Исторический путь России

После разрушения Советского Союза мировоззренческая пустота, образовавшаяся в народе, не была заполнена духовным содержанием. Потом вскоре наши умы стали бурно заполняться православной верой, в подвиге сбережённой в сокровищнице русской церкви и теперь изливающейся из Самого Бога, готового воскресить силу русского православного духа. Упустить тот дар было равносильно смерти, ибо наставало время, восстав от векового умственного сна, довершить русское и всемирное созидание духовного царства, пути стяжания которого так чудно были отражены в нашей культуре, церкви и государстве. Ту возможность мы, всё же, отчасти упустили.

Непреходящее значение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) было в том, что он выразил и обосновал убеждённость, что Россию возродить к исторической жизни может только сам русский народ своими духовными силами, корни которых покоятся в христианской почве и преемственности служения великому православному отечеству, которое называется не иначе, как Святая Русь.

Значение владыки Иоанна ещё в том, что он указывал, - внутри России существует многочисленный малый народ её противников, вечно и неусыпно враждующих против её духовного возрождения, и владыка призвал к отстранению этих разъедающих Русскую державу червей (как бы сказал Черчилль) от всех рычагов влияния, без чего возрождение России к исторической жизни невозможно.
 
Упустили тот духовно-исторический миг, быстрого воскресенья не произошло. Последовавшее вялое состояние раздвоенной идеологии лишило образ страны нравственного авторитета среди исторически связанных с нами народов. Отпадение Украины от России было, наверное, роковым указанием Бога на непорядки в духе русского общества. В том была и пока ещё есть наша вина перед погибшими жителями Малороссии и Новороссии, что мы свели доверявшие нам народы с ума из-за засевшего в русских головах атеизма и стыдливости свидетельствовать свою веру. Раздвоений было много: призывание Имени Божьего не слышалось в общественной жизни  России, церковь – душа русского народа – оставалась отделенной от государства, а Божественный Закон не звучал во всеуслышание, оживляя и питая души.

...Когда Н.В. Гоголь писал, что вдохновленная Богом Русь куда-то чудно стремится, но не даёт ответа куда, - на самом деле ответ есть: она стремится к духовному совершенству. В образах прежней, царской России было много всего прекрасного, высочайшего, любви, даже трудно представить, как естественно соединялись любовь и вера в душе наших прадедушек и прабабушек. Но не было, может быть, достаточного совершенства в разуме, не успели они стать в разуме по благодати Богами, как назначено Создателем. Говорю «не успели», потому что внутри  русского мира было предостаточно источников, готовых оздоровить страну.

Но со времён Екатерины 2-й сформировалась антинародная интеллигенция, со временем превзошедшая числом народную и сыгравшая решающую роль к 1917 году.  Простой народ не повинен в революции, он страдалец в этом международном потрясении. Материализм и марксизм родились не на русской почве, они были занесены сюда извне (свт. Николай Сербский).

У русских есть особенный, беспрецедентный образ православно-имперского государственного устройства, а именно: среди православного кроткого сердцем, смиренного и сильного народа империя отличается от империй иного типа, она является проекцией Царства Небесного на землю, что мы видим и знаем по неложной сердечной любви к ближнему, независимо от его национальности и вероисповедания, и уважения к его вере. Такое отношение было, есть и будет в России. Империя по Божественному замыслу может быть одна в мире, как и Церковь одна, ибо как в церкви нет никакого деления и все составляют одно духовное целое, независимо от способности и положения, так и в империи нет разделения на своих и чужих, но все люди пребывают равноправными подданными одного царя, независимо от вероисповеданий, при условии взаимного согласия и дружелюбия. Образ же божественной православной империи кроткого и большого государствообразующего христианского народа был дан в Российской империи. Сама же Россия стоит на православии, соборности и служении.

Чем Святая Русь оправдает свое драгоценное имя, если не предстоянием во всей полноте своего народа пред    Господом? И чем ещё, если не оправданием Православия перед народами мира?

Всегда были в среде русского народа праведники, подвиг которых не сразу заметен. Трудно найти в великой русской художественной литературе образы тихих подвижников веры – они были мало интересны для романистов, чьё творчество требует интриг, а не наблюдений над мирными, светящимися верой тихими душами. Слава Богу, в наше время написано и издано много документальной жизнеописательной литературы о подвижниках веры из разных слоёв народа. Да, они не были большинством среди своих, тем не менее, неся великие подвиги, молились за обидчиков и гонителей земляков и влияли на очень многих из них.

В Российской Федерации объединились разноверные народы, при этом необходимо твёрдо понимать, что де-факто республики и субъекты, имеющие свои наименования и границы, имеют свою историческую религию, а всё, что кроме этих границ - это православная Россия. Москва и Санкт-Петербург были и будут всегда православными столицами, в них гостеприимно и традиционно предоставляются места для некоторого числа иноверных храмов.    

Мы не можем искоренить зло совсем. Никогда, ни за что. Изгнать его может только Бог и желает этого, но не нарушает свободной воли человека. Поэтому одна из главных добродетелей есть постоянная молитва, чтобы воссиял свет, и исчезло зло навсегда, чтобы грех искоренился внутри и вне нас.  Если бы в русской истории служебная жизнь не была продолжением Божественной Литургии, если бы своё самоотверженное служение человек не соединял в единство со Христом, если бы царство было не православным и народ не чувствовал глубочайшей  внутренней связи своего повседневного жертвенного служения царю с тем, что познавал он на Литургии, другими словами – если бы жизнь не была продолжением Литургии, если бы своё самоотверженное служение и жизнь  русский не соединял в смысловое подобие и единство со Христом, то империю бы он не смог создать. Но с Богом он её создал.

 Эта органичная связь с Богом свидетельствовала о воле Божией, благословении и соучастии Бога и народа. Поэтому сейчас решение внутренних, мировоззренческих, религиозных, духовных вызовов должно стоять на первом месте. Народ благословлён быть единым и никаким другим. Христос об этом выразился предельно ясно. Этого не желает только очень активный «малый народ» внутри страны, зная, что разобщённые каждый по своим внутренним уголкам жители – это не  народ, а нечто нежизнеспособное, и на этом можно хорошо наживаться, таким населением управлять и достигать своих целей. Такое разобщённое население - даже не советский народ. Советское было частью православно-имперского, правда лишённое внутреннего отношения к вечной жизни, и советское тоже использовало цельность русского человека.

Бог держит в руках и творит историю, а человеку надлежит определиться – с кем он. Мы, русские, так же, как все христиане, имеем долг и обязанность определиться. Без Божественной благодати нам никогда не привлечь к себе людей иных вер, цивилизаций и культур. Творец человека милостиво призирает на людей, заботясь не только о земной жизни, но ещё больше о вечной, и ведёт народы ко благу, каждому народу дав особенный дар, назначив, очевидно, очерёдность действия, зная всё сокровенное о народах. И Русскому народу Господь назначил миссию в человеческом роде. Он открывает источники силы для её совершения, разум и речь для познания и формулирования, распознавания времён. Но только сам человек может расположить свою благую волю.

Русский путь – это усилие воплотить в жизнь Животворящий Дух Божий. Из этого усилия в миру сложился и должен завершиться национальный характер с его определёнными резкими чертами. И из этого усилия, может быть, выявляются для человеческого рода некоторые общеполезные истины. Черты национального характера, сложившегося и отшлифовавшегося за века, требуется  приложить к духовному состоянию современного русского, стяжавшего высокое интеллектуальное и нравственное развитие в 20 веке. Что же за время мы сейчас переживаем? Момент истины? Час воли Божией? Преображение души? Да, всё это. И подобно тому, как стремительно, наполняясь соками жизни, на наших глазах, подчиняясь чудному Божественному закону, ожила и расцвела прошедшей весной природа, так подчинится воле Божией каждая русская душа, и освободит Бог все души от власти греха, привлечёт к Своим Животворящим Таинствам и дару Святого Духа.

И благодаря цельности своего характера и православной вере русский народ создал православное государство, империю, и во время кратковременного советского периода и особенно Великой Отечественной войны цельность и христианство выразились в таких формах, как братство, дружба, товарищество с острым чувством справедливости и совестливостью. Они отлились и закалились в огне войны. Это почти именно те качества, которые имел в виду святитель Николай, говоря:  "Русский народ должен выйти из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде, вовеки прославленным пред землёй и небом",  "умягчиться, облагородиться, обожиться, отречься от всего накопленного земного устремления, пройти через муки внутренней брани, для того чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному". "На многострадальный русский народ прольётся новая благодать Духа Святаго. Народ русский станет народом священным, воссияет звездой утренней среди народов. И тогда  очищенный и крещённый огнём страданий и слёз, умягченный, облагороженный и обоженный, Русский народ будет готов оказать помощь растерянному, ослепшему миру, который нуждается в целом священном, святом народе. Точнее – Христианству и через него всему человечеству таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес". "Уникальная государственная программа России - быть народом, в котором каждый человек свят". Это счастье  –  просыпаться в стране, освещенной вместе с солнечным сиянием, светом веры и правды.

В СССР создавались романы на темы высокой нравственности, они немедленно становились явлениями в культурной жизни, формировали высший уровень в сознании людей того времени, воплощались, так сказать, в жизнь, размножались в других явлениях культуры. Сейчас  такого, к сожалению, нет, но может и быть, если в основу идеологии будет положено Христианство.

Достаточно времени прожив при советском строе вне церкви и даже без веры, и столько же православным русским человеком, узнав творения святых отцов и пути воплощения их знаний в повседневной жизни, свидетельствую, что даже молодое поколение можно вооружить настоящей мудростью и мощными созидательными началами, если образование строить на православной христианской мысли.

За многие годы в России сложился человек, хоть и превосходно образованный, но в религиозном плане за последний век не получавший соответствующего времени образования, и вера у нас есть, но посажена в какую-то темницу в глубине, так что сами считают себя атеистами. Увлекшись земными делами, русский атеист сам не знает, что в нём живёт вера. Освободи её в себе, человек, если ещё не освободил, и ты исполнишь в себе задачу библейского масштаба.   






 


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.