и татарского плена, достиг Океана, получив новое прозвание - Белая Шапка, за то, что был сед как лунь. Конечно, поседел; и в Персию ходил, с атаманом на Соловки ездил, а после казнь брата названного наблюдал. Как рубили руки, а затем ноги.

  Вернулся в Сибирь, собрал ватагу, и дошел до берега, за которым Сахалин и Курилы. Таким образом, границы Российской империи раздвинулись на невероятную широту. Со всеми своими островами Британия и Франция не могли по размаху сравниться с Россией. Но избыточная территория сыграла с государством злую шутку. Именно с окраин  –   Польши, Сибири, Финляндии пришла революция, разрушающая все и вся, чтоб потом возродиться в новом качестве. Посмотрим подробнее, как все это было. Как отразились события отечественной и мировой истории на судьбе сибиряков, которые стали истинными выразителями того, что называют – русский характер.

                Глава 1.

                Сибирь кондовая.

В Советское время Сибирь превратилась в край исполинской стройки. Сибирская нефть и газ стали основами процветания супердержавы. Сибирские дивизии спасли Москву от танков Гудериана. Принято думать, что до Революции это была лишь дикая суровая окраина российской монархии. Но делом Российской Монархии было не только постройка городов, но и проведение самой длинной в мире железнодорожной магистрали. Да, в результате кошмарной войны с Японией, потеряли половину Сахалина и Курилы, но Сибирь для русских сохранили.

В конце 17 века население Сибири составляло уже около полмиллиона человек, из них половина коренного и половина русского народа. С татарами нашли общий язык,  сдружились. Общими словами, для обозначения всем понятного, стал мат (слова из монгольского языка). Войско Пугачева больше чем на половину составляли татары, казахи и киргизы (прямые потомки Батыевой орды). Узкоглазые бойцы звали Емельяна «Бачко», т.е. Отец. Подобный  интернационализм царил в войске Кондрата Булавина.
     Основным бизнесом был вывоз дешевой пушнины, особенно соболя. Дальнейший рост русского населения осуществлялся за счет ссыльных и каторжан, за счет служилого солдатского и казацкого люда. Много прибыло после восстаний Разина, Пугачева и Булавина .  Для массовой ссылки неугодных Сибирь была самым подходящим местом; холодный необжитый край за тридевять земель от дома. Трудно представить масштаб; за 1823-1898 годы в Сибирь было сослано свыше 900 тыс. человек. Среди ссыльных было много интеллигентов разного рода; писатели, ученые, представители революционных течений. Проживая относительно свободно, они, конечно, меняли общую ауру. На Енисее в крепком доме с резными наличниками отбывал наказание Владимир Ильич Ленин.
Вместе со  ссыльными к концу 19 века население Сибири достигло 4,5 миллиона человек. На ее целинных землях стало развиваться сельское хозяйство. За пользование землей в казну уплачивался денежный оброк.
    Уклад жизни первопроходцев и старожилов во всех уездах Енисейской губернии складывался примерно одинаково. Вначале они поселялись, главным образом, у больших рек, вблизи от великого сибирского пути, в местах, где можно было сеять хлеб, где были другие угодья.
    Московский тракт, связывающий Сибирь с центром России, пересек Енисейскую губернию в 1735 году. Железная дорога была построена лишь в 1895 году. Поэтому вплоть до начала ;; века наши предки сибиряки жили в условиях почти полного экономического и культурного отрыва от центральной части России. Это надолго обусловило сохранение в укладе их жизни патриархального натурального хозяйства, соблюдение старинных обычаев и остатков в речи древнерусского языка.
  В Сибирь почти ничего не ввозилось и из нее ничего не вывозилось. Суровость же климата, исконное русское стремление к воле, свободе, которое освежалось прибывающими из глубин России ссыльными и политическими людьми, формировали и закаляли в сибирском народе энергию, выносливость, упорство в борьбе за сносную жизнь. Продолжительные  зимы,  морозы, большие снежные заносы требовали необходимого противопоставления им. Не прожить без теплых домов и одежды, хорошего питания. И люди усиленно трудились, работая в основном на зиму.
  Природа раньше была более суровой, чем теперь, но она давала людям и большие дары. Нужен был только труд и труд, труд упорный, толковый, хорошо организованный.
Таким благодатным по природе и требовательным к труду местом являлось и Причулымье, входившее в Енисейскую губернию. Ближайшими к нему городами были основанные в семнадцатом веке Ачинск и Красноярск. Первоначально это были остроги с населением в несколько сот человек.
                Глава 1 (Сибирский детектив).
Ачинск. 1910 год.

Следователь вошел и спокойным взглядом осмотрел страшную картину. Посреди комнаты в луже крови лежал бородатый человек мощного сложения. Умное, волевое лицо повернулось к доктору – старичку с козьей бородкой.

 - Смерть наступила в результате удара острым тяжелым предметом в теменную область. Удар был нанесен со спины, скорее всего топором.
- Топор уже найден ваше превосходительство, со следами крови.
- Где нашли?
- Во дворе.
- Странно.
- Арестовали жену – молодая бабешка, сами понимаете…
- Лескова начитались; женщина дала бы яду… Хотя в состоянии аффекта… Посмотрим. Кто еще?
- Работник – явный революционер.
- А кто щас не революционер? Дальше. Что пропало?
- Нет икон в красном углу ваше превосходительство. Жена утверждает, что сожгла их.
- Зачем?
- Она – яростная атеистка; ее научили этому каторжные.
- Или сектанты. Деньги?
- В доме ничего нет.
- У купца первой гильдии, миллионера? Беглых много было последнее время?
- Как всегда, последнее время. Да еще цыгане и староверы…
- Ну и дельце. Сейчас отдыхаем, а завтра с женщины начнем, а не бабы, как ты невежа выражаешься.
- Прощения просим.

Глава 1 (путешествие студентов)

Четверо шли по пустой пыльной дороге; две девушки (Настя и Наташа), которых сопровождали толстяк (Витя) и коротышка (Сережа). Они двигались из поселка Ступино в сторону станции. Солнце, и комары с мухами добавляли к прогулке удовольствия.

- Витя, я больше не могу, упаду сейчас.
- Я тебя понесу.
- Тогда мы грохнемся вместе. Почему не поехали на машине?
- Толя был пьян.
- То же мне хозяин, во, смотрите остановка, и стоит кто-то.
Действительно, около унылой деревенской остановки маячила фигура с гитарой.
Познакомились: гитариста звали Мишей.
- А скоро автобус?
- Часов через пять, а быть может никогда.
- Слушайте ребята, это звук поезда.
- Конечно, железка прямо за леском, а автобус крюк дает.
- Так махнем через лес. Солнце сзади, поезда спереди – с азимутом все ясно.
Так было принято решение, которое привело наших героев к удивительным приключениям.


Рецензии