О душе

     Однажды к нам в дом переехала семья с девочкой примерно моего возраста. Девочка была смешно по моим понятиям одета, отличалась кривыми зубами, картавила, и симпатии у меня не вызвала. Гуляя с бабушкой по лесу, я ей призналась, что не хочу дружить с этой девочкой - она некрасивая. Бабушка улыбнулась и сказала:

- А ты присмотрись к ней, может у нее душа красивая.

Взяла бабуля мой букетик, который я обязательно в лесу собирала и показала на цветок, яркий и выделяющийся.

- Видишь, какой яркий? А пользы от него мало. А вот этот неказистый, но очень полезный, столько всего лечит. Если травы собирать только по красоте, то насобираешь много не просто бесполезных, но и опасных иногда.

     Так я узнала о душе. Но понятие не давалось, я всех изводила вопросами, а в советской обыденности душе места не особо находилось. В разговорах она могла быть не на месте, уходить в пятки, болеть, а чужая вообще потемки, но это было все не то. Никто пытливой дошкольнице не мог или не хотел дать исчерпывающий ответ, где внутри она помещается, как увидеть, красивая она у меня или нет, и еще много вопросов о душе остались без ответа.

     Бабушка наконец сжалилась, посадила напротив себя и начала рассказывать о том, что душу никто не видел, но именно она делает нас живыми, а когда человек умирает – она отлетает. Красота души определяется по поступкам, вот тетя Ася внешне некрасива, а разве это скажешь – она любит людей, всегда готова помочь, поэтому у нее много друзей, которые ее любят. А если человек совершает злой или подлый поступок, то у него душа чернеет, больно ей.

     Новенькую девочку во дворе невзлюбили непонятно за что, были даже такие, кто ее изводили – то на платье брызнут грязью, то дразнят, то толкнут. Однажды одна из дворовых девочек ехала на велосипеде и толкнула Таню прямо в грязную лужу, та упала и расплакалась. Несправедливость с детства вызывала у меня желание заступиться за обиженного. Я запальчиво крикнула обидчице, что все, душа у нее черная и больная.
Так случилось, что дошколят у нас во дворе тогда было много, они вокруг меня собрались и потребовали, чтобы я рассказала им о душе. Это был мой звездный час, я вспомнила плохие поступки каждого и оценила их красоту души. Черноты оказалось немало.

- А как ее убрать, черноту эту? – спросила Таня.

     Этого я не знала, но пообещала, что завтра все расскажу, но это наш секрет. Само собой, помчалась я к бабуле за рецептом отмывания души. Бабушка уже и не рада была, что этот разговор затеяла. Родители таких бесед с малявкой не поощряли, меня и крестили бабушки тайно. Чтобы как-то не заходить в тему Бога, она сказала, что надо совершать как можно больше хороших дел, просить прощения, если обидел или неправ, тогда душа сама и очиститься.

     Важная, я поделилась с подругами приобретенным знанием. Целый день мы изобретали хорошие дела, чтобы души очистить. На следующий день одна из девочек, не в силах носить такое и не поделиться, рассказала своей бабушке. Бабушка была из деревни, верующая, и этого не скрывала совсем, а потому подробно поведала внучке о Боге, грехе, покаянии и прочем. Внесла через внучку смятение в наши неокрепшие детские души.

     Я даже на свою бабушку обиделась, что она мне о Боге не рассказала. Наш разговор услышал папа, с Богом у него были свои отношения (до самого ухода), морочить меня не разрешил, сказал, вырасту – сама разберусь. Позже мы с бабушкой тайком ходили в церковь, но это другая история.


Рецензии