Так вперед за цыганской звездой кочевой...

Так вперед за цыганской звездой кочевой…

ЦЫГАНСКОЕ СЧАСТЬЕ

Николай Сличенко – советский и российский актер, режиссер, певец, руководитель театра «Ромэн», основатель курса подготовки цыганских артистов в ГИТИСе, единственный народный артист СССР из цыган – жил на добринской земле.

В декабре Николаю Сличенко исполняется 85 лет, но он по-прежнему является художественным руководителем театра «Ромэн».

Николай Алексеевич Сличенко родился под Белгородом 27 декабря 1934 года. Рос он в большой цыганской семье, где кроме него было еще четверо детей. Там и застала их война. Она началась, когда ему шел седьмой год. На его глазах немцы расстреляли отца.

Пережив горе, боль, голод и разруху, семейство Сличенко надолго останавливается в наших краях, в цыганском колхозе «Лалы Черген». Об этом писал более 30 лет назад зам. главного редактора «Добринских вестей» Валерий Волокитин в статье «У цыганского озера».

Данная тема очень заинтересовала коллектив редакции, и мы решили получить подтверждение этого факта от самого Николая Алексеевича. Вот что нам ответили.

- Мама меня, мальчишку, отправила к далеким родственникам в Воронежскую область, в цыганский колхоз. Меня там приютили. Накормили. Я ожил. Чем мог, помогал взрослым в их работе. А вечерами у костра собиралась молодежь. Пели. Танцевали. Веселились. Очевидно, в танце-песне я как-то выделялся, потому что не раз слышал обращенные ко мне слова: «Тебе бы в театр «Ромэн»!». Знали, что есть такой театр. Первое время я эти слова пропускал мимо ушей – где я, а где Москва, театр «Ромэн». О чем тут можно всерьез говорить-то?

Но прошло несколько лет, и это пожелание наших цыган ко мне пристало. Запало в душу. Я стал несмело осмысливать такую перспективу. И вот однажды наши старшие принимают решение: собрать с каждого цыгана по нескольку килограммов пшеницы, продать ее и купить на вырученные деньги мне билет в Москву; тогда ведь зарплаты в колхозах не платили, начисляли трудодни, а по ним выдавали натуральные продукты. Купили билет. Снарядили в дорогу. Провожали всем колхозом. Были и слезы, и радость, и страх. Страх, потому что знал, что, по сути, еду в никуда. 17 лет. Пацан. А тут – Москва, где у меня ни одного знакомого! Конечно, я был растерян. Но, с другой стороны, понимал: другого шанса воплотить мечту может и не быть. В общем, поехал…

Старшему поколению наших читателей Николай Сличенко запомнился как исполнитель роли цыгана в кинофильме «Свадьба в Малиновке», целующего лошадь, исполнением песен «Письмо матери», «Очи черные», «Отговорила роща золотая». Его творчество знают во всем мире.

Николай Сличенко, несмотря на возраст, остается в форме и по-прежнему руководит родным детищем. В ноябре 2017 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы – цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка уже официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннеса в категории российского спектакля-долгожителя.

Мы не теряем надежду, что сможем увидеться с великим актером и напомнить ему о годах, проведенных им на нашей добринской земле.

СТАРОЖИЛЫ ПОМНЯТ

Оказывается, в районе живут люди, что помнят и тот необычный колхоз, и его обитателей, и маленького цыганенка, который в будущем станет главным цыганом страны. Правда, среди этого народа очень много музыкально одаренных ребят, поэтому наши собеседники вспоминают не только Колю Сличенко.

Вера Яковлевна КОНОПКИНА, 1936 г.р., уроженка с. Каверино:

- Помню Николая Волошкина (Волошина? – прим. ред.), цыганенка маленького росточка, но очень веселого и подвижного. Не забыть и сам колхоз, который очень привлекал наше внимание, и особенно живописное озеро.

Нина Николаевна ЗИБРОВА, директор второй Добринской школы:

- Моя мама Крутских Анна Григорьевна родилась в 1931 году в д. Б. Крутчик Талицкого тогда района. Она много рассказывала о тех временах, когда цыгане жили рядом с ними. И среди них был талантливый парень – Николай Сличенко.

Василий Александрович КОЧЕРГИН, 1939 г.р., уроженец д. Петровки Каверинского сельсовета:

- Я сидел за одной партой с Николаем Волошкиным, который на второй день посещения школы решил взять себе фамилию деда – Хлебников. Николай прожил вместе с бабушкой-цыганкой и мамой долго в Петровке, а потом переехал в Ростовскую область, но несколько раз приезжал в Петровку на могилу бабушки, которая его воспитала.

К ЦЫГАНСКОМУ ОЗЕРУ

Разрабатывая маршрут для очередного велопохода, мы решили, несмотря на приличное расстояние (туда - оттуда порядка 50-ти километров), съездить на Цыганское озеро (оно находится между Березнеговаткой и Талицким Чамлыком). Именно здесь когда-то располагался цыганский колхоз, в котором жил Николай Сличенко.

И вот 6 июня, кстати, в юбилейный день рождения великого поэта А.С. Пушкина, наш необычный на этот раз коллектив, который пополнился новыми любителями активного отдыха, отправился в дорогу. Пока ехали по асфальтированной дороге (основной путь пришелся на хорошо накатанную грунтовку), практически каждая встречная машина приветственно сигналила нам, многие махали руками, а на лицах у водителей появлялась улыбка. И не мудрено, не каждый день увидишь такую картину: по обочине дороги мчит колонна велосипедистов, а замыкает ее запряженная в красивую повозку лошадь с интересным седоком – «настоящей» цыганкой (мы предусмотрительно захватили с собой яркий цыганский костюм).

Часа за полтора добрались до пункта назначения. И сразу же прониклись царящими здесь, вдали от цивилизации, тишиной, духом воли и свободы, которые так любят цыгане.

Перед нами лежало то самое озеро. На берегу – стайка цапель, которые при приближении людей сорвались с места и дружно взмыли ввысь.

Само озеро произвело удручающее впечатление. Когда-то необыкновенно красивое, сегодня оно заросло по берегам камышом, а прямо из воды торчат коряги старых деревьев. И все же ощущения – непередаваемые. Особенно когда одна из наших попутчиц Светлана Антюфеева прошла, шурша цыганской юбкой, по берегу. Словно время повернуло вспять, и ожила картинка из далекого прошлого.

Никаких следов пребывания здесь когда-то целого колхоза мы, увы, не нашли. Повсюду распаханные и засеянные поля.

Недостающие детали мысленной картины помогла восстановить вырезка из старой районной газеты, в которой Валерий Волокитин рассказал о существовавшем здесь колхозе и людях, его населявших.

«ЛОЛЫ ЧЕРГЭН»

В самый разгар коллективизации сельского хозяйства в начале 30-х годов, у степного озера при дороге, ведущей из Тамбова в Воронеж, на голом месте появился необычный колхоз – цыганский. Почему – необычный? Да потому что цыгане, как известно, народ вольнолюбивый, кочевой. А тут сельхозартель!

Но советская власть таким образом намеревалась решить главный «цыганский вопрос» - искоренение кочевого образа жизни, приобщение к земледельческому труду.

В соответствии с решением властей цыгане приравнивались к переселенцам, им бесплатно, вне очереди выделялась земля, предоставлялись другие значительные льготы. В частности, каждой цыганской семье на обзаведение хозяйством выдавалось от 500 до 1000 рублей – немалые по тем временам деньги.

Всего по стране было создано 52 небольших цыганских колхоза, в том числе и на территории Талицкого сельсовета Добринского района Воронежской (тогда) области.

По свидетельству жителей Талицкого Чамлыка, цыганский поселок состоял из десятка жилых домов, правления колхоза, конюшни, коровника, амбаров, клуба и довольно хорошей начальной школы. На их возведение были использованы выделенный государством лес и материалы от разобранных деревянных строений, принадлежавших до раскулачивания местным зажиточным людям.

В колхозе (его назвали «Лалы Черген», что значит – «Красная звезда») было от 30 до 50 работоспособных. В каждой семье – куча ребятишек.

Цыгане-колхозники выращивали рожь, просо, овес, пшеницу, занимались животноводством. Но хозяйствовали не очень хорошо, прибыль государство от них не получало. Выращенный хлеб и другую продукцию справедливо делили между собой по числу едоков.

С весны до осенних холодов обитали под открытым небом, разложив у дома перины, подушки, одеяла. Всегда с гитарами, с пенями и плясками. Ночевали тут же, на свежем воздухе.

По средам чуть ли не в полном составе жители цыганского поселка отправлялись в Талицкий Чамлык на традиционный базар, оставив свое имущество фактически безнадзорным, а двери – открытыми (замков цыгане не признавали). Но не было случая, чтобы кто-то покусился на их добро.

Постепенно колхоз хирел, не помогала даже шефская помощь соседней сельхозаретли имени Володарского.

И все же в памяти тальчан смуглолицые соседи остались приветливыми, открытыми. Накормят гостя блинами, напоят ключевой водой.

ОТ ЗЕМФИРЫ ДО ЗЕФИРА

Как уже было сказано, поездка к Цыганскому озеру совпала с празднование юбилея Пушкина. И мы не могли оставить эту дату незамеченной. Тем более, что поэт в свое время очень хорошо описал быт и нравы этого свободолюбивого народа в поэме «Цыганы». Говорят, что вдохновение он черпал от своего пребывания в таборе и даже был влюблен в красавицу-цыганку по имени Земфира. Кто-то даже пошутил, что возивший нас в тот день конь по кличке Зефир – чуть ли не тезка с ней.

А на коротком привале во время передышки перед обратной дорогой вспоминали творчество поэта, знакомое всем со школьной поры. И даже провели небольшую викторину по произведениям и биографии Пушкина. Оказалось, что советское образование, а большинство из нас именно его и получили, дало довольно прочные знания, которые не стерлись из памяти десятилетия спустя.

Чудеса!!! Пока готовился к печати материал, на имя главного редактора «Добринских вестей» пришло приглашение из театра «Ромэн».

«Здравствуйте, Тамара Васильевна! Очень надеюсь, что мы сможем осуществить так, как задумали. Открывать новый сезон будем 22 августа, в этот день будет сбор труппы, и Николаю Алексеевичу будут вручать почетную грамоту Государственной Думы за вклад в русскую культуру. Приезжайте и у вас будет возможность выразить свое уважение знаменитому земляку. С уважением, Галина Леонидовна Гофман, директор по маркетингу театра «Ромэн».

Мы обязательно воспользуемся предоставленной возможностью лично познакомиться с эти великим артистом, о чем расскажем нашим читателям.


Рецензии
Уважаемая Тамара Васильевна, здравствуйте! Ваша публикация о детстве «главного цыгана Советского Союза», а теперь уже и новой России для меня не была неожиданностью. Наоборот, если бы Вы затронули какую-то затасканную тему, вот тогда бы я удивился. А то, что Вы всегда ищете глобальное и в то же время, мало изученное и знакомое широким народным массам – это Ваша стихия. Искать, исследовать и обнародовать это Ваш стиль работы, в чём я убедился за многие годы нашего знакомства. А биография Николая Сличенко мало изучена, ещё меньше освещена в СМИ, и Ваше с коллегами стремление восполнить некоторые пробелы в ней дорогОго стоит. Да и как можно обойти эту тему, если в нашем районе прошёл определённый отрезок детства великого артиста, певца, режиссёра. Доброе дело Вы делаете и, как говорится, «Бог Вам в помощь».
Совершая вместе с Вами заочно велопутешествие, к месту некогда существовавшего цыганского колхоза, я мысленно возвращался на пятьдесят лет назад, в Москву, на улицу Советскую, где располагался единственный в мире цыганский театр «Ромэн». Дело в том, что я был довольно часто зрителем этого театра и имел приятельские отношения с дублёром Николая Сличенко Борисом Генриховичем Завицким. За время службы в армии 1967 по 1969 год я посетил большое количество музеев Москвы, театров, концертных залов и видел, как говорят вживую, многих народных кумиров того времени. Побывал я однажды на спектакле «Горячая кровь» в театре «Ромэн», да так и стал постоянным зрителем этого необычного и единственного в мире «хранилища цыганского искусства». Перед спектаклем я зашёл в театральное кафе, чтобы выпить чашечку кофе и, совершенно случайно (!) оказался за одним столиком с Борисом Генриховичем Завицким. Познакомились, разговорились, и как-то быстро сблизились. В итоге совершилось «чудо» - он подарил мне абонемент на несколько спектаклей. До конца моей службы оставалось несколько месяцев и я каждый выходной посещал театр. (служил на должности офицера и имел свободный выход в город) Довелось быть и в гостях, если можно так выразиться, у Бориса Завицкого,( жил он невдалеке от Курского вокзала, на Садовом кольце, по улице Чкалова, дом 34. номер квартиры не помню) где увидел самого Николая Сличенко, его жену Тамилу Агамирову,( азербайджанку с цыганской душой, живущую с любимым мужем седьмой десяток лет) Лялю Чёрную и многих других актёров театра. Это был, как сейчас говорят, фуршет: игра на гитарах и пианино, умные беседы, чаепитие, кальян. И, представляете, я почувствовал, что мой уровень интеллектуального развития в сравнении с ними был ничтожно мал. После этого я сделал вывод, что не все цыгане малограмотные и кочевые, что и среди них есть элита, и достигли всего этого они упорным трудом, гораздо сложнее, чем русские или другие осёдлые народы. И второй вывод я сделал для себя - надо учиться, и учиться всерьёз.
Вам же, Тамара Васильевна я пожелаю на сборе труппы театра 22августа лично познакомиться с нашим знаменитым земляком и затем поделиться впечатлениями в районной газете и, конечно, на Прозе. С глубоким уважением, Виктор Иванович Некрасов.

Виктор Некрасов   27.06.2019 19:11     Заявить о нарушении
Огромное Вам спасибо, Виктор Иванович, за столь обстоятельную рецензию. Еще раз убедилась, какой Вы интересный человек!Дай Бог вам здоровья и долгих лет жизни!

Тамара Шигина   30.06.2019 19:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.