Первая императрица. Гл. 1. До Петра

     Первая любовница царя Петра Анна Монс, на которой он мечтал жениться и ради которой сослал свою первую жену в Суздальский Покровский монастырь, была обыкновенной красивой шлюхой, чего Петр по молодости лет не замечал. Делу помог случай. 11 апреля 1703 года, в день пиршества в Шлиссельбурге, устроенном по поводу окончания ремонта яхты, в Неве утонул саксонский посланник Ф. Кенигсек. Когда (только осенью) труп был найден, Петр заинтересовался имеющимися при нем документами и среди них обнаружил любовные письма Анны к посланнику и медальон с ее портретом. В результате последовал разрыв Петра с Анной, которая подверглась строгому домашнему аресту под надзором Ромодановского. А через два года в жизнь царя вошла Марта Скавронская.
     Она родилась в Ливонии* в крестьянской семье. Ее отцу Самуилу Скавронскому, приписывают в разных источниках латышскую, литовскую или  эстонскую национальность, но, учитывая фамилию, все добавляют «польского происхождения». Получается, что Марта или латышка польского происхождения, или литовка польского происхождения, или эстонка польского происхождения, но узнать, какой именно из этих вариантов  имеет место, не представляется возможным.
     Надобно сказать, что в нынешнем году появилась еще одна версия: биофизик и поэт Ю. Б. Магаршак, работающий ныне в Нью-Йорке, опубликовал на разных сайтах статью под заголовком «Первая Императрица России была еврейкой». Доказательством, по его мнению, является то, что имя ее отца еврейское. Имя Самуил действительно еврейское, означающее "бог услышал", но оно давно вошло в христианские Святцы наряду с такими еврейскими именами как Адам, Иван (Иоанн), Давид и др., и может быть дано любому христианскому младенцу при крещении. Например, у болгар был когда-то царь Самуил, а у поляков – князь Самуил Корецкий. В конце 19-го века в России министром финансов был генерал Самуил Алексеевич Грейг, а надо сказать, что в то время евреи в России, даже крещеные, к таким высоким должностям не могли быть допущены ни при какой погоде. Так что утверждение Юрия Борисовича им не доказано, а у нас есть довод в пользу того, что это утверждение вообще неверно. Как справедливо заметил поэт Игорь Губерман, евреи лишь в ХХ-м веке научились пить «обильнее славян», но в описываемые нами времена крепко пьющего еврея и, тем более, еврейку было даже невозможно представить. Марта же могла выпить много и, когда стала Екатериной, делала это довольно часто, не отставая от своего супруга, чем доставляла ему большое удовольствие. Попойки она не прекратила и после смерти Петра, что послужило ее ранней кончине – всего сорока трех лет отроду. Автор, однако, не станет спорить с читателем, которому этот довод покажется неубедительным.
     Когда родители Марты умерли от чумы, её дядя отдал двенадцатилетнюю сироту в прислуги в дом лютеранского пастора Эрнста Глюка, проживающего в Мариенбурге** и известного своим переводом Библии на латышский язык. Несмотря на то, что Глюк был ученым человеком, ему и в голову не пришло обучать свою служанку грамоте и до конца своей жизни она выучилась лишь красиво подписывать свое имя на подготовленных ее министрами указах. Для должности самодержавной императрицы, которую она получила после смерти Петра Великого, этого оказалось вполне достаточно***.
     Живя у пастора, Марта научилась уходу за детьми, была отличной швеей, прекрасно готовила, стирала и гладила. Но как утверждает Труайя****, к ее выдающимся хозяйственным добродетелям «добавлялся огненный темперамент». Когда некоторые из пансионеров пастора были уличены в попытках использовать это обстоятельство,  пастор, опасаясь нежелательных последствий, срочно выдал Марту, которой к тому времени исполнилось 17 лет, замуж за шведского драгуна по имени Иоганн Крузе, это случилось накануне русского наступления на Мариенбург. Через день или два после свадьбы (Труайя утверждает даже, что после помолвки) Иоганн со своим полком отбыл на войну и, как утверждали, пропал без вести.
     Шла Северная война и в августе 1702 года армия фельдмаршала Шереметева завоевала Ливонию и взяла Мариенбург. Шереметев доносил царю: «Послал я во все стороны пленить и жечь, не осталось целого ничего, всё разорено и сожжено, и взяли твои ратные государевы люди в полон мужеска и женска пола и робят несколько тысяч, также и работных лошадей, а скота с 20 000 или больше… ,чего не могли поднять, покололи и порубили». В самом Мариенбурге Шереметев захватил 400 жителей. Когда пастор Глюк в сопровождении своей челяди пришёл об этих жителях ходатайствовать, Шереметев приметил служанку Марту Крузе, забрал ее к себе и сделал своей любовницей. В следующем 1703 году её увидел князь Меншиков и отобрал у пожилого фельдмаршала, из-за чего тот сильно с ним рассорился. Пастор же Глюк, был взят на русскую службу, основал первую гимназию в Москве, преподавал языки и писал стихи по-русски. На его дочери женился Франц Вильбуа, француз на русской службе, который и рассказал потомкам эту историю.
     Труайя же сообщает немного другую версию: Марта вначале стала пленницей и любовницей какого-то унтер-офицера, захватившего ее на улице Мариенбурга, и уж затем Шереметев отобрал ее у унтера, а потом был принужден уступить Меншикову, большому любителю пышных женщин. Этот вариант нравился А. Н. Толстому, который использовал его в своем романе о Петре, заменив при этом унтера простым солдатом. Однако Труайя не подтверждает свою версию никакими источниками, в то время как версия Вильбуа подтверждается записками из архива ольденбургского герцога. Поэтому можно с уверенностью полагать, что свой путь к трону Марта начала прямо с фельдмаршала, а не с унтер-офицера или рядового солдата. Попав к Меншикову, Марта была одновременно и любовницей и служанкой. Ему нравилось, как она гладила его рубашки, она приводила его в полный восторг и как любовница.
_____________________
*Ливония (Лифляндия) охватывала южную часть нынешней Эстонии и северную часть нынешней Латвии, до завоевания русскими принадлежала шведам.
**Ныне Алуксне в Латвии.
***По версии словаря Брокгауза и Ефрона в семье пастора Глюка Марту будто бы учили грамоте и рукоделиям; там вообще получается, что Марта находилась у пастора не в услужении, а на воспитании, однако, т. к. первая императрица всю свою жизнь оставалась неграмотной, это всего лишь реверанс издательства в сторону августейших подписчиков словаря.
****Анри Труайя (1911–2007) – французский писатель армянского происхождения. Некоторые утверждения его книги «Петр Великий», на наш взгляд, являются художественным вымыслом.
=================
Иллюстрация: Портрет Екатерины 1717 года. Художник Ж.-М. Натье.


Рецензии