Гуси-гуси Га-а-га
Дворец Правосудия оставил у меня куда больше вопросов, чем ответов. Кому служит этот огромный псевдостаринный дворец красного кирпича, построенный уже в двадцатом веке? Кто истинный властелин его хваленых роскошных интерьеров, которых мы, к сожалению, так и не увидели? А главный вопрос, ответ на который, может хотя бы читатель знает, существует ли хоть одна реальная мировая проблема в настоящем или прошлом, которую этот крючковатый, затейливый, важный и очень дорогостоящий организм реально сумел разрешить? Я такой что-то не припомню…
Просто насмешкой над народами мира было поместить подобное учреждение в городе, где произошло страшное надругательство над правосудием. Я говорю об истории Яна де Вита и его брата Корнелиуса, растерзанных разъяренной пьяной толпой. И это в то время как следствие по делу второго только пыталось разобраться, был ли в его действиях состав преступления и злой умысел, а следствие по делу первого вообще не было открыто…
Представляю, как грустила в этом городе русская царевна и великая княжна Анна Павловна, выданная замуж за новоявленного нидерландского короля Вильгельма Второго. Представляю, как ненавидела она эту мрачную столицу с её злыми, холодными дождями и пронизывающими ветрами. Настолько ненавидела, что даже похоронить себя завещала не там, а в игрушечном, фарфоровом и двухэтажном Дельфте. Впрочем, сами жители Гааги очень даже полюбили вздорный и капризный нрав великой княжны, её склонность к настоящей великоросской роскоши и, главное, - её искреннее желание помогать в беде слабым и упавшим. Поэтому они не только назвали её именем-отчеством улицу, но и усадили её копию, отлитую из качественной нержавеющей бронзы на простую бульварную скамью. Там она-бедолага и сидит, поливаемая нескончаемыми холодными гаагскими дождями.
А вот монумента лебединой Анне Павловой, создательнице несравненного танца умирающего лебедя, в городе пока нет. Она этим танцем как бы предсказала собственную гибель прямо на сцене, на глазах обомлевшей толпы.
Сам Сен-Санс сказал ей по поводу её лебедя:
«Мадам, благодаря Вам я понял, какую великую музыку я сочинил!» Так вот умерла Анна Павлова не где-нибудь, а в этой самой чертовой Гааге от воспаления легких, пренебрегая которым, отправилась в тот вечер танцевать. Об этом я пишу здесь на всякий случай – в назидание нынешним любителям пренебрегать состоянием собственного здоровья. Впрочем, саму великую балерину я могу понять. В этом городе, должно быть, приятно умирать… Во всяком случае жить там я бы точно не смогла.
А при чем тут гуси? Да ни при чем… Созвучие просто.
Гербом города является аист. Но не потому, что он приносит туда малышей или вьет гнёзда на крутых гаагских крышах. Тут придумали новый способ использовать в своих целях эту вольную и изящную птицу. Жители Гааги всерьёз страдали от жутких ароматов и антисанитарии, разносимых по всей округе от нечистого рыбного рынка, располагающегося прямо в центре – на площади у одного из тюремных дворцов. Вот кому-то и пришло в голову подрезать крылья нескольким десяткам аистов, держать их взаперти и впроголодь целый день, а по вечерам выпускать в любую погоду на рыночную площадь, чтобы они убирали с булыжной мостовой разбросанные там остатки рыбы и морепродуктов - в качестве бесплатных дворников… Гениально, не так ли?
А мне почему-то безумно жаль и обескрыленных тонконогих аистов, и двух русских женщин с одним прекрасным именем - Анна и по странному совпадению связанных с не менее прекрасным именем - Павел. Жаль до слёз. Может быть, это их и оплакивают здесь бесконечные злые дожди в мрачном королевском городе Гаага?
Свидетельство о публикации №219061800707
- Гуси-гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
Мне и в голову не приходило звуковое сходство в названии нидерландской столицы с "гусиным" междометием, а вель оно - такое прозрачное:
- Га-га га!" и "Га-а-га"! Браво!
Преврсходно подана перекличка двух русских женских имён и судеб, которые обе замкнулись на судьбе Нмдерландов, соседней с нею Бельгии и России. Это Анна Павловна - родная сестра Александра I и Николая I (двух русских императоров ХIХ века): великой княжны Анны Павловны, выданной замуж за принца Нидерландов Виллема Оранского впоследствии занявщего трон королевства Нижерланнды как Виллем Второй. После этого события Анна Павловна в России уже не бывала, скончавшись в Голландии.
И там же обрела вечный покой великая русская балерина Анна Павлова, чей образ навеки связан с образом третьей птицы: ведь коронным номером танцовщицы был "Умирающий лебедь" Сен-Санса. Анна Матвеевна (и Павловна!) Павлова умерла в Гааге от плеврита, простудившись после репетиции. Гаага и описана автором с натуры как простудный, гриппозный, грустный и печальный город... Спасибо, но туда не хочется!
Феликс Рахлин 02.11.2019 20:15 Заявить о нарушении