C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Воспоминания Зои Антоновны о войне

Когда началась война  мне было  десять лет. Я хорошо помню как уходил отец 31 августа 1941 года. Из нашего села в один день ушло сразу одиннадцать человек и не один потом не вернулся.
Два месяца отец стоял с новобранцами за Кунгуром. От нас пятьдесят километров.
Мама три раза с одной женщиной ходили туда. Сколько там было солдат, лошадей. Людей учили стрелять, а лошадей приучали к грохоту и стрельбе. Отец занимался пулемётами.
Шестого ноября их отправили и позже нам пришло письмо на клочке бумаги:
Я в Костроме, где похоронен мой брат, воевавший ещё в гражданскую войну.Потом ещё одно письмо было: Поехали на место назначения. И последняя весточка: одиннадцатого числа вступаем в бой. Береги ребят.
Наверное сердцем чувствовал, что своих ребят он не увидит больше.
Потом пришла похоронка. Четырнадцатого декабря 1941 года был ранен в левое плечо и бедро. Пятнадцатого умер в медсанбате.
А в феврале нам пришёл перевод на тридцать руб. сорок копеек.
Может кто-то отзовётся? Я бы очень хотела поклониться тем людям, которые не оставляли деньги , хоть и малые себе, а отправляли оставшимся сиротам.
 Мама в то время, в колхозе, получала пособие на трёх детей, нас, семьдесят пять рублей после гибели отца. А в колхозе она как и все получала семьдесят два рубля.
 В селе у нас работала инвалидная артель камнерезов куда принимали подростков с двенадцати лет. Давали хлебные карточки пятьсот граммов  рабочая и триста граммов служащая. Если не выполнишь работу дадут триста граммов, а как домой принесёшь триста,а не пятьсот?

Могилу папы нашли его внуки, школьники. Под городом Клином в селе Захарово,а похоронен он был в селе Владыкино. Потом их всех перенесли в Захарово. И там на памятнике он третий снизу написан: Байдин Антон Петрович, село Красный Ясыл, Ординский район, Пермского края. Может кто-то отзовётся?


Дорогая моя Зоя Антоновна! Как я счастлива, что встретила вас на своём жизненном пути. Сколько рассказали вы мне о войне, о людях в то время, о матерях и детях и много ещё чего. Я так благодарна вам. Иногда слушала вас с содроганием внутри. Что пережил наш народ!
Ад, апокалипсис, чистилище. Поэтому для меня главные праздники пасха и 9 мая.
Да для меня это праздник, большой, огромный, хоть я и не ребёнок войны. А своих солдат , самых дорогих, родных и бесценных мы будем помнить всю свою жизнь. Все цветы мира слагаем мы к их ногам.  Пусть спят спокойно. Мы всегда о них помним.


Рецензии