Истребление нравственного в человеке. p116-120

ИСТРЕБЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО В ЧЕЛОВЕКЕ
Неизбежность

Слова архимандрита Кирилла (Павлова), сказанные им в
одном из интервью: «Нравственность нужно восстанавли-
вать» теперь видятся в конкретной задаче – нужно возвращать
к жизни внутреннего религиозно-нравственного трудового
человека. Представителями таких людей в России, повторим,
были крестьяне, часть дворян и семей княжеского рода, часть
епископов и священства. Вместе они составляли народ Божий
в России.
Народ этот имел три свойства: патриархальность, верно-
подданничество царю, помазаннику Божию, и святость. Все
три свойства не от людей, не из их естества. Все три свойства
есть результат воспитания Богом своего народа. Все три свой-
ства образовались и действуют в человеке вследствие преоб-
ражающего присутствия в нем Святого Духа.
Апостасия, т. е. отступление от Бога, выражается в отсту-
плении от этих трех свойств. Начинался этот процесс с сере-
дины 16 века с отступления от святости. Шли годы, десятилетия
и в семьях народа Божия по мере ослабления святости
угасала, терялась патриархальность. Вслед за этим в 19 веке
почти стремительно начались процессы незримого охлаж-
дения и умирания третьего свойства – верноподданности.
К 1917 году держава Российская этими процессами апостасии
подошла к катастрофе.

117
Так народ, воспитанием Божиим собранный воедино в пре-
дыдущих столетиях, своей беспечностью, потаканием греху
и самообольщением расстроился на три состава – внешних,
средних и малый остаток внутренне-религиозно-нравствен-
ных людей. Так в видимой части жизни.
Но все эти годы шла и сейчас идет война трех вражиих ду-
хов, духов злобы поднебесной, с Духом Божиим. Внешние и
средние люди не подозревают об этой войне. Знают о ней из
книг да из устных проповедей, но не подозревают даже, как
она совершается на полях сражений их собственного сердца.
Знают, опытно знают об этой войне люди внутренние ре-
лигиозно-нравственные и внутренние нравственно-духовные
и духовные. Но и среди них религиозно-нравственные знают
о ней сумеречно. Не так, как открыта эта война у людей нрав-
ственно-духовных и духовных. «Мы приняли не духа мира
сего, – говорит апостол Павел, – а Духа от Бога. Душевный
(же) человек не принимает того, что от Духа Божия и не может
разуметь, потому что о сем надо судить духовно» (!) (Кор. 2,
12, 14). Видишь, разумение, о котором говорит Священное
Писание, имеет духовную природу, не душевную и тем более
не является следствием какой бы то ни было образованности,
даже богословской.
Если в войнах между народами целью войны является за-
хват территорий и порабощение народа, то в войне духовной
целью являются склонения человеческого сердца – к своеволию
против святости и порабощение человека его падшим
естеством. Для разжигания падшего в человеке вонзаются все
вражии стрелы. Через порабощение падшим естеством чело-
век оказывается в непреодолимом плену у падших духов.
Результат этой войны, производимой в России, предсказы-
вал в своем апостольском послании еще святой апостол Иуда.
Вот что он пишет: «В последние времена появятся ругатели,

118
отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие
духа. Это ропотники, ничем не довольные, уста их произно-
сят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти»
(Иуда, 1, 16, 18–19).
Утрата святости и последующая за этим потеря патриар-
хальности в семьях повела крестьян в рабочие. Бывшие кре-
стьяне, оказавшись в городе и став рабочими, читай – без-
божниками – отрекшись от Божией поддержки свойств народа
Божьего, стали легкой добычей агитаторов-большевиков и в
короткое время из верноподданных превратились в оголтелых
противников самодержавия.
То же произошло и с дворянами и членами царского и кня-
жеского рода. В итоге о них царь Николай Второй записал в
дневнике сокрушительно-горькие слова: «Кругом измена, тру-
сость и обман». То же, что написал апостол Иуда: «ропотники,
надутые слова, корысть».
Те же процессы внутренней апостасии происходили и в
среде священников и епископов. С недоумением, болью и
ужасом читаешь сохранившиеся в архивах мешки писем, на-
правленных в Синод от приходов, благочиний и епархий, в
которых миряне и все чины церкви поздравляют друг друга
с «падением самодержавия». Торжествуют по поводу «начала
новой эры», приветственно поздравляют образовавшееся но-
вое правительство – Учредительное собрание. А в двадцатых
годах массово переходят к обновленцам. Так что в Москве
остается только 4 прихода, верные патриарху Тихону, а в
Петрограде – 9.
После захвата власти в 1917 году Ленин ставит перед ра-
бочим классом задачу на полную ликвидацию без разбора
дворян и всего княжеского и царского рода. А затем на обло-
жение непомерной податью всего крестьянского населения с
одновременной ликвидацией личных крестьянских хозяйств.

119
Вместе с этим крестьян загнали в колхозы и совхозы, чем па-
триархальный уклад семьи был на корню пресечен. Крестьян-
ство через ликвидацию религиозности и патриархальности, а
с уничтожением самодержавия и ликвидацией верноподдан-
ности превратили из народа Божия в класс крестьян – в сель-
скохозяйственное производство в государстве.
Дело уничтожения внутреннего религиозно-нравственного
трудового человека довершила школа. Из поколения в поколе-
ние школа стала формировать внешних и средних людей, об-
разованных с 4-х, 7-ми, затем 10 и 11-летним образованием, и
одаренных, интеллектуальных и творческих. Семья осталась
за пределами школы и была поставлена в роль падчерицы, ко-
торая должна была обеспечивать домашнюю биологическую
и отчасти душевную жизнь детей. При этом родители оказа-
лись всем обязанными школе. Их можно было вызывать на
родительские собрания, муштровать, требовать, привлекать к
административной ответственности. Без разбора их социального
положения и должности. Полностью игнорируя их от-
цовство и материнство.
В итоге в середине 70-х годов 20-го столетия крестьянство,
как явление народа Божьего, как внутренний религиозный
нравственно-трудовой человек, оказалось уничтоженным пол-
ностью. Сегодня в России его больше нет
Остались средние – творческая интеллигенция, и внешние –
служащие, чиновники и работники разных производств и
структур государства. При этом все – со всеобщим образова-
нием, и часть с образованием высшим и аспирантским. Те и
другие, движимые духами мира, времени и лести. Хотя среди
них немало тех, кто пережили религиозное пробуждение, но с
годами гаснущее в нем и выгорающее.
Но и они в наше время не стоят на месте. Активно и побе-
доносно переводятся в разряд людей, поклоняющихся образу

120
зверя – интернету и интернетному пространству жизни. «И
дано ему было (второму зверю, выходящему из земли, т. е. ци-
вилизации) вложить дух в образ зверя (дух образа зверя – это
интернетная власть цифрового правительства и жизненность
сферы интернетных ресурсов и услуг), чтобы образ зверя го-
ворил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не
будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15). То есть весь
полицейский надзор, отслеживание и преследование будут со-
вершаться в пространстве интернета и его механизмами. Для
этого людей предстоит поголовно втянуть в интернетное про-
странство.
Но вот что оказалось. Внешние и средние люди, движимые
тремя духами, сами вливаются в интернетную жизнь. И с та-
кой силой, что вытянуть их оттуда уже почти нельзя. Чтобы в
этом убедиться, достаточно посмотреть на подростков и моло-
дежь, с неотвратимой устойчивостью всеми пальцами втяну-
тых в свои телефоны. Все признаки налицо людей, одержимых
духами. Еще не бесноватых. Пока только одержимых. Пока
еще имеющих, в нужных местах и в нужное время, вполне
приличный вид. И даже имеющих всю видимость религиозной
православной жизни.
Как же таких людей можно не просто призывать, но при-
водить к восстановлению нравственности? Только так, как Го-
сподь знает, но не так, как знают или думают люди. Даже если
они очень богословски образованные и в книгах православ-
ных начитанные.


Рецензии