Нелегкое это дело

                Айша Курбанова

                Нелегкое это дело

      Поистине, нелегкое это дело – быть одновременно требовательным и добрым наставником, строгим и внимательным воспитателем, быть на интеллектуальной высоте и в то же время шагать рядом с детьми. Но это является прямой обязанностью взрослого человека, желающего вырастить из дитя гуманную личность.  Истинным воспитателям от природы быть ваятелями детских душ удается. Таким наставникам дети бесконечно благодарны. Однако приходится констатировать, что навязываемые подрастающему поколению различные видео- или телефильмы, демонстрирующие жестокость и, мягко говоря, легкомыслие и вседозволенность, создают разрыв между требовательностью наставников и интересами некоторой части подрастающего поколения.
      Когда с телеэкранов наряду с полезной информацией (в основном, по частным каналам) насаждается корыстолюбие, цинизм, жестокость, а с детективных видеолент льется сквернословие, садизм, праздность, воспитать в ребёнке высоконравственную личность, крайне трудно. В народе говорят, дурной пример заразителен. Трудно прогнозировать, сколько газетно-журнальной продукции, видео, сколько различных сайтов всемирной паутины направлено на пробуждение в человеке (в частности, в подрастающем поколении) низменных чувств. Нелегко констатировать, сколько людей, попавших на эту удочку, деградировало, скольких людей подобная продукция нравственно искалечила. Скольких из них она лишила счастья. Счёт этому не ведётся. И цензура на это не обращает внимания или её нет вообще. Общество предпочитает об этой теме не говорить. А подобная продукция продолжает оказывать своё губительное воздействие на умы подрастающего поколения. Это воздействие подобно заразной болезни, способной одурманить любого человека. 
       Несомненно, Закон обязан защитить детей, подростков, молодёжь и просто взрослых людей от этой губительной болезни, искоренять это зло из общества. И культура обязана заботиться о сохранности в чистоте общечеловеческих ценностей. С этой целью нужно требовать изымать из потребительской корзины   грязь жёлтой прессы и видеопродукцию, направленные на пробуждение в человеке    низменных чувств. Необходимо добиваться запрета демонстрации наготы низменных чувств, создавать препятствия для сайтов с подобной тематикой.
Сегодня в России сигареты под запретом: закон не разрешает курить в общественных местах, иначе придётся заплатить штраф. На сигаретах появляются рисунки с изображением последствий для курящих.
По сравнению с грязью жёлтой прессы сигарета – безобидная штука. Покурил – повредил своё здоровье. Выпустил витиеватыми кругами табачный дым – загрязнил окружающую среду. Минздрав, безусловно, прав, предупреждая курильщиков: «Курение убивает!»  Но вред, наносимый психике подрастающего поколения грязью, направленной на пробуждение в человеке    низменных чувств, куда страшнее табачного дыма.
        Ароматно пахнущее, эстетически оформленное блюдо даже у сытых, то есть, недавно поевших людей, возбуждает аппетит. Чем опасно безобидное переедание знает каждый. Однако, чем опасен информационный яд, задумывается не каждый, хотя любому здравомыслящему человеку очевидно, что чтение, просмотр, продажа произведений непристойного характера порождает пошлость, побуждает подрастающее поколение на противоправные действия.
       По статистическим данным, нашим государством на борьбу со СПИДом выделено 20 миллиардов рублей, на лечение наркозависимых – ещё больше. Но при всем при этом растёт число больных СПИДом, увеличивается число наркозависимых, растёт число людей, проводящих огромное количество времени в ночных клубах, развлекательных центрах, притонах, казино, что приводит к распаду семей со всеми его последствиями.
       Государство обязано задуматься о том, как часто в стране рекламируются закордонные гормональные препараты или мораль индивидов, придерживающихся противоестественных отношений.
       Не думать о пагубности вульгарной продукции на подрастающее поколение, не переживать о будущем детей, не может ни одна здравомыслящая мать или отец, у которых подрастают дети.  Что может быть дороже родителям, чем нравственное и физическое здоровье детей? Ничего! Что может быть ценнее для наставников, чем хорошая методика воспитания подрастающего поколения? Ничего! 
Родители вправе требовать от правительства создания законов, ограждающих психику и здоровье детей от негативного влияния! А министерство образования обязано опираться не только на теоретические выводы прогрессивных мыслителей и педагогов, но и считаться опытом воспитательной работы родителей, организовывать просветительские учреждения для взрослых, так как они являются самыми близкими людьми для своих детей, самыми заинтересованными лицами их в нравственном   развитии.
       Если говорить о российской действительности, то в ней немало здоровых идей, направленных на сохранение чистоты человеческих отношений и любви к семье, на воспитание полноценного высоконравственного поколения. приведу пример из реальной жизни ныне покойного Алиева Гаджимурада Алиевича

                Учитель жизни

      От моей матери и от многих сельчан я немало лестных слов слышала о Гаджимурадацци (Алиеве Гаджимураде Алиевиче), однако общаться с ним
непосредственно не приходилось, хотя с малого детства всегда с ним здоровалась.
Я благодарна Хаттаевой Муминат за то, что собрала о нём огромный документальный материал и передала мне. Вот что она пишет о ветеране войны в своих рукописях, желая сохранить память о нём: "«Учитель жизни О Гаджимурадацци не писали в газетах, не слагали о нём песни, он не был героем, а был обыкновенным горцем, человеком, к которому можно было пойти  со всеми наболевшими проблемами. Он мог выслушать, понять, найти выход из трудного положения, подсказать односельчанам, что делать и как поступить в тех или иных ситуациях. Он был для всех сельчан своим родным и близким человеком.
      Высокий и подтянутый, всегда аккуратно одетый Гаджимурадацци даже в пожилом возрасте не позволял себе расслабиться. Его хромовые сапоги всегда блестели на солнце, китель и брюки-галифе были безупречны, а на голове красовалась горская папаха.
      Писать о нем я собиралась давно. Он был двоюродным братом моего отца. Как известно, «Пророков в отечестве не бывает». А факты, известные мне, казались незначительными. Я не знаю, каким был он учителем, я не видела, чему учил он своих учеников. Об этом можно судить лишь по тому факту, что многие его воспитанники, продолжив учёбу, получили блестящее образование. А тот дух справедливости, честности, благородства, взаимовыручки и взаимопонимания, заложенный им в родную школу, все ещё витает под её сенью. А самое главное, он оставил в сердцах односельчан, друзей, кунаков и родственников, знакомых добрую память о себе. Это многое значит.      
      В архиве пенсионного отдела Дахадаевского района я нашла его личное дело, и там написанное его рукой заявление на даргинском языке.  Правильный, красивый, четкий почерк.
       В его Пенсионном деле я нашла   и справку Центрального Государственного Архива Дагестанской АССР от 5-го июля 1960 года № А-142.  В ней говорится: «В документальных материалах архивного фонда Народного Комиссариата Просвещения ДАССР: в приказах, в протоколе аттестационной комиссии, в списках учителей и личной карточке учителя, заверенной Дахадаевским РайОНО, Алиев Гаджимурад значится:
за 1933-1934 учебный год студентом Совпартшколы сел. Коркмаскала,
за 1934-1935 учебный год учителем начальной школы селения Карбачимахи,
за 1935-1937 учебные годы заведующим и учителем начальной школы селения Гунакари,
за 1937-1938 учебный год учителем начальной школы селения Кунки,
за 1938-1939 учебный год и на начало 1939-1940 учебного года заведующим начальной школой населенного пункта Аяцимахи».
Где бы Гаджимурадацци ни работал, оставлял о себе впечатление приятного в общении и жизнерадостного человека.
      Хотя повсеместно не хватало учителей, Дахадаевским РВК ДАССР 1 января 1942 года он был призван на военную службу и зачислен в 156 запасной стрелковый полк пулеметчиком. В его военном билете написано, что сержант Алиев Гаджимурад в 1943 году стал членом КПСС, что по должностной квалификации был назначен командиром отделения.
       Демобилизован он был по указу Президиума Верховного Совета СССР   15 февраля 1945 года.
       Там же, в его военном билете, в графе «Сведения об участии в Великой Отечественной войне, и других войнах» написано: «С августа по сентябрь 1945 года сражался в Манчжурии, участвовал в сражениях с японскими империалистами».
В личном деле я нашла также выписку из протокола № 5, заседания бюро Дахадаевского райкома КПСС от 25 сентября 1957 года, где его рекомендуют назначить председателем колхоза «Победа».
       Алиев Гаджимурад многие годы работал на ответственных должностях, был членом КПСС, но никогда не был слепым исполнителем указов сверху. Он каким-то чутьем угадывал, что нужно беспрекословно выполнить, а что нельзя, что можно от подчинённых требовать и чем можно их поддержать. Поэтому он пользовался доброй славой, уважением не только в селе, но и во всём районе. 
       Издревле дорога из Дербента в лакские районы пролегала через Карбачимахи. Чабаны из разных населённых пунктов свои отары на летние пастбища тоже перегоняли через наши земли. Естественно в то время в горах никаких гостиниц, кафе или закусочных не было. Так вот пешие путники и проезжающие на конях всегда находили хлеб и ночлег в доме Алиева Гаджимурада.  Да, он был непререкаемым авторитетом для всех карбачимахинцев и для жителей близлежащих аулов, так как обычаями гостеприимства горцев он дорожил больше всего. Кунаков и гостей он звал к себе в любое время дня и ночи. Люди говорили: «Удивительно, что у него всегда есть, что подать для гостей на стол». На самом деле у него тоже не всегда стоял на столе хинкал с курдюком и мясом, но чем был богат Гаджимурадацци, тем рад был угостить проголодавшегося путника. В народе говорят: «Не важно, что поставлено на стол, важнее внимание к гостю».  А Гаджимурадацци всегда дарил гостям душевную теплоту. 
Удивительное было у него отношение к своим сельчанам. В трудные послевоенные годы, он справлялся об их  быте, узнавал, кому какая помощь нужна,    вникал во все их проблемы. А потом на правлении колхоза, на совещаниях районного руководства, добивался для них материальной помощи.  Руководство знало, что он просит не для себя, а выделенную материальную помощь распределит    справедливо.
       Умер Алиев Гаджимурад 1987-ом году. Светлая память о нем осталась в сердцах односельчан и всех тех, кто знал и уважал его…».
       Казалось бы, Хаттаевой Муминат всё написано о Гаджимурадацци.  Мне же хочется добавить, что рядом с ним, помогая ему во всех делах, всегда была его супруга Хажаба, отзывчивая и милосердная горянка, хозяйка  гостеприимного дома. Благодаря её умелому ведению хозяйства и покладистому характеру Гаджимурадацци мог принимать друзей, кунаков и просто незнакомых людей, не знающих где остановиться, в любое время дня и ночи.  Хажаба делала всё, чтобы Гаджимурадацци повсюду успевал и был безупречен.
       Её, улыбчивую, доброжелательную горянку, ветерана тыловых работ, я называла тётей, то есть, Хажабаабазай.  Оттого что моя мама, Джавайратабазай и Аминатабазай и она, работавшие   на строительстве оборонительных укреплений, делили пополам и крошки хлеба, и пригоршни воды, и свою радость, и общую скорбь пополам, а в июне 1942 года поклялись называться сёстрами. Моя мама иначе не называла Хажабу, кроме как своей сестрой, так что я с детских лет думала, что она – кровная сестра моей матери. Даже тогда, когда, повзрослев, узнала, что она – названная сестра мамы, уважения к ней нисколько не уменьшилось, так как Хажабаабазай с искренней привязанностью относилась к нам, дочерям  своей названной сестры.
       «Красоту уносят годы, доброту не унесут», поётся в известной песне.
Годы унесли не только былую красоту, но и их, ветеранов трудового фронта. Но их потрясающую доброту ни годы, ни столетия не унесут.

                ***
        Гаджимурадацци вместе с тётей Хажаба вырастили дочь Муминат и сыновей Хатта и Кади.
        Хатта, удивительно похож на своих родителей и по внешности и по характеру. Он, получив боевую подготовку в Туркмении, 27 декабря 1979 года был отправлен в Афганистан, где выполнял интернациональный долг от 29 декабря 1979 года до 16 июля 1981 года. В эти годы, близко к сердцу принимая переживания Хажабаабазай, моя мама постоянно молилась: «О Аллах, пощади сына моей сестры! Аллах, не расстраивай её материнское сердце!».
       В провинции Шиндант, Хатта не раз приходилось совершать разведывательные вылазки, искать места, откуда душманы собирались совершать нападения на советские войска. Командир отделения ВУС-06401, первоклассный специалист зенитных ракетных комплексов ближнего действия,  Хатта, сражаясь в горах ДРА, не раз подвергался опасности. Не раз помогал он солдатам Афганистана выбираться из окружения маджахедов, о чём свидетельствуют его награды:  медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», нагрудной знак «Отличник Советской Армии». Хатта не раз награждался и юбилейными медалями: «20 лет вывода Советских войск из Афганистана», «70 лет Вооружённых сил СССР» и другими.
       Младший сын Гаджимурадацци, подполковник Кади, получив специальность по технологии машиностроения, металлорежущих станков и инструментов в Дагестанском политехническом институте в 1986 году, продолжил учёбу в Институте промышленной собственности и инноватики. Работая в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН), Кади  участвовал  боевых действиях в Карамахи и Чабанмахи, происшедших в 1999-2000 гг. Во время этих событий в Дагестан приезжал В. В. Путин. Видя политическую стойкость, выдержку и патриотизм в защите конституционного строя, отличную службу во время боевых действий от имени Правительства России В. В. Путин наградил 40 ребят, в том числе и Кади, наручными часами.
       Пунктуальный во всех поручениях, принципиальный в работе, подполковник Кади награждён медалями «За отличие в службе II степени» и «За усердие в службе II степени».

                ***
      
       «Только в ладной семье вырастают ладные дети» говорят в народе. Зная семью Гаджимурадацци, невозможно не согласиться с народной мудростью.


Рецензии