Годы курсантские. 1976-1981 г. г

Годы 76-81. Моя семья не богата, мать в разводе, моя стипендия составляет 12,50 р. в месяц, минус профсоюз, комсомольские взносы. На руки 10 р., плюс мама присылает 10 р. в месяц.
Не густо, значит надо крутиться, как волчок, если хочешь пивка попить, а порою и сигарет с фильтром покурить. Я курю «Беломорканал», либо «Аврору» по 18 копеек.
Кроме выгруза вагонов с сыром, тушами, маргарином, я нахожу еще один источник дохода.


На № линии Васильевского острова был ломбард. И там принимали форму, ботинки, брюки, шапки и тельняги с робою.
Тему пробиваю, первый заход, это второй мой курс. Две пары ботинок, зимние и летние. «Принимаете?», «Да, берем!- Размер?-«43»- «7р летние, 8-зимние».
Целых 15 рублей! Я рад и в голове складывается схема, главное не попасть под статью о спекуляции .


Форму нам меняют ежегодно, на обмен я должен отдать двое ботинок, робу, две тельняги, брюки, суконную и белую голландку. Многие из нас ходят в своем-шитые брюки, красивые черные ботинки. Тельники у нас двойной вязки, теплые до дури летом, но после стирки на ней появляются катышки, вид неопрятный, вид более-менее опрятный приобретается после 3,4 стирки. Потому народ их не меняет.
Осень, обмен формы. Моя форма с «иголочки». Фланка первого срока, их несколько, ботинки с нулей, хоть и казенные. Брюки расклинены вшитыми клиньями от паха. Казенные- 30 см внизу. но мы же Балтийцы! Потому мой клеш составляет 35 см, я мету им мостовые Васильевского острова. У моих стариков есть машинка швейная, я вставляю клинья в брюки, опускаю пояса казенных брюк, ушиваю фланки. Расценки ниже всех пошивных в два раза. Фланка в ушив-2 рубля, брюки – 5 р. Шинель в талию, в «рюмку» вообще не о чем, 5 пива и два набора в пивной. Но никогда этим не заканчивалось, была пельменная на углу Большого и 4 линии. Там процедура обшива продолжалась, персонал любил кадетов и потому «Две порции пельменей и хлебушка побольше, встречалось с одобрением». «Мальчики, бутылочки оставьте под столом».


Ломбард, я заношу очередные комплекты формы, меня узнают, часть формы я несу под заказанный размер. Обменки у меня много, «Ты менял что-то?» -«Нет, у меня все шитое!» -«Я сдам за тебя?»-«Сдавай!» На складе я и Иванов и Петров и Сидоров. Октябрь, ноябрь-мое время. 120-130 рублей в месяц, моя мама получает 105. Складские немного удивляются, когда я беру 54 р/4 рост при своих 180/5.
Курс 4-ый, новый заход с двумя сумками. «Надя! Черный Принц пришел!» -«Как?»-удивляюсь я . «А как тебя зовут?»-«Саней зовут».-«Хоть имя наконец узнали! Сашей его зовут, девчонки!».
В свою очередь, я спрашиваю, куда такое количество формы они девают. Ответ прост: «У нас, на Псковщине, три деревни одних моряков».
Мы смеемся, девчонки волнуются, будет ли кто после меня. Я огорчаю их, все, ни кому, не передам…


Я не понимаю, что такое нет денег.
Масло-жир комбинат, что на Обводном канале. Туда подъезжаем втроем на заработки. Около 24 часов, очередь из бомжоты . Стоим и мы, в шинелях и робах.
Выходят «Покупатели», берут нас. Мы моложе, воруем меньше. Два вагона под загрузку 25 кг. ящиками с маргарином, ящики идут из холодильника по конвейеру. Мы принимаем и разносим на две стороны, Ящик на ящик и так до верха вагона. Первый проходит нормально, второй, уже утро зимнее, идет хуже. Нам троим только что исполнилось по 18 лет, кто-то из нас поскальзывается и падает, ящики из конвейера валятся в кучу и мы орем вниз, чтобы остановить.
Около 6 часов утра, два вагона забиты до верха, кладовщик оформляет на нас накладную на деньги.


Трамвай № 15, мы едем в толпе работяг Балтийского завода. Два моих товарища прижались у кабины вагоновжатого, они спят. Я засыпаю, держась за поручень вверху вагона. Мои ноги подгибаются, я падаю, но рука удерживает меня, я просыпаюсь.
Двое работяг говорят между собою : «Смотри, макаровцы с лядок едут, ноги не держат». Жалеют курсантиков.



Косая линия, мы успеваем на завтрак, потому вяло плетемся в сторону училища. Мы еле бредем, мои кореша бредут под руку, поддерживая друг друга. Я иду сзади, не иду, а бреду, мои глаза слипаются. Толчок в спину, второй толчок. Вяло оборачиваюсь, чтобы выматерить кого-то. Это 128 автобус, вяло машу рукой друзьям, чтобы отошли в сторону.
Пьем чай с бутербродами и плетемся в экипаж, спать. Застукают спящими, бес с ним. Наши деньги большие, по 25 рублей, мы их получим чуть позже.


Рецензии